Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Страсти по «железу»

Обзор казахстанского ИТ-рынка за 2011 год.

25 июня 2012 16:28, Василий Калабин, Эксперт Казахстан
Рубрики: Рынок

По итогам прошлого года IT-рынок Казахстана практически полностью восстановился после кризиса. Произошло это на фоне усиления концентрации в сегментах дистрибуции и поставок.

Восстановление темпов роста экономики Казахстана оказывает явное позитивное влияние на IT-рынок. Большинство компаний, предоставивших данные для нашего рейтинга, считают 2011 год достаточно успешным. Показатели совокупного дохода от IT-деятельности участников рейтинга выросли по итогам года на 29% и составили 43,7 млрд тенге (таблица 1).

По оценке IDC, объем всего IT-рынка составил в 2011 году 207 млрд тенге. Рост по сравнению с прошлым годом — 19,2%. Однако в результате рынок лишь приблизился к показателям 2007 года, отыграв глубокое падение 2008–2010 годов. При этом на оборудование приходится 88,6% рынка, лицензионное ПО -5,2%, IT-услуги — 6.2% (их доля снизилась с 9,7% в 2007 году).

Помимо того, что компании после кризиса и сворачивания бюджетов сегодня вновь готовы делать инвестиции в IT, важным фактором является постепенное изменение менталитета менеджмента заказчиков. Растет понимание того, что расходы на IT могут повысить эффективность бизнес-процессов и быть хорошим подспорьем в удовлетворении потребностей клиентов. Для казахстанских компаний при этом основной задачей является встроиться в этот рынок и выдержать конкуренцию с зарубежными игроками.

Движение в облака

Из рейтинга исключаются компании, которые занимаются в основном только дистрибуцией (получают 75% выручки и более от этого вида деятельности), однако даже с учетом этого на дистрибуцию/поставку ПО и оборудования приходится 59% выручки компаний, вошедших в рейтинг (график 1).Сумма доходов от этого сегмента составила по итогам 2011 года 25,8 млрд тенге (таблица 2). Дистрибуция представлена в первую очередь компанией «Логиком», которая является лидером рейтинга. При этом речь идет об одной из немногих казахстанских компаний, занимающихся производством оборудования — прежде всего, конечно, сборкой компьютеров. Поставки в основном приходятся на компании «НАТ Казахстан» и ARLAN SI. Основные заказчики представлены компаниями торговли, связи и госсектора (график 2).

Различные проекты в области ИКТ требуют создания соответствующей инфраструктуры, что обуславливает приобретение оборудования, и, в частности, наращивания серверных мощностей. В денежном выражении, по данным IDC, сегмент x86 серверов вырос на 45%, поставки прочих серверных систем увеличились на 20,7%. Впечатляющую динамику демонстрирует и другой важный рынок из этого сегмента — персональные компьютеры. Здесь безусловным драйвером роста являются продажи ноутбуков (рост рынка ноутбуков в четвертом квартале 2011 года — 120,1%). Эти тренды во многом и обуславливают положение компаний в нашем рейтинге.

Весьма значимый и активно обсуждаемый тренд на IT-рынке сейчас — развитие облачных технологий. Пока этот рынок только формируется, но его потенциал развития очевиден. Облачные вычисления используются как для построения внутренних структур, так и для оказания услуг сторонним компаниям. В первом случае это, например, создание централизованной IT-инфраструктуры компаниями с разветвленной филиальной сетью — когда вычислительные мощности находятся только в головной компании, чтобы освободить филиалы от соответствующей финансовой и технической нагрузки. Во втором случае можно упомянуть «Казахтелеком», который готовит инфраструктуру для активной работы в области аутсорсинга.

«Многие секторы рынка информационных технологий уже активно развивают облачные сервисы, то есть стремятся оказывать услуги с помощью удаленных ресурсов, что, в свою очередь, увеличивает спрос на ЦОДы и серверное оборудование», — говорит Сергей Ежков, председатель правления АО «НАТ Казахстан».

Заместитель генерального директора по продажам ООО «Парма-Телеком» Михаил Ульянов констатирует, что сегодня казахстанские компании в части IT чаще развивают собственные инфраструктуру и сервисы, часть компаний формирует инсорсинговые IT-структуры. «Ситуация скорее всего будет развиваться по классическому сценарию — лидеры (с учетом отраслевой специфики) будут постепенно передавать часть сервисов на аутсорсинг», — рассуждает Михаил Ульянов. Такие тенденции в будущем будут приводить к росту сектора IT-услуг.

