Следите за новостями

Казахстанский рынок до сих пор не достиг предкризисных показателей

Рост отечественного IT-рынка, начавшийся в 2010 году, продолжился, хотя в некоторых сегментах выйти на докризисные показатели пока не удалось.

16 марта 2012 11:40, Анна Шатерникова, Панорама
Рубрики: Бизнес, Рынок

В прошлом году казахстанский IT-рынок продолжил посткризисное восстановление. И хотя даже на пике самых тяжелых времен некоторые сегменты IT-индустрии находились в более выгодном положении, чем отдельные отрасли экономики страны, 2008-2009 годы в общем и целом оказались периодом непростых испытаний. Рынок упал примерно на 50%, и, по оценкам аналитиков, только в нынешнем году можно ожидать восстановления сектора IT до показателей предкризисного 2007 года, когда были достигнуты наиболее значительные показатели. И все-таки восстановление происходит неплохими темпами, и достаточно оптимистичные виды на перспективу можно связать с рядом факторов. Во-первых, отечественный IT-рынок относительно молод и ненасыщен, технологии, решения и устройства, которые давно прижились в более развитых странах, для нас пока в новинку. А значит, можно предположить, что по мере стабилизации ситуации в экономике спрос на такие решения, многие из которых, к слову, способствуют повышению эффективности работы предприятий, будет расти. Во-вторых, одним из самых действенных механизмов, воспрепятствовавших более серьезному падению IT-рынка, стала реализация государственных инициатив, связанных с внедрением высоких технологий — достаточно вспомнить электронное правительство, внедрение электронных систем в государственных структурах, или, скажем, проекты, связанные с внедрением новых технологий в сферу здравоохранения и образования. А совсем недавно высокие технологии получили более широкое применение и в работе органов внутренних дел — сообщить о происшествии в правоохранительные органы теперь можно в режиме онлайн, зайдя на сайт.

Рост продолжается

Аналитики не раз отмечали своеобразный перекос, характерный для отечественного рынка IT, как, впрочем, и для рынков многих развивающихся стран. Перекос выражается в том, что доминирующую долю рынка, более двух третей, занимает «железо», на долю же софта и услуг приходится несравнимо меньшая часть, а под влиянием кризиса сегмент услуг, например, еще больше сдал позиции. В наиболее благоприятном для рынка 2007 году доля IT-услуг составляла порядка 9,7%, в 2010 году данный показатель составлял 5,6%, а согласно данным, озвученным IDC в начале нынешнего года, прогнозные значения по итогам прошлого года находились на уровне 6,7%. В то же время в Великобритании, например, доля сегмента IT-услуг превышает 50% от общего объема рынка, в некоторых странах Восточной Европы достигает 30-35%, а в России составляет 19%. Логично, что в результате кризиса в Казахстане сократился не только сегмент «железа», что было связано с уменьшением потребления, но и сегмент IT-услуг. Свою роль во многом сыграл корпоративный сектор, являющийся одним из потребителей IT-услуг, а также сегмент малого и среднего бизнеса. Как корпоративный сектор, так и МСБ в полной мере ощутили на себе влияние кризиса и были вынуждены скорректировать планы и отложить инвестиции в высокотехнологичные решения и услуги до лучших времен. В то же время под влиянием кризиса заметно сократились затраты на консалтинг и обучение, что также негативно сказалось на состоянии сегмента IT-услуг. Очевидно, что данный сегмент достаточно медленно восстанавливается после кризиса, несмотря на то, что в прошлом году он вырос почти на 40%. Но предшествующее падение было очень серьезным, и, по оценкам специалистов IDC, если о восстановлении IT-рынка, вполне возможно, речь пойдет уже в этом году, то в сегменте услуг процесс реабилитации пойдет более медленными темпами.

Ну а в сегменте «железа» прогресс наметился уже в позапрошлом году. Согласно данным IDC Kazakhstan, в 2010 году рынок персональных компьютеров по сравнению с кризисным 2009-м вырос в натуральном выражении на 36%, что стало самым значительным показателем роста, зафиксированным на казахстанском рынке ПК за предшествовавшую этому пятилетку. Вспоминая не столь давнюю историю, аналитики отмечали, что даже в последнем предкризисном 2006 году рынок не показал такой динамики и вырос «всего» на 32,5%. И хотя по итогам 2010 года полного восстановления до максимальных поставок, зафиксированных в 2007 году, не произошло, рынок практически восстановился до предкризисного уровня. При этом специалисты отмечали, что если в первой половине 2010-го основным движущим фактором роста компьютерного рынка был отложенный спрос, то в конце года рынок рос на фоне более устойчивого экономического подъема, который традиционно генерирует высокий спрос на IT-продукты. В нынешнем году, полагают аналитики, объем рынка IT может достичь $1 млрд, и это без учета смартфонов, сегмент которых теперь оказался вычлененным из общей статистики рынка.

