Следите за новостями

Дамир Шыныбеков, МУИТ: будут нужны универсальные ИТ-специалисты

Интервью с Дамиром Шыныбековым, ректором Международного IT университета, об ИТ-образовании в Казахстане.

11 января 2012 17:58, Марите Любинайте, Profit.kz

Мир технологий находится в процессе постоянного изменения, в связи с этим меняются требования к технологической оснащенности предприятий. В этой связи встает вопрос квалификации ИТ-специалистов, способных обслуживать такие инновационные предприятия. Где же сегодня в Казахстане готовят таких специалистов, по каким программам и дисциплинам и насколько получаемые ими знания соответствуют требованиям времени? На эти и многие другие вопросы Profit.kz ответил Дамир Шыныбеков, ректор Международного IT университета.

Дамир Шыныбеков  Дамир Шыныбеков

— Дамир, как вы оцениваете рынок ИТ-образования в Казахстане? С какими странами по уровню развития его можно сравнить?

— В Казахстане ИТ-образование нужно разграничивать как среднее специальное и высшее, которое соответственно получают в колледжах, бакалавриате, магистратуре и PHD.

Рассматривая этот рынок в целом можно сказать, что на данный момент происходит этап становления. В этом смысле со стороны государства делается очень многое и, в первую очередь, финансовая поддержка, выделяется большое количество государственных грантов, которое с каждым годом увеличивается. Только в последний год было выделено свыше 30 тыс. грантов, из которых половина — на технические специальности, в том числе четвертая часть — на ИТ. Конечно, одной финансовой поддержки недостаточно. Необходимо улучшение государственных стандартов в ИТ-образовании, а именно: дать вузам свободу в формировании учебных программ и планов. Ведь ИТ-наука в Казахстане очень молодая и динамично развивающаяся, и нынешние требования, выставленные для всех академических наук, сложно выстраивать в учебный процесс ИТ-образования. Также необходимо заменить устаревшие названия специальностей и обязательных предметов на более современные, соответствующие времени и т.д. Конечно, с каждым годом происходит улучшение и, я думаю, не за горами то время, когда мы выйдем на международные стандарты в области образования по линии инфокоммуникационных технологий.

Если сравнивать наш рынок с рынками других стран, то Казахстан ближе к рынкам СНГ, хотя нужно признать, что Россия и Белоруссия сделали очень серьезный скачок вперед в области ИТ в целом, и ИТ-образования, в частности. Тому есть ряд подтверждений, например, развитие софтверного бизнеса.

Что же касается конкуренции, то она, безусловно, есть. На сегодняшний день в стране действует 149 высших учебных заведений, из которых больше 60 готовят ИТ-специалистов. Поэтому основная конкурентная борьба разворачивается за студентов бакалавриата, потому что как таковой науки, тем более коммерциализированной, в этой области, в полном понимании, нет.

— Как вы себя ощущаете на фоне таких вузов как КазНТУ, Алматинского университета энергетики и связи, КБТУ, КазНУ и других?

— Безусловно, это серьезные учебные заведения, с которыми мы чувствуем себя на равных. У каждого вуза есть своя история, специфика, но и мы нашли свой путь развития и уверен, что уже в ближайшие 23 года будем лидировать на рынке ИТ-образования.

— Вы отметили такую необходимость как улучшение госстандартов в области ИТ-образования. Какие вы делаете шаги в продвижении и скорейшей реализации данного вопроса?

— Все инициативы университета поддерживаются нашим учредителем — Национальным инфокоммуникационным холдингом «Зерде», а также Министерством связи и информации РК. Но это нелегкий путь, поскольку все другие участники процесса должны созреть. К сожалению, учебно-методические объединения, которые готовят стандарты, типовые программы и планы, находится в основном в определенных учебных заведениях. Необходимо расширить круг разработчиков образовательных стандартов из числа вузов, готовых включиться в работу. Ведь каждый университет имеет бесценный опыт и свой взгляд на образовательный процесс. Между тем в рамках имеющихся ограничений университет нашел свой вектор развития. Мы ведем подготовку специалистов в рамках того классификатора, который сейчас действует. Однако, в типовом программном обучении и типовом плановом обучении есть возможности свободы действия, которые позволяют нам проводить обучение по своим дисциплинам. На сегодняшний день количество собственных дисциплин на младших курсах доходит до 60% и порядка 80% — на старших курсах. Это элективные дисциплины, предлагаемые университетом. Поэтому даже если к нам не пойдут навстречу, мы и в этих рамках сможем готовить достойных специалистов.

— Можете ли вы оценить на сколько процентов в год прирастает казахстанский рынок ИТ-образования?

— В первую очередь ежегодный прирост рынка ИТ-образования нужно связывать с ростом количества преподавателей в этой области и абитуриентов, желающих его получить. Точной статистикой я не владею, но могу предположить, что в среднем ежегодно рынок прирастает как минимум на 10%. Потому что если посмотреть на статистику приема во все учебные заведения, то ежегодно количество желающих получить техническую специальность увеличивается. И не секрет, что из всего перечня технических специальностей ИТ-образование стоит на первом месте. Например, в нашем университете первый набор студентов был в количестве 405 человек, из которых 340 — ИТ-шники. Сегодня нам 2,5 года и у нас обучается порядка 1500 человек. Полагаю, это хорошая динамика.

Дамир Шыныбеков  Дамир Шыныбеков

— Какова сегодня потребность в ИТ-специалистах? Есть ли в стране кадровый голод?