В поисках себя

Сектор IT-услуг, наиболее пострадавший в ходе кризиса, пока восстанавливается слабо. Этот сегмент занимает 5% совокупной выручки компаний, вошедших в рейтинг, что составляет 2,2 млрд тенге (72% — услуги поддержки, 20% — консалтинг, 8% — интеграция). При этом на данном рынке представлены 8 из 11 компаний рейтинга (таблица 3). Услуги часто лишь сопровождают какие-либо крупные проекты, связанные с поставкой оборудования и ПО, поэтому при большом количестве участников сегмент генерирует лишь небольшую часть доходов. Тем не менее среди лидеров этого рынка есть компании, для которых именно IT-услуги являются основным видом деятельности — в частности, ERP-Service «KazTransCom» и филиал ООО «Парма-Телеком». Эти две компании генерируют почти 50% выручки от IT-услуг рейтинга, и их деятельность сфокусирована на сервисе для нефтянки.

Михаил Ульянов из ООО «Парма-Телеком» отмечает растущую квалификацию высшего менеджмента в компаниях. Это в свою очередь говорит о том, что высшим руководством правильно понимается необходимость IT-приложений, непосредственно связанных с конкретными потребностями бизнеса. «Если говорить в разрезе бизнес-задач, то остаются актуальными стратегическое управление, управление портфелями проектов, управление затратами, поддержка лояльности клиентов и др., — рассказывает Михаил Ульянов. — Если же говорить о технологиях, то существует большая потребность в BI-инструментах. Клиенты сегодня хотят пользоваться мобильными технологиями и присматриваются к облачным сервисам. Формируется потребность в „безлюдных технологиях“, т. е. минимизации участия персонала в процессах ввода первичной информации».

Сегмент IT-услуг в мире является высококонкурентным, и казахстанский рынок не является исключением. Однако компании, работающие в этом секторе, часто отмечают, что это не должно считаться сдерживающим фактором для развития рынка. «Методы борьбы с конкурентами традиционные — отраслевая специализация, предложение апробированных решений, квалифицированный персонал, причем для консультантов становится обязательным понимание технологий основного бизнеса заказчиков», — говорит г-н Ульянов.

По мнению президента Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлана Исина, именно в сфере развития местных IT-услуг лежит есть потенциал развития. «IT-услуги оказываются людьми, и здесь не требуется дорогостоящее оборудование или инфраструктура. Развитие здесь возможно, если только имеются постоянные и нарастающие в объемах заказы», — отмечает г-н Исин. Пока же доля казахстанского содержания на местном рынке IT-услуг, по оценке Казахстанской ассоциации IT-компаний, составляет менее 30%. «Причин такого состояния дел много. Основные из них: отсутствие внятной государственной политики о необходимости развития именно этого сектора в сфере информационных технологий, неправильное планирование структуры затрат на ИКТ всеми организациями-заказчиками», — считает г-н Исин.

Наибольший рост в 2011 году в целом по рынку, о чем свидетельствуют данные IDC, показывает именно сегмент IT-услуг (37,5%), далее идет ПО (33,3%) и оборудование (17,4%). Но при этом сегмент IT-услуг в кризисные годы (2008–2009) просел наиболее сильно — на 47,4%. Как рассказал глава представительства IDC Kazakhstan Андрей Беклемишев, в развитых странах, где услуги представлены в большей степени аутсорсингом, этот сегмент, наоборот, показывал рост в сложные годы. В Казахстане рынок IT-услуг сокращался, поскольку здесь он представлен преимущественно консалтинговым сопровождением новых проектов.

В IDC отмечают, что, например, в России доля IT-услуг составляет 19% рынка, а в развитых странах — больше 50%. Казахстанский рынок тоже движется в этом направлении. Эксперты компании прогнозируют, что будет происходить перераспределение в сторону IT-услуг за счет сокращения доли «железа», которая в 2015 году составит 80,9%. При этом в отраслевой программе развития ИКТ на 2010–2014 годы поставлена задача довести долю казахстанского содержания в IT-услугах к концу 2014 года до 80%, а долю IT-услуг в общем объеме IT-рынка — до 30%.

Непопулярная деятельность

Производство в Казахстане по-прежнему развито слабо. Этим видом деятельности занимается, по большому счету, только уже упомянутый «Логиком».

Производство вычислительного и телекоммуникационного оборудования и лицензионного системного ПО требует существенных капиталовложений, наличия соответствующей интеллектуальной среды и инфраструктуры. И здесь пока сложно ожидать существенных сдвигов. Однако, как отмечает Нурлан Исин, за последние 10–15 лет ситуация довольно резко изменилась и мало кто из производителей средств вычислительной техники в мире сегодня производит какое-то оборудование полностью у себя. Растет разделение труда, развиваются сборочные производства, что в потенциале может давать шанс Казахстану.