Одной из особенностей посткризисного периода стал заметный рост сегмента ноутбуков, с развитием которого специалисты небезосновательно связывали ожидания роста рынка персональных компьютеров. Эти ожидания оправдались, и после неудачного 2009 года продажи этих устройств резко увеличились. Позиции сегмента усилил и рост продаж нетбуков, недорогих устройств, которые выступили не прямыми конкурентами ноутбуков, а скорее дополнили их продажи. Практически все основные игроки, а в их числе такие известные компании, как НР, Acer, ASUS, Samsung, Sony, выразили готовность пойти навстречу запросам потребителей и обеспечить поставки ноутбуков, в том числе и за счет весьма доступных в ценовом плане моделей. Если раньше, отмечали представители известных вендоров, соотношение продаж настольных ПК и ноутбуков на казахстанском рынке составляло 50 на 50, то со временем соотношение стало меняться в пользу ноутбуков, тогда как привычные для большинства из нас настольные ПК сдали позиции. Об амбициозных планах, в том числе и в сегменте ноутбуков, заявили и новички, вышедшие на отечественный рынок позже грандов, но настроенные достаточно решительно.

В частности, международная высокотехнологичная компания Lenovo появилась на казахстанском рынке лишь в 2010 году. И если на старте ее доля, по данным IDC, не превышала 0,5%, то за год данный показатель вырос до 6%. На следующий год компания намерена реализовать в Казахстане 85 тыс. ноутбуков и выйти на второе место в данном сегменте, а в 2013-м — захватить лидерство с результатом продаж более 120 тыс. ноутбуков. Хотя планы по усилению позиций на отечественном рынке Lenovo связывает главным образом с сегментом ноутбуков, в продуктовом портфеле, представленном компанией, фигурируют и настольные моноблоки, нетбуки, планшеты. Бесспорно, одна из ключевых задач нового игрока связана с завоеванием доверия потребителей, ведь бренд Lenovo в Казахстане известен не столь широко, сколько те же НР и Samsung. В связи с этим важной составляющей работы нового игрока стала рекламная кампания, направленная на повышение узнаваемости бренда среди потенциальных потребителей, широкое представление устройств, способных решить все задачи, которые ставят перед собой современные пользователи. Как считают некоторые специалисты, изменения, наметившиеся в последние годы на мировом рынке IT (и Казахстан здесь не стал исключением) во многом связаны с ростом числа устройств, пользователи которых имеют доступ в Интернет, причем зачастую эти устройства располагаются там, где, казалось бы, еще недавно они не могли находиться в принципе.

Что касается других направлений рынка IT, то на рынке серверов стандартной архитектуры х86, по данным IDC, в первом квартале прошлого года наметился рост более чем на 40% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, а во втором квартале рост превысил ожидания и составил порядка 92,3% по отношению к соответствующему периоду 2010 года. В сегменте «тяжелых» серверов в первом квартале прошлого года рынок продемонстрировал рост на 17% по отношению к соответствующему периоду 2010 года, однако второй квартал прошел под знаком снижения, и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года рынок сократился более чем на 43%. В целом, констатируют аналитики, казахстанский рынок серверов меняется очень динамично, во многом его поведение определяют крупные заказчики. Ведущими игроками в данном сегменте являются Dell, Fujitsu, HP, Oracle, IBM. Оживление в прошлом году наблюдалось и на рынке печатной периферии, хотя отдельные его сегменты все-таки сдали позиции. Так, по данным IDC, в первом квартале 2011 года поставки печатных устройств в Казахстан в количественном выражении выросли на 17% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. Однако в сегменте струйных принтеров было зарегистрировано практически аналогичное падение, что, по мнению специалистов, объяснялось в первую очередь снижением спроса на недорогие струйные принтеры. Вместе с тем специалисты констатировали рост спроса в среднем ценовом сегменте на многофункциональные устройства, что во многом объясняется появлением выгодных ценовых предложений. Ведущий игрок данного сектора компания HP, например, снизила цены на один из своих бестселлеров практически на 30%, о снижении цен на свою продукцию объявляли и другие вендоры. Поставки цветных лазерных принтеров в первом полугодии прошлого года в количественном выражении увеличились на 5%. В сегменте лазерных многофункциональных устройств спрос был наиболее выраженным в среднем ценовом сегменте.

В целом, несмотря на то, что в прошлом году отечественный IT-рынок демонстрировал рост, говорить о его насыщении пока рано. В том же сегменте ноутбуков продажи росли впечатляющими темпами лишь в последние годы, и пока едва ли можно констатировать насыщение рынка даже в крупных городах, не говоря уже о регионах. К тому же, принимая во внимание факт постоянного появления новых технологий и продуктов, прогнозы относительно насыщения рынка вообще становятся достаточно условными. На смену привычным настольным ПК с процессорами в виде громоздких ящиков пришли моноблоки, и у данной категории продуктов появились свои потребители; постоянно появляются новые технологии и разработки в сегменте ноутбуков, смартфонов, а значит, потребители едва ли откажутся от возможности поменять морально устаревший продукт на новое устройство, если, конечно, к тратам будет располагать финансовое положение.

Ну а в том, что недостатка в идеях не будет, сомневаться не приходится. Так, в конце прошлого года один из ведущих мировых вендоров корпорация Intel представила концепцию ультрабуков, которые, по словам разработчиков, представляют собой не ноутбуки нового поколения, но новый класс устройств. Толщина ультрабука, заключенного в алюминиевый корпус, не должна превышать 12 мм, вес — 1 килограмма. Ультрабук должен работать на процессе Intel Core второго поколения, время работы от батареи должно быть не менее 8 часов. По сравнению с привычными ноутбуками ультрабуки отличает увеличенное время работы в спящем режиме, а также уменьшенное время загрузки операционной системы. Наряду с этим в концепции ультрабуков разработчики воплотили современные технологии защиты информации, защиты устройств от краж. Первыми о наличии ультрабуков в своих продуктовых линейках заявили Asus, Lenovo, Acer, Toshiba. В 2013 году Intel планирует запуск архитектуры Haswell, в которую будут добавлены новые алгоритмы управления электропитанием ультрабуков. Улучшение технологии производства и конструкции платформы помогут снизить потребление энергии в ждущем режиме более чем в 20 раз по сравнению с существующими разработками без снижения производительности.

Ориентир на инновации

Посткризисный период показал смещение акцентов на рынке IT, что особенно заметно проявилось в корпоративном секторе. Вырос спрос на более эффективные продукты и решения, помогающие клиентам снизить затраты, демонстрирующие более высокую эффективность и в то же время соответствующие возросшим требованиям в области безопасности. До сих пор уровень проникновения серьезных IT-решений в экономику Казахстана был не столь высок, сколько, скажем, на рынке России или Украины, однако это отставание во многом дает резервы для роста. По словам генерального директора SAP СНГ Владислава Мартынова, компания рассматривает Казахстан как один из стратегически важных рынков для развития бизнеса — в прошлом году темпы роста компании на отечественном рынке были даже выше, чем в России. Во многом данный факт является следствием того, что уровень проникновения решений компании в экономику Казахстана пока не слишком высок, и в SAP ожидают серьезного роста спроса в ближайшие несколько лет. Если посмотреть на наиболее передовые страны и конкурентные экономики, отмечает г-н Мартынов, то их отличает высокий уровень производительности труда, что не только является локомотивом роста экономики в целом, но и определяет ее конкурентоспособность. Производительность труда в странах СНГ в 3-4 раза ниже, чем в развитых государствах, и это во многом обусловлено низким уровнем использования IT-решений, недостатком автоматизации, износом основных средств, дефицитом эффективных бизнес-проектов и кадров, которые могут осуществлять проектное управление. С другой стороны, страны СНГ невыгодно отличаются от западных государств не очень высоким уровнем инвестиций в IT: если в США, например, данный показатель составляет 4% от ВВП, то в России 1,3%, а в Казахстане — 0,5%. Но даже этот небольшой бюджет в основном тратится на оборудование (его доля составляет 83%), и лишь по 8% и 9% соответственно направляется на IT-услуги и программное обеспечение. В западных странах же большая доля тратится на услуги и ПО, которые приносят дополнительную ценность и реально влияют на эффективность предприятия. Словом, одним из факторов успешной деятельности компаний и предприятий все в большей степени становится их способность быть инновационными. «Концепция построения инновационного предприятия, инновационной экономики очень актуальна для Казахстана. Мы видим, что мир вокруг нас меняется, и роль IT в этом мире возрастает. Если раньше IT была некой затратной структурой, то сегодня ее роль выросла до доходной. Дальнейшие планы по интеграции в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС, ВТО несут для казахстанской экономики как возможности, так и скрытые угрозы, поэтому вопрос инновационности и как следствие — повышения конкурентоспособности сегодня актуален как никогда. HP входит в семерку инновационных компаний мира, и мы хотим помочь казахстанским предприятиям в привлечении тех технологий, моделей бизнеса, которые есть у нас», — отметил генеральный директор НР в Казахстане и Кыргызстане Ерлан Дуйсенбин.