— На сегодняшний день в Казахстане существует свыше тысячи ИТ-компаний, оборот растущей ИКТ-отрасли составляет порядка $1 млрд и, конечно, вся эта динамика требует увеличения количества качественных ИТ-специалистов. Поэтому потребность есть. Два года назад рынку требовалось 45 тыс. высококвалифицированных специалистов. Я уверен, что на данный момент эта цифра не стала меньше, потому что с каждым годом открывается все больше софтверных компаний, в частности, только в стенах нашего университета студентами было открыто три ТОО, в одном из которых университет стал соучредителем, несколько ИП. Кроме того, правительством утверждена госпрограмма ФИИР, в рамках которой реализуется инновационные проекты.

В основном потребность в специалистах формируется в крупных городах (Алматы, Астане) и промышленно-развитых регионах. И это понятно, так как каждое предприятие хочет автоматизировать свое производство, внедрить больше инноваций и для этого привлекает ИТ-специалистов.

Если вы заметили, то трендом последних лет стало размывание границы между связью и ИТ, что связывается с переходом на цифровое вещание. Это повлечет за собой изменения в телевидении и радиовещании. И в этом симбиозе становится очень сложно разграничить такие понятия как ИТ-специалист, «информационщик» или специалист в области вычислительной техники. И мы со своей стороны должны будем пересмотреть классификатор специальностей, перенимая западный опыт подготовки универсальных специалистов.

— Опыт каких стран вы будете перенимать?

— Это уже происходит. В первую очередь это США, поскольку наш основной партнер в образовательном процессе это бизнес-школа iCarnegie (структурное подразделение университета Сarnegie Mellon), Малайзия и ряд европейский стран (Германии, Великобритании), где у нас также есть партнеры. Они все готовят студентов в рамках одного тренда — тех специалистов, которые необходимы рынку — инноваторов, способных реагировать на изменения.

Какие методы при этом необходимо использовать? Метод должен быть один — научить студента конкретным знаниям, навыкам и быть всегда «голодным» к новшествам. Все это Международному IT университету позволяют сделать имеющиеся 10 модулей в области программного обеспечения от бизнес-школы iCarnegie, программы от ряда вендоров (Microsoft, Cisco, IBM). Кроме того, в январе мы открываем Apple Center, где будем обучать студентов программировать на операционной системе iOS, а также центр SAP, поскольку 80% установленных ERP-систем на постсоветском пространстве — продукты компании SAP. Серьезным направлением в нашем процессе обучения является программирование открытым кодом и использование облачных вычислений. В этой связи мы заключили соглашение с компанией Huawei, которая открыла в стенах вуза свою лабораторию для тестирования программ. Вместе с тем Корейский центр по обучению при Министерстве образования Кореи установил у нас свои сервера, что позволит тестировать облачные технологии на корейском оборудовании. Еще одно наше начинание — робототехника.

В целом задача университета — создать все условия для преподавателей и студентов, чтобы они нашли себя.

— Вы отметили такие направления, как облачные вычисления и робототехника. Насколько, по вашему мнению, в этих специалистах казахстанская ИКТ-отрасль нуждается уже сегодня?

— Чем хороша ИКТ-отрасль, что необязательно привязываться к потребностям рынка, потому что рынок очень динамичен и изменчив, и его потребности трудно прогнозировать. Если группа людей или конкретный человек хочет применить отдельные свои разработки, он это может сделать. Рассмотрим на примере казахского языка. Используем ли мы ИТ-технологии для освоения и использования казахского языка? Ответ — нет. Поясню. На сегодняшний день разработана госпрограмма, согласно которой к 2020 году 90% населения должно свободно владеть государственным языком, при этом согласно последней переписи населения из более чем 16 млн человек 30% совсем не владеют казахским языком. С другой стороны, согласно данным министерства информации и связи РК, по итогам 2011 года 6,7 млн человек являются активными пользователями интернета. При этом в Казнете всего 35% ресурсов на казахском языке. Вместе с тем сегодня 7755 школ, 149 вузов, 494 колледжа имеют компьютерные классы, а количество ПК на предприятиях составляет 560 тыс. И о каком развитии казахского языка можно говорить? Мы абсолютно не используем ИТ-технологии, в целом, и интернет, в частности, для освоения казахского языка.

Когда мы это поняли, то подготовили ряд проектов. Один из которых — AdamSky, представляющий собой разработку специальной технологии по использованию казахского шрифта. Это позволяет печатать на русском и казахском языках без нажатий дополнительных клавиш. Разработка будет проходить апробацию сначала в стенах нашего вуза (300 компьютеров). В случае успеха, продукт будет востребован на рынке.

— Какие формы подготовки ИТ-специалистов существуют сегодня в Казахстане? По вашему мнению, насколько востребовано в РК дистанционное обучение и есть ли у него будущее в нашей стране?

— Существует три формы обучения: очная, заочная и дистанционная. Каждая форма по-своему решает насущные задачи. Дистанционная форма обучения сегодня получает новое дыхание в Казахстане. Это связано с тем, что Казахстан большая по территории страна с низкой плотностью населения, а образование нужно сделать доступным для всех слоев населения. Для ИТ дистанционное образование более востребовано, поскольку это использование ИТ-технологий напрямую. Кроме того, у него есть масса преимуществ, в числе которых привлекать зарубежных профессоров к процессу обучения онлайн, что позволяет существенно экономить. Мы хотим открыть в Международном IT университете такую форму обучения — единственное, нам нужно выполнить некоторые процедуры. На данный момент идет этап подготовки и, думаю, в течение ближайших двух лет мы выйдем на рынок с готовым предложением.

Дамир Шыныбеков  Дамир Шыныбеков

— Года три назад эксперты отмечали «перегретость» в зарплате молодых ИТ-специалистов, которые только покинули стены вуза. Насколько сегодня можно говