Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Сподвижники локального е-правительства

Интервью с председателем правления «Национальных информационных технологий» Маханбетажиевым Батыром о роле АО «НИТ» в реализации программы по е-правительству.

30 марта 2007 12:48, Надежда Акулова, Com&Com.kz
Рубрики: Общество

Продолжая отслеживать быстротекущую тему локального электронного правительства (е-правительства), предлагаем интервью на тему «Роль АО «Национальных информационных технологий» (НИТ) в реализации программы по е-правительству». Всю панораму продвижения этого вопроса открывает перед нами председатель правления «Национальных информационных технологий» (НИТ) Маханбетажиев Батыр Апенович.

В первую очередь, нас интересует, в чем коренное отличие функций Агентства по информатизации и связи РК (АИС) и НИТ в ведении проекта по е-правительству?

— Дело в том, что формирование е-правительства — это не проект, а программа, реализующая множество проектов, где АИС выступает в качестве заказчика по всем проектам, а НИТ предоставляет ему услуги по управлению этими проектами. В этом и состоит коренное отличие. Кстати, для эффективного и успешного управления IT-проектами мы внедрили у нас в НИТе «электронный офис» управления проектами и разработали для него специальный корпоративный стандарт. Это позволяет АИС осуществлять постоянный контроль над ходом реализации проектов.

Запущены ли в промышленную эксплуатацию системы государственных баз данных «Физические лица» (ГБД ФЛ) и «Юридические лица» (ГБД ЮЛ), и как решаются их проблемные взаимодействия?

— Эти две системы мы планируем запустить в постоянную эксплуатацию до конца года. Сегодня же они действуют в опытной эксплуатации. На данный момент в рамках проекта «Физические лица» реализовано его информационное взаимодействие с веб-порталом «электронного правительства». При этом при регистрации пользователей на портале осуществляется проверка сведений о физическом лице. Интеграция с государственной базой данных «Юридические лица» позволяет проводить проверку сведений об учредителях при регистрации юридических лиц. При проведении процедур регистрации прав и обременении прав на недвижимое имущество в государственной базе данных «Регистр недвижимости» формируется запрос в ГБД ФЛ с целью уточнения данных физических лиц, владельцев недвижимости. Проверка сведений о физических лицах также осуществляется при выдаче электронных цифровых подписей Национальным удостоверяющим центром.

Сегодня опытная эксплуатация информационного взаимодействия с информационной системой проводится Центральной избирательной комиссии. Данные ГБД ФЛ используются при формировании списков избирателей. Системы РГП «Информационно-аналитический центр» Министерства труда и социальной защиты и Государственного центра по выплате пенсий также являются участниками проекта. Они используют данные ГБД ФЛ при осуществлении социальных выплат и ведении персонифицированного учета отчислений и выплат пенсий. Информация о физических лицах передается в информационные системы Налогового и Таможенного комитетов Министерства финансов РК, что позволяет повысить качество таможенного и налогового администрирования. Ведутся работы по интеграции с информационными системами ряда других государственных органов.

Нужно отметить, что в рамках проекта «Государственная база данных «Юридические лица» реализовано информационное взаимодействие с такими государственными базами данных, как «Физические лица», «Регистр недвижимости», «Адресный регистр». Информация из этих баз данных используется при проведении регистрации и перерегистрации юридических лиц. Также реализовано взаимодействие с информационными системами силовых органов для определения фактов регистрации юридических лиц по поддельным документам. Кстати, в январе этого года принят закон Республики Казахстан «О национальных реестрах идентификационных номеров». Закон позволит в течение трех лет перейти на единые идентификационные номера для физических лиц и бизнес идентификационные номера для юридических лиц, которые заменят нам РНН и СИК. В целом они будут способствовать упрощению повседневной жизни граждан.

Вы упомянули Национальный удостоверяющий центр (НУЦ). Какая на сегодняшний день динамика развития вопроса по НУЦ, запуск которого должен был состояться в декабре прошлого года?