HP представила концепцию инновационного предприятия, позволяющую организациям получить быстрый и безопасный доступ к современным IT-решениям, благодаря которым заказчики могут сохранять и увеличивать конкурентоспособность. Концепция инновационного предприятия включает такие составляющие, как трансформация приложений, корпоративная безопасность, направленная на защиту составляющих IT-инфраструктуры, конвергентная инфраструктура НР, предлагающая автоматизированный, интегрированный и легко управляемый комплекс IT-решений. Концепция также включает такие составляющие, как управление информацией, обеспечивающее помощь бизнесу в сборе, хранении и использовании данных, а также гибридную модель доставки услуг, позволяющую сочетать традиционную модель использования IT с облачными решениями. По данным компании, сегодня среди казахстанских заказчиков есть интерес к гибридной модели доставки услуг, к конвергентной инфраструктуре, а также к такому направлению, как трансформация приложений, которое позволяет модернизировать устаревшие приложения. Компания предлагает заказчикам решения в сфере корпоративной безопасности, поскольку сегодня значение данного направления для любой компании трудно переоценить. Результатом такого клиентоориентированного подхода стали серьезные успехи на рынке. По итогам III квартала прошлого года компания занимала лидирующие позиции во всех категориях продуктов и смогла увеличить долю рынка. В сегменте серверов по сравнению с соответствующим периодом 2010 года доля компании выросла с 42,6% в 2010 году до 49,2%, в сегменте систем хранения данных достигла 47,1%, в сегменте ПК увеличилась с 22,7% до 24,9%, а в сегменте печатающих устройств ей принадлежит 56% рынка. В рамках стратегии регионального развития Gross Market Organization Казахстан вошел в число 14 перспективных стран, в которых предстоит осуществить программу специальной поддержки. «Для нас это означает возможности реинвестирования. Мы будем вкладывать средства в дополнительное обучение, инфраструктуру, сервисы, улучшение качества обслуживания, будем предлагать новые продукты, чтобы помочь казахстанским предприятиям добиться более заметных успехов в своем развитии», — сказал г-н Дуйсенбин. В прошлом году компания представила на казахстанском рынке несколько новых печатных устройств, обеспечивающих широкие возможности удаленной печати, экономию расходных материалов, высокую энергоэффективность. Данные преимущества, полагают в компании, должны оценить не только домашние пользователи, но предприятия, работающие в сегменте малого бизнеса, для которых выгодное сочетание цены и качества представляется одной из необходимых характеристик высокотехнологичных продуктов.

IT для всех и для каждого

К слову, готовность ориентироваться не только на крупных корпоративных пользователей, но и на сегмент МСБ в последние два года выразили как многие вендоры, так и казахстанские компании, представляющие решения в сфере IT. Некоторое смещение акцентов представляется вполне логичным. Крупные корпорации, которые могли позволить себе внедрение дорогостоящих высокотехнологичных решений, систем управления предприятием, систем управления взаимоотношениями с клиентами, сделали это в более благополучные с точки зрения экономического положения годы. В свою очередь многие из тех компаний МСБ, которым удалось пережить непростой кризисный период, поняли, что в современных реалиях традиционная в нашем понимании модель ведения бизнеса с массой разрозненных данных тормозит работу и в конечном итоге не лучшим образом сказывается на эффективности компании, на взаимоотношениях с деловыми партнерами. «На рынке мы работаем с 2003 года, и изначально деятельность компании была связана с поставками, установкой, монтажом, сертификацией лабораторного оборудования, гарантийным и постгарантийным обслуживанием. В 2009 году руководство компании приняло решение о диверсификации бизнеса и, не став ограничиваться исключительно поставками, компания освоила производственное направление, начав с выпуска лабораторной мебели. Раньше в компании не было автоматизированной информационной системы, вся информация о клиентах велась в Microsoft Exel, возникали сложности при составлении коммерческих предложений и договоров. В период бурного развития мы обнаружили, что у нас разрозненная клиентская база, которая находится в разных документах и файлах. Отсутствие единого доступа к базе прайс-листов и номенклатуры заметно осложняло работу менеджеров, как и разрозненная отчетность для руководства. Все это привело к мысли о необходимости внедрения системы, которая позволила бы решить эти вопросы и создать базу для дальнейшего развития», — рассказал генеральный директор компании Distrilab Арман Туктин. Выходом из положения в компании сочли внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) одного из ведущих вендоров. В результате удалось создать единую базу данных, сделать ценообразование более прозрачным, а формирование коммерческих предложений и договоров — более стандартизированным. Подобные примеры показывают, что малый и средний бизнес приходит к пониманию необходимости внедрения инновационных подходов, и если IT-сектор готов представить решения, удовлетворяющие ожидания МСБ как с точки зрения технических характеристик, так и в плане цены, можно говорить об организации взаимовыгодного сотрудничества.

