Следите за новостями

Тele2 раскачал лодку

На казахстанском рынке мобильной связи наблюдается переход от модели олигополии к модели рыночной конкуренции.

26 июля 2012 09:38, Азат Муртазин, Курсивъ
Рубрики: Бизнес, Связь

GSM Kazakhstan/Kcell и Tele2 увеличили рост абонентов во II квартале 2012 года и в первом полугодии в целом. Компании стараются не уступать друг другу, на рынке наблюдается переход от модели олигополии к модели рыночной конкуренции. По мнению аналитиков, Kcell более устойчив к конкуренции с Tele2, чем Beeline.

Прирост абонентской базы у Tele2 во II квартале 2012 года составил 757 тыс. пользователей, что превышает рост в I квартале на 128%. Компания за полгода достигла планируемого на 2012 год количества абонентов — 2,5 млн. Новой целью Tele2 стала цифра в 3 млн до конца года, впрочем, сохраняя такой же темп, компания сможет его выполнить за 3–4 месяца. Выручка компании за отчетный период увеличилась на 38% по сравнению с I кварталом 2012 года и составила $33 млн, EBITDA составила $15 млн. Объем CAPEX (капитальные расходы) во II квартале составил $23 млн.

Лидер рынка Kcell видит в Tele2 конкурента и готов идти на существенные потери доходов, лишь бы максимально помешать занять прочные позиции Tele2. Количество абонентов GSM Kazakhstan/Kcell в январе—июне 2012 года увеличилось на 20,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 11,691 млн. Всего прирост за первое полугодие 2012 года составил 841 тыс. (в 2011 году — 786 тыс.), из них 517 тыс. во II квартале. При этом показатель MOU (количество минут, выговариваемых абонентом в месяц) с начала года вырос на 15,1%, с 152 минут/месяц до 175 минут/месяц. Объем продаж в первые 6 месяцев 2012 года увеличился на 8,4%, составив 3,966 млрд шведских крон ($575,3 млн), против 3,657 млрд в прошлом году ($526,5 млн).

Kcell ожидаемо не прокомментировал итоги. Директор по корпоративным коммуникациям GSM Kazakhstan/Kcell Аида Досаева коротко резюмировала, что компания готовится к IPO.

Третий игрок — Beeline, вероятнее всего, решил не ввязываться в гонку с Tele2, компании выгоднее потерять небольшую долю на рынке, чем прибыль. Что же касается Kcell, то шведская компания приняла вызов Tele2 и соревнуется по всем фронтам. Активность Kcell можно объяснить большой долей на корпоративном рынке — это служит ей «подушкой безопасности» и бережет компанию от больших потерь в доходах.

Как считает аналитик ComNews Research Марина Коробкова, Kcell более устойчив на рынке как с точки зрения своей доли абонентской базы и общей выручки отрасли, так и с точки зрения маркетинговой политики. «У этой компании наиболее разнообразная тарифная линейка и так же, как и у Tele2, европейский опыт материнской компании TeliaSonera. Beeline же, с другой стороны, находится в процессе внутренних изменений управляющей компании и всегда отличался четким сегментированием своих клиентов. Если можно так сказать, что Tele2 — это доступная связь для всех, то Beeline всегда старался быть статусным оператором. Мы не ожидаем изменений в этой политике», — прогнозирует она. Однако запас прочности для снижения стоимости на тарифные планы есть и у Kcell, и у Beeline. «Рынок сотовой связи Казахстана достаточно долго находился на плато, без каких-либо значительных изменений, но это не могло длиться вечно. Сейчас мы наблюдаем адаптацию крупных компаний к новым реалиям, это не может произойти в одночасье», — добавила эксперт.

Как сообщил источник на рынке, ситуация с «приростом» абонентов у Beeline, возможно, сохранится и во II квартале. Стоит отметить, что у компании со II квартала 2011 года, по данным Tele2, ежеквартально сокращается прирост новых абонентов. О ситуации в Beeline получится узнать лишь после опубликования отчета, которое, скорее всего, произойдет во второй половине августа. «Tele2 и TeliaSonera (Kcell) подчинены жестким правилам Стокгольмской биржи, на которой котируются акции компаний. Поэтому отчетность компаний публикуется в короткие сроки», — пояснил PR-директор Tele2 Kazakhstan Алексей Бендзь.

По словам аналитика Com News Research Марины Коробковой, действительно наблюдается некоторое замедление в темпах прироста абонентской базы как Beeline, так и Kcell. «Одной из причин необходимо назвать активную политику Tele2, молниеносно поменявшей правила игры на рынке сотовой связи страны. Однако не стоит забывать, во-первых, о том, что уровень проникновения услуг мобильной связи в Казахстане превышает 120%, что само по себе затрудняет значительный приток новых пользователей. А во-вторых, что операторы связи иногда чистят абонентскую базу от «мертвых душ», — считает эксперт.

Стоит отметить, что доля Tele2 приближается к 8% (по данным самой компании в I квартале этого года доля составляла 7,7%). Данный прирост обеспечивают как бывшие абоненты Kcell и Beeline, так и новые подключения. «За прошедшее время доля абонентской базы обоих лидеров снизилась, но совместно эти две компании все равно занимают до 85% рынка пользователей сотовой связью в Казахстане. Учитывая, что проникновение услуг связи в стране уже превышает 120%, в ближайшее время мы и будем наблюдать более активное и справедливое перераспределение абонентской базы», — отмечает г-жа Коробкова. Однако называть данную ситуацию началом конца будет преувеличением. В долгосрочном периоде Beeline с I квартала 2010 года по I квартал 2012 увеличил свою абонентскую базу практически на 38%, из них 19%-й рост пришелся на период с I квартала 2011 по I квартал 2012. У Kcell эти показатели составляют 57,4% и 19,6% соответственно.

«На текущем этапе, когда рынок абсолютно зрелый и в основной своей массе абоненты уже сделали выбор в пользу того или иного оператора, мерилом побед и поражений операторов уже не является количество набранных за квартал абонентов, а способность оператора удержать интерес и доверие существующих абонентов к себе, сохранить интенсивность потребления ими услуг сотовой связи. Для этого операторы должны стремиться предложить оптимальный (не обязательно самый полный, который часто бывает излишним) пакет услуг за лучшую цену», — комментирует ситуацию на рынке ведущий аналитик «iKS-Consulting Казахстан» Светлана Черненко.

Основную тенденцию развития рынка в «iKS-Consulting Казахстан» видят во все более и более активном переходе операторов от ценового демпинга к эффективному маркетингу, и катализатором этого процесса, безусловно, является Tele2. «Мы рассчитываем, что операторы будут двигаться в сторону упрощения и оптимизации предлагаемых ими условий обслуживания, все меньше полагаясь на инертность потребителей», — добавила г-жа Черненко.

Основная тенденция первого полугодия, по мнению ComNews Research, это переход рынка сотовой связи Казахстана от модели олигополии к модели рыночной конкуренции. «Как результат, мы наблюдаем снижение стоимости услуг, расширение линейки тарифных планов, активизацию маркетинговой и рекламной политики. Также стоит добавить, что у Kcell и Beeline в скором времени начнется усложнение тарифных планов и активное предложение дополнительных услуг связи, так называемых VAS-сервисов», — резюмирует г-жа Коробкова.

Комментарии