Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Диас Шуканов, Adobe: пираты используют не все ресурсы наших продуктов

Интервью с Диасом Шукановым, главой представительства Adobe в Казахстане, о текущих позициях Adobe в нашей стране и ближайших планах компании.

28 мая 2012 10:30, Наргиз Асланова, Profit.kz
Рубрики: Интервью, Софт

Недавно компания Adobe открыла в Казахстане представительство, отвечающее как за Казахстан, так и за всю Среднюю Азию. Этим шагом Adobe продемонстрировала важность региона для своего бизнеса. Возглавил представительство Adobe в Казахстане Диас Шуканов, которому предстоит наладить работу с партнерами и облегчить конечным заказчикам приобретение продуктов Adobe. Ранее Диас занимался направлением развития рынка лицензионного программного обеспечения, поэтому о борьбе с пиратством он знает не понаслышке. В интервью Profit.kz Диас рассказал о текущих позициях Adobe в Казахстане и ближайших планах.

Диас Шуканов, глава представительства Adobe в Казахстане Диас Шуканов, глава представительства Adobe в Казахстане

— Диас, каковы были предпосылки к открытию офиса Adobe в Казахстане?

— Предпосылки — это перспективность казахстанского рынка. За последние 3 года его ежегодный рост составлял более 100%. По сути, мое назначение — это инвестиция компании Adobe в казахстанский рынок.

То есть, можно говорить, что сейчас Казахстан интересен компании?

— Да, безусловно. На рынке СНГ это один из наиболее динамично развивающихся рынков. Я думаю, что работа будет развиваться по трем направлениям. Первое — это работа с партнерами, развитие их инфраструктуры, компетенции и квалификации. Второе — работа с заказчиками, и третье — борьба с пиратством. Я не вижу причин, по которым мне пришлось бы сдерживать очень резкий рост, если он появится. Скорее всего, ожидается большой рост в части антипиратской работы. Я полагаюсь и верю в компетенцию местных партнеров, которые продают Adobe уже много лет, до прихода компании на рынок. В части работы с заказчиками, определенно, будет значительный рост, потому что ранее непосредственно с заказчиками мы работали мало — работа велась, в основном, из Москвы.

— Вы говорили о работе с заказчиками. Продукты Adobe очень серьезны, и необходимо их досконально знать для того, чтобы продавать и консультировать конечных клиентов. В Казахстане этот момент еще не проработан. Насколько серьезное обучение партнеров вы планируете проводить?

— Да, при отсутствии офиса в Казахстане мы могли полагаться только на экспертизу наших партнеров и на экспертизу коллег из офисов в Москве, Киеве, Европе и Америке. Конечно, партнеров необходимо развивать. Мы проработаем с нашими партнерами и дистрибуторами программу развития сотрудников и, я думаю, что результаты будут видны уже в ближайшее время.

— Какая категория заказчиков интересует Adobe в Казахстане в первую очередь? Это будет госсектор, нацкомпании или бизнес?

— У нас три основные категории заказчиков. Первая — это профессиональный бизнес, то есть индустриальная вертикаль, которая интересуется нашими продуктами. Во-вторых — это крупные заказчики, госкорпорации, министерства и ведомства, и третья — учебные учреждения.

— Расскажите, пожалуйста, об итогах 2011 года и планах на текущий год.

— Финансовый год Adobe соответствует календарному, с небольшим смещением. В прошлом году мы выросли на 102% по отношению к 2010 финансовому году. В текущем году мы намерены также вырасти. Казахстан отличает удивительно высокая доля проникновения Acrobat Reader. Это говорит о том, что PDF-формат здесь доминирует. По сравнению с Россией и Украиной его доля здесь почти в два раза выше. Также больше половины продуктов — это креативные продукты для профессиональной индустрии. Я думаю, что в текущем году такая пропорция сохранится при общем росте бизнеса.