— Десятого декабря прошлого года был запущен прототип Национального удостоверяющего центра. Перед этим в ноябре была произведена адаптация программного продукта удостоверяющего центра для работы с ГБД «Физические лица» и «Юридические лица» по идентификации лиц при выдаче регистрационных свидетельств. Уже выдано около полутораста цифровых сертификатов НУЦ сотрудникам акиматов Восточно-Казахстанской области для организации Центра электронных услуг. На сайте нашей компании мы запустили форум «Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) в электронном государстве», для сбора вопросов и предложений, касающихся использования ЭЦП в различных областях жизни.

В этом месяце планируется запуск пилотного проекта «Работа с электронными обращениями граждан с применением электронной цифровой подписи Национального удостоверяющего центра посредством веб-порталае-правительства, ЕСЭДО и ETC» в Астане. В рамках проекта пользователям, зарегистрировавшимся на веб-порталее-правительства, будут предоставлены средства электронной цифровой подписи НУЦ. Данные пользователи смогут быстро аутентифицироваться на веб-порталее-правительства с помощью цифрового сертификата, уже не используя логин и имя, а также могут воспользоваться сервисом «Приема обращений граждан РК». В рамках проекта Национального удостоверяющего центра до конца года планируется запустить Центры регистрации в крупных городах республики для организации выдачи регистрационных свидетельств ЭЦП физическим и юридическим лицам.

Почему проект «Адресный регистр» запущен в Акмолинской области, а не в какой-либо другой, и какие у него есть успехи, недочеты?

— Мы выбрали эту область для пилотного проекта в связи с тем, что данный регион находится рядом с Астаной. Так удобнее с точки зрения экономии государственных средств и времени, потому что управление проектом производится из Астаны. Сейчас мы проводим опытную эксплуатацию информационной системы «Адресный регистр» в двух столицах и четырех областях. До конца года будет проведена опытная эксплуатация во всех регионах республики и планируется ввод системы в постоянную эксплуатацию. Сегодня уже создана единая база данных по адресной информации, автоматизированы бизнес-процессы местных исполнительных органов по учету административно-территориальных единиц и адресации объектов недвижимости. При реализации проекта основной проблемой является отсутствие нормативно-правовых актов по правилам адресации объектов недвижимости. В настоящее время мы направили на согласование и утверждение в акиматы проекты этих нормативно-правовых актов.

Еще такой момент: запущена ли по плану единая транспортная среда (ETC) в опытную эксплуатацию в октябре месяце…

— Совершенно верно, в октябре закрыт контракт с известной международной компанией, поставщиком оборудования ETC. ETC запущена в пилотном режиме в Астане. То есть государственные органы, находящиеся в столице, подключены к ETC и могут взаимодействовать друг с другом.

… и завершена ли работа по межведомственному электронному документообороту?

— Практически, да. В настоящее время создана система ЕСЭДО, обеспечивающая автоматизацию документооборота, как на ведомственном, так и межведомственном уровне, с применением электронной цифровой подписи. Система внедрена и находится на стадии опытной эксплуатации в 33 центральных государственных органах и их структурных подразделениях. Сегодня мы проводим работы по стандарту СТ РК «Электронно-цифровая подпись электронного документа. Обязательные реквизиты», завершение которых подтвердит юридическую значимость электронных документов. Готовимся к государственной приемке системы.

Нас интересует также, когда появятся первые пункты общественного доступа населения к сети интернет в Алматы?

— Первые пункты появятся в зданиях шести районных акиматов Алматы. Также в этом году по городу планируется создание дополнительных 55 пунктов общественного доступа, которые будут установлены в общедоступных местах.

Сколько и какие на сегодня локальные бизнес-компании в сфере аппаратно-программного обеспечения принимают участие в программе е-правительства. Хотелось бы узнать вашу оценку их деятельности?

— Как я уже сказал вам в начале нашей беседы, мы только управляем проектами, и для АИС являемся такими же подрядчиками, как и все другие компании. Поэтому вопросы о количестве компаний и оценке их деятельности находятся вне нашей компетенции.

В этом году планируется запуск 14 электронных интерактивных услуг. На каких сайтах они будут запущены и что они из себя представляют?