Готовность представить местным клиентам из числа предприятий малого и среднего бизнеса решения в сфере облачных вычислений высказали представители компании «NEC Нева Коммуникационные системы», представительство которой открылось в Алматы в прошлом году. На казахстанском рынке корпорация NEC представлена с 2006 года, основным заказчиком компании на местном рынке выступает «Казахтелеком»; компания также сотрудничает с другим крупным игроком отечественного телекоммуникационного рынка, «КазТрансКомом», но освоение сектора МСБ представляется задачей не менее актуальной, чем партнерство с грандами. «Развитие облачных вычислений очень важно для дальнейшего становления казахстанской экономики. Мы намерены оказать поддержку предпринимателям, работающим в сфере малого и среднего бизнеса, создать более выгодные условия для их работы на рынке. Что касается сферы безопасности, то могу отметить, что решения NEC сегодня находят применение более чем в 30 странах. Расширение продуктового портфеля вместе с ростом интереса заказчиков в Казахстане создают для нас новые бизнес-перспективы и позволяют рассчитывать на хорошие результаты», — считает генеральный директор «NEC Нева Коммуникационные системы» Раймонд Армес.

С тем, что значительная часть бизнеса крупных IT-компаний в ближайшей перспективе будет связана с сектором малого и среднего бизнеса, согласны и в компании SAP. Данный вендор традиционно рассматривается как провайдер дорогостоящих, сложных в использовании решений для крупных корпораций, однако, считает управляющий директор «SAP Казахстан» Николас Малоун, такое восприятие сегодня неактуально — 40% сделок, которые компания совершила в минувшем году, — это сделки в сегменте МСБ, и в этом сегменте ожидается наиболее динамичный рост. На казахстанском рынке за последние годы SAP подписал контракты с такими компаниями, как «ПетроКазахстан Оверсиз Сервисез Инк.», «КазМунайГаз», «Цеснабанк», «Химфарм». В 2010 году продажи решений SAP в Казахстане показали значительный рост в таких отраслях, как нефтегазовая промышленность, госсектор, транспорт, а также строительство, фармацевтика и финансовый секторы. Внедрения решения класса ERP в Международном аэропорту Алматы позволило отказаться от практики ручного ввода информации и использования разнородных приложений. В прошлом году SAP внедрила систему SAP ERP в подразделениях компаний Medservice-Plus и «Казфосфат», а также систему на платформе SAP Business Suite в компании Santo. В конце прошлого года вендор объявил о запуске новой инициативы под названием «Простые решения для сложных задач», направленной на поддержку сектора МСБ в Казахстане. Компании всех отраслей получили возможность приобрести преднастроенные решения SAP на условиях фиксированной цены и сроков реализации проекта, при этом в стоимость включены как лицензии, так и услуги по внедрению. В 2010 году практика преднастроенных решений была внедрена на российском рынке. К числу преимуществ таких решений эксперты относят быстрые сроки внедрения, относительно невысокую стоимость (стоимость владения в пересчете на каждого пользователя составляет 2 — 33 евро в день). Таким образом, на сегодняшний день у игроков отечественного рынка IT нет недостатка в предложениях для различных категорий заказчиков как по масштабам бизнеса, так и по сферам деятельности. Есть надежда, что по мере стабилизации экономической ситуации число предприятий и организаций, готовых к внедрению современных IT-решений, будет расти, что в конечном счете будет способствовать становлению и развитию инновационных компаний.

Комментарии