Программное обеспечение производят семь компаний участников рейтинга, из них три получают в этом сегменте основную часть своей совокупной выручки от ИКТ-деятельности (таблица 4). Речь идет о «Innoforce CA» — это лидер данного сегмента, «RealSoft» и «ПРОГНОЗ Казахстан». Производство ПО занимает 3,5% совокупной выручки рейтинга (1,5 млрд тенге).Пока заказчики в основном предпочитают готовые решения от зарубежных производителей, поэтому данный сегмент занимает такую маленькую долю рынка.

В нашем рейтинге также есть компании, который занимаются узкоспециализированными видами деятельности, найдя свою нишу на рынке. Например, компания «KAZNET Media» сосредоточена на разработке крупных интернет-проектов высокого уровня сложности.

Что нам готовит ВТО?

К сдерживающим развитие казахстанских IT-компаний факторам в Казахстанской ассоциации IT-компаний относят следующие. Отсутствие постоянного доступа к заказам на IT-проекты. Недостаточный объем средств, выделяемых для IT-услуг. Недостаток IT-специалистов и уровень их подготовки в учебных заведениях. Непроработанность бизнес-процессов на объектах автоматизации. «Можно отметить и такой фактор, который будет приобретать все большое значение, как недостаточное внимание со стороны государства к вопросам предоставления налоговых льгот, подобных белорусским, молдавским, российским (в Сколково), а теперь и украинским», — добавляет Нурлан Исин.

Участники рынка отмечают, что негативный фон создает и внутренняя монополизация рынка. Сегодня все чаще наблюдается практика единого национального оператора. Госпредприятия входят в конкурентную среду, обладая при этом административными преимуществами перед частным бизнесом. «Такой подход напрямую ведет к снижению конкурентоспособности и является существенным фактором замедления развития отечественного бизнеса, — считает Сергей Ежков. — На наш взгляд, изменить эту ситуацию можно следующим образом: разделять крупномасштабные проекты на несколько частей и отдавать их на выполнение в конкурентную бизнес-среду. Тем самым будет создаваться конкуренция в отраслях, которая в будущем станет способствовать повышению качества выполнения услуг, развитию бизнеса, наращиванию ресурсов и повышению компетенций».

Участники нашего опроса часто отмечают, что в отрасли обостряется конкуренция со стороны зарубежных компаний. На рынке появляются новые игроки, которым в силу разных причин организации-заказчики отдают предпочтение перед отечественными компаниями.

Государство сегодня стремится оказывать поддержку IT-отрасли, защищая ее от иностранных игроков. В частности, были приняты программа по поддержке казахстанского содержания и программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010–2014 годы. Однако, как отмечают некоторые респонденты, де-юре программы приняты, де-факто существенной помощи не видно.

При этом важной темой для IT-компаний является вступление Казахстана в Таможенный союз и грядущее вступление в ВТО. С одной стороны, выигрыш очевиден — отечественные товары и услуги получат доступ на рынки других стран без какой-либо дискриминации, произойдет дополнительный приток инвестиций во многие отрасли экономики. Но при этом есть угроза усиления экспансии со стороны иностранных компаний. «Все зависит от того, с какой степенью готовности Казахстан войдет в этот „международный институт“, — считает г-н Ежков. — Ведь все эти радужные перспективы могут омрачиться, так как существует опасность того, что с вступлением в ВТО отечественная IT-отрасль может ужаться из-за внешней интервенции, так как рядом с нами такие страны, как Индия и Китай, с которыми сложно конкурировать».

В Казахстанской ассоциации IT‑компаний также считают, что в условиях неподготовленного вступления в ВТО заказы будут получать зарубежные компании и отечественные компании, продвигающие решения вендоров, в результате капитал будет уходить за рубеж, не давая тем самым возможности и далее развиваться отечественным игрокам. Решить эту проблему могла бы правильная государственная политика.

В целом рынок РК еще далек от насыщения IT-технологиями, и здесь есть возможности для развития. «Нужно отметить, что у нашей страны существуют достаточно большие ресурсы для роста, именно поэтому мы считаем, что в ближайшее время будет значительный рост в отрасли», — оптимистично заявляет Сергей Ежков. Эксперты со сказанным, похоже, согласны — по прогнозам IDC, в 2012 году объем IT-рынка Казахстана составит 1,6 млн долларов.

Таблица 1

Список ведущих казахстанских компаний в области информационных и коммуникационных технологий по итогам 2011 года

Таблица 2

Компании-лидеры в предоставлении услуг в области поставки оборудования и ПО

Таблица 3

Компании-лидеры в предоставлении услуг в области информационных технологий

Таблица 4

Компании-лидеры в разработке программного обеспечения

График 1

Структура доходов участников ренкинга по итогам 2011 года

График 2

Отраслевая структура доходов участников ренкинга по итогам 2011 года

 

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии