Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Мобильная, доступная, многоликая

Интервью с председателем Комитета связи и информатизации МТК РК Ризатом Нуршабековым о развитии конкуренции на рынке услуг операторов сотовой связи.

6 июня 2012 10:47, Рысты Алибекова, Казахстанская Правда
Рубрики: Интервью, Связь

Взяв курс на неуклонное снижение тарифов на мобильную связь, Министерство транспорта и коммуникаций планирует привлечь международные консалтинговые компании для определения эффективной модели внедрения в стране услуги сохранения номера. О том, какие еще стимулы для развития конкуренции существуют на рынке услуг операторов сотовой связи, в интервью рассказал председатель Комитета связи и информатизации Минтранскома Ризат Нуршабеков.

Ризат Рахатбекович, чем привлекательна услуга сохранения номера для абонентов?

— Внедрение в стране услуги сохранения номера (Mobile Number Portability) позволит абонентам выбирать не только наиболее удобные и выгодные тарифные планы, но и оператора, подключаясь к его услугам, не меняя при этом своего номера телефона.

Мы уже привыкли считать, что цифры 701 означают Ксell, а 777 — это Beeline. По новой технологии абоненты смогут «переходить» от одного сотового оператора к другому вместе с этими же номерами, не уведомляя об этом своих родственников и знакомых. Все это будет проводиться автоматически. Соответственно, абонент сможет отдать предпочтение тому оператору, у которого более низкий тариф.

Данная технология используется в США, Канаде, Турции, Юго-Восточной Азии и других странах. На постсоветском пространстве услуга действует в странах Прибалтики, в текущем году внедрена в Грузии, в скором времени должна появиться в Азербайджане, Украине. В странах Евросоюза услуга переносимости номера является обязательной.

Как показывает международная практика, внедрение данной технологии стимулирует развитие конкуренции на рынке услуг операторов сотовой связи, способствует повышению качества предоставляемых услуг и создает предпосылки к открытию более выгодных тарифных планов.

Напомню, что необходимость внедрения данной услуги на территории республики начала обсуждаться в 2011 году по инициативе ныне реорганизованного Министерства связи и информации. В ходе встреч с заинтересованными госорганами предложение нашло поддержку.

— Насколько сегодня уменьшилась стоимость звонков?

— Как показывает анализ, за последние 2–3 года сотовые операторы, а именно основные участники рынка — Ксell, Beeline и Tеle-2 — в два с лишним раза снизили свои тарифы. Это стало возможным благодаря изменениям в законодательстве, предписывающим проведение экспертизы тарифов на основе жалоб потребителей на предмет их обоснованности.

Прежде операторы самостоятельно устанавливали тарифы и только в случае их повышения должны были обратиться в уполномоченный орган для согласования. С введением новых законодательных норм Комитет связи и информатизации как регулятор провел в 2010 году экспертизу и установил предельную стоимость тарифов внутри сети, выше которой операторы не могли устанавливать для абонентов. Она определена в размере 18 тенге за минуту без НДС для всех доминирующих операторов. Это и привело к первоначальному снижению стоимости услуг сотовой связи.

Позже, в 2011-м, министерством был принят приказ об отмене платы за присоединение и введение посекундной тарификации. Допустим, если раньше абоненты звонили меньше минуты, у них стоимость звонка составляла как стоимость одной минуты. И биллинг в то время был не посекундный, а по 10 секунд. Иными словами, если, скажем, человек разговаривал 35 секунд, то оплату у него брали как за минуту сразу, это была оплата за присоединение. Либо, допустим, если он разговаривал 1 минуту 32 секунды, то оплату брали как за 1 минуту 40 секунд.

В наших планах продолжать такую работу. К примеру, мы намечаем провести такую же экспертизу на интерконнект, то есть на звонки с сети одного оператора на сеть другого. Замечу, что в Казахстане ставка на интерконнект, оставаясь неизменной с 1999 года и составляя 19,98 тенге, существенно отражалась на стоимости звонков на сети сторонних операторов сотовой связи. Ее снижение в результате договоренностей, достигнутых в ходе заседания Совета операторов связи между компаниями сотовой связи и госрегулятором, на 15–20% в 2011 году и до 10% в 2012 году у ряда операторов уменьшило затраты и позволило им существенно снизить тарифы.

Наряду с этим планируем провести экспертизу стоимости мобильного интернета для абонентов. Это связано как с запуском 3G, так и с ростом потребности в услугах мобильного интернета.

Комментарии