«Социум пользователей» или «общество чайников»?
Развитие компьютерной грамотности и в целом компьютеризации населения в Казахстане.
Сколько составляющих у современного, эффективного и динамичного общества? Много, в том числе — высокий уровень образования, широкий доступ к новейшим информационным технологиям, компьютеризация… В свою очередь последнее из перечисленных тоже требует вышеназванных качеств — образованности пользователей, технологической грамотности населения. Собственно, лишь в этом контексте население становится социумом пользователей, то есть основой того самого современного общества, в котором эти два требования соблюдены.
Как же обстоит дело со всем этим в Казахстане? Оказывается, что оценить состояние данного вопроса весьма нелегко. С одной стороны (именно со стороны, пока не «копнешь» проблему изнутри), виден заметный рост в сфере компьютеризации. Сам компьютер уже перестал быть
Самая первая характеристика состояния дел — количественная. Когда у нас в стране говорят о компьютеризации, то называется цифра в 5%. Она была официально озвучена в правительстве, в Агентстве по информатизации и коммуникациям… Считается, что именно такая часть казахстанцев имеет доступ к компьютеру. По сути, именно отталкиваясь от этой, очень небольшой, цифры (для сравнения, в России аналогичный показатель примерно в два раза выше, и там это считается очень серьезной проблемой — мало, считают наши соседи), выстраивается государственная политика устранения цифрового неравенства в Казахстане. Но остановимся на этих 5%. Что же дальше? Какими критериями можно оценивать состояние уже более низких «этажей» этой большой проблемы?
Например, много говорилось в свое время о компьютеризации школьного образования. Кажется, даже были заявления, что Казахстан первым из постсоветских стран осуществил компьютеризацию всех школ. Это, безусловно, было бы чрезвычайно положительным фактором для развития не только компьютерной, но и общей грамотности в стране. Однако не так все просто. Оказывается, школа считается компьютеризированной, если в ней есть хотя бы один компьютер! А, знаете, как оценивается интернетизация школ? Для ответа на этот вопрос смотрят — имеет ли школа доступ к интернету? Если у нее есть линия «Казахтелекома», значит, есть и интернет. Но есть ли у учащихся реальная возможность работать в интернете, пользуются они ею или нет? Ответов на этот вопрос используемая методология не предлагает.
На других «этажах» ситуация похожая. Вот рассказ одного эксперта в сфере информационных технологий, занимавшегося, в частности, вопросами внедрения электронной системы государственных закупок. Понятно, что для ее запуска необходимо, чтобы все администраторы госзакупок в тех органах, которые их осуществляют, имели компьютер и доступ в интернет. «Агентство по госзакупкам провело исследование; звонили в государственные учреждения и компании и спрашивали — есть у вас интернет? Нет. А компьютер, модем, линия «Казaхтелекома»? Да, есть. Получается, что люди, обладая технологически доступом в интернет, совершенно не были готовы им пользоваться на практическом уровне. То есть у нас часто субъекты технически готовы к работе, но не обучены, либо наоборот».
Вообще оценить картину грамотности и технической обеспеченности казахстанского общества в сфере информационных технологий очень сложно.
«Существует понятие компьютерной грамотности населения, и по оценкам правительства ee уровень у нас тоже низок, как и уровень компьютеризации. Это
Эксперты оценивают данную программу как в принципе реалистичную. Однако чтобы это ее определение из теоретической плоскости перешло в практическую, нужно решить много различных задач, если не сказать проблем. И, пожалуй, первая — доступность самого компьютера населению.
Несмотря на увеличение «парка» персональных компьютеров, в целом нужно помнить, что далеко не большинство наших сограждан имеют дома на столе «машину». Компьютер в Казахстане
Можно идти иначе. Пусть рынок останется рынком, но государство, например, выделит банкам средства для кредитования приобретения населением компьютеров с предоставлением этих средств под низкие проценты (вспомним, опять же, мнение, что денег сегодня в государстве много, инвестировать их особо некуда, а компьютеризация населения — один из залогов развития конкурентоспособности нации). Такие прецеденты в других странах есть и, говорят, успешные.
Развитие компьютерной грамотности и в целом компьютеризации населения могло бы сильно стимулировать внедрение электронного правительства: когда люди увидят, что это удобно и эффективно, появятся стимулы к овладению компьютерными навыками, грамотностью. Например, если даже среднеобразованный согражданин будет видеть перед собой альтернативу — простоять день в очереди в паспортном столе или оформить все необходимые документы за минуты через интернет, понятно, как это сработает.
То же можно сказать и о дистанционном образовании. При растянутой казахстанской территории оно бы стало очень позитивным фактом с любой точки зрения, в том числе и как еще один толчок компьютеризации провинции. Но пока внедряется оно у нас слабо, в основном в частных университетах. И то больших успехов от процесса для роста информационной грамотности, похоже, нет.
Ладно компьютеры, поднимемся «этажом выше». Что представляет собой в сегодняшнем Казахстане рынок программного обеспечения? Это прежде всего иностранные продукты. Наши компании в основном занимаются адаптацией их, чаще всего для крупных местных компаний. Программное обеспечение, как правило, достаточно универсально, но должно быть «заточено» под нужды конкретных предприятий, и тут наши программисты, владея местной спецификой, становятся партнерами крупных компаний, гигантов программного обеспечения. Добавленная стоимость здесь, конечно, не очень большая; большая часть цены услуг в таком виде, это стоимость самого продукта.
Есть и отечественные разработки, но это чаще всего для госорганов. Видимо, по соображениям национальной безопасности отбираются компании, которые разрабатывают определенные программные системы, чаще всего с нуля. Хорошо это или нет? С одной стороны, фактор информационной безопасности — вещь и объективная, и упрямая, игнорировать его нельзя. Но на самом деле такой подход далеко не всегда продуктивен, многие специалисты считают, что во многих ситуациях лучше всего взять отработанный опыт, когда система уже была «обкатана» в нескольких странах, чем начинать все с нуля и самостоятельно проходить все проблемные моменты. Здесь, в частности, опять приводят в пример системы электронных госзакупок, которая в большей степени является казахстанской разработкой. «Конечно, замечательно, что наши программисты многое смогли сделать, но уже не один год она никак не может быть запущена», — заметил один из наших собеседников.
Другие в этой части недобрым словом поминали электронную систему налоговой отчетности. Как известно, с начала
«Не эффективнее ли было взять уже обкатанную
Отчего возникают такие сложности, сколько в них объективной ошибки, а сколько — сознательной? На последний фактор уже с экономической мотивацией порой указывают эксперты.
Тем не менее, как считают они же, услуги по разработке программного обеспечения Казахстан в перспективе сможет экспортировать. Конкурировать с
По мнению Андрея Беклемишева, в целом программисты у нас неплохие, и «приложиться» они могут, например, к разработке узкопрофильного программного обеспечения либо же заниматься адаптацией мировых продуктов к потребностям рынка Центральной Азии. Конечно, мы не сможем это делать в Китае, но у наших ближайших соседей — вполне. Сейчас их рынки как раз подходят к тому моменту, когда они будут готовы это воспринять. Это потенциально достаточно большой рынок, за доминирование на котором стоит побороться. Побороться, в том числе, и в первую очередь, с низкой компьютерной грамотностью в собственной стране.
Комментарии