Диас Шуканов, глава представительства Adobe в Казахстане Диас Шуканов, глава представительства Adobe в Казахстане

— Отечественный бизнес отдает предпочтение самым свежим решениям или выбирает проверенную и известную «классику»?

— Старые продукты Adobe не продаются, продаются только новые версии. Их покупают, и у нас год от года отмечается рост бизнеса. Это говорит о том, что на казахстанском рынке проникновение новых продуктов значительно и бизнес растет.

— Вы уже упоминали о пиратстве. Какова сейчас доля пиратских продуктов среди решений Adobe в Казахстане?

— По данным аналитических компаний за 2010 год уровень пиратства в Казахстане составил 76%. При этом мы считаем, что уровень пиратства по продуктам Adobe значительно выше. Это обуславливается, в первую очередь, тем, что здесь была недостаточно налажена работа по защите авторских прав компании. Если мы посмотрим на других софтверных вендоров, у которых эта работа была налажена значительно раньше, то Adobe на их фоне отстает. Я надеюсь, что в ближайшее время мы догоним наших партнеров.

— Что вы намерены предпринять со своей стороны? Как будет поставлена эта работа?

— Я должен отметить, что поверенный юрист Adobe появился в Казахстане давно, в 2004 году, в рамках альянса BSA (Business Software Alliance). Был подписан меморандум о сотрудничестве между BSA и рядом министерств и ведомств, ответственных за защиту авторских прав. До настоящего момента поверенный юрист обслуживает запросы правоохранительных органов по фактически проведенным проверкам и выявленным нарушениям. То есть, определенная статистика есть. Что я мог бы здесь предпринять — это значительно усилить информационную работу с заказчиками, как в широком маркетинговом смысле, так и непосредственно через партнеров. Это проведение тренингов для правоохранительных органов — в этой части в большинстве случаев проверок, наверное, приходилось полагаться на собственную экспертизу правоохранительных органов. Возможно, среди инспекторов, среди следователей и оперативников были люди, которые разбирались в наших продуктах, и за счет этого получалось выявлять нарушения. Но плановая работа среди них, тренинги, не проводилась. Мы намерены наладить эту работу. Мы рассматриваем возможность привлечения дополнительного юриста, который бы более активно отрабатывал случаи нарушения наших прав. Пожалуй, это основные направления.

— Если говорить о пиратстве в Казахстане в целом, каково ваше мнение о текущей ситуации?

— Среди софтверных вендоров я был первым человеком, который отвечал за борьбу с пиратством в Казахстане. Я приступил к работе в 2003 году, за два с половиной года была проделана огромная работа. Благодаря уполномоченным органам комитета по правам интеллектуальной собственности, правоохранительным органам, Казахстан был выведен из так называемого 301-го списка, — я считаю, что в этом есть и моя заслуга. Думаю, что Казахстан достаточно продвинут в этом отношении, и Adobe важно войти, заявить о себе, наладить информационную работу, обеспечивать рынок соответствующей информацией, чтобы не допустить нарушения, которые чреваты как для компании, так и для нарушителей. В ближайшие год-два эта работа будет поднята на высокий уровень.

— Стоимость продуктов Adobe достаточно высока. При этом не все пользователи нуждаются в их полнофункциональных версиях. Не намерена ли компания пересматривать ценовую политику, исходя из потребностей различных категорий пользователей?

— Я думаю, именно поэтому домашние пользователи и предпочитают наш продукт — он хороший. Но, к сожалению, в большинстве случаев не все ресурсы наших продуктов используются. Если уж пират пользуется нашим продуктом, пусть бы он использовал все его возможности — было бы менее огорчительно в нашем случае. Существуют бесплатные или усеченные версии, которые значительно дешевле. Я полагаю, что в рамках работы по локализации продуктов вопрос стоимости будет обязательно прорабатываться.

То есть, это скорее проблема незнания пользователей о существовании каких-то альтернативных версий?

— Да, абсолютно так.

Комментарии