— В начале 2006 года проведено обследование, в результате которого сформирован список из 39 интерактивных услуг, оказываемых налоговыми органами, органами ЗАГС, юстиции, регистрации недвижимости и земельным комитетом в рамках Центров обслуживания населения. Данный перечень был сокращен до 15 в результате анализа информационных систем, поддерживающих процессы оказания данных услуг, на предмет их готовности к интеграции. Основная задача проекта заключается в объединении информационных систем госорганов в единый интранет портал, представляющий собой автоматизированное персонализированное рабочее место государственных служащих, в том числе и операторов ЦОН. Данные услуги запущены в пилотном режиме в единой транспортной среде государственных органов и доступны только из интранет (внутреннего) портала. Сегодня осуществляется опытная эксплуатация системы. Реализация услуг через интранет портал позволит сократить время и стоимость их оказания за счет того, что все заявления на получение той или иной справки будут отправляться в уполномоченный орган по электронным каналам в считанные секунды. Обработка запросов также будет осуществляться с помощью автоматизированных систем, визирование — с помощью электронной цифровой подписи.

В настоящее время разрабатывается регламент оказания услуги с использованием ЭЦП, и в том числе вопрос легитимности электронных подписей участников процедуры оказания услуги. В перспективе после того, как граждане получат возможность использования цифровых сертификатов, данные услуги можно будет перевести на веб-портал электронного правительства.

По нашим наблюдениям, сегодня в е-акиматах существует разногласие в понятии электронной интерактивной услуги. В связи с этим, в каком правовом локальном документе определено это понятие?

— Понятие интерактивной электронной услуги определено законом Республики Казахстан «Об информатизации», принятом в этом году 11 января. Интерактивная услуга — это деятельность по предоставлению электронных информационных ресурсов пользователям по их запросам или по соглашению сторон, требующая взаимный обмен информацией. Для сравнения скажу, что информационная услуга — это деятельность по предоставлению электронных информационных ресурсов пользователям.

Какие перспективы открывает запущенный в декабре пилотный проект интеграционного шлюза е-правительства, кроме объединения пяти информационных систем центральных госорганов?

— Для интеграции мы выбрали сервисно-ориентированную архитектуру. Преимущество выбранной технологии интеграции заключается, в первую очередь, в возможности многократного использования одного и того же функционала (реализованного в виде веб-сервиса) различными информационными системами. Это, в свою очередь, обеспечит более разумную политику интеграции информационных систем государственных органов, как с финансовой, так и с технической точек зрения. Следует отметить, что объединение информационных систем является всего лишь одним из механизмов достижения главной цели проекта — предоставления интерактивных услуг. Другим, не менее важным механизмом, является реинжиниринг бизнес процессов, главной задачей которого является повышение эффективности и определение легитимности услуг, оказываемых в электронном виде. В этом году ведется работа по двум вышеуказанным направлениям. В результате будет определен перечень дополнительных услуг, разработаны регламенты оказания данных услуг в электронной форме и обеспечена интеграция с соответствующими информационными системами тех государственных органов, которые более всего к ней готовы.

Планировалось создание центра обучения на базе НИТ. Что ясно сегодня по этому вопросу?

— Да, у нас будет такой центр для IТ-специалистов. В соответствии с планом мероприятий программы снижения информационного неравенства на 2007 год планируется создание учебно-консалтингового центра дистанционного и очного обучения в области информационных технологий. Также будет разработан веб-портал информационно-образовательного интернет-университета информационных технологий для обучения и тестирования IТ-специалистов в интерактивной среде.

И последний момент. Решен ли на сегодняшний день вопрос о том, будут ли находиться на одной карте удостоверение личности и платежная карта?

— В настоящее время проектом разработки электронных удостоверений личности (в форме смарт-карт с чипом) и электронных паспортов с чипом занимается Министерство юстиции. Для реализации проекта создана рабочая группа из представителей причастных к вопросу государственных органов. Для определения приложений и возможностей применения ID-карты исполнителем проекта — известной международной компанией будет проведено предпроектное обследование, по результатам которого определится состав размещаемых на смарт-карте приложений. Поэтому ответ на вопрос, какие приложения будут установлены на идентификационной смарт-карте, и будут ли среди них платежные, вы сможете получить по завершении обследования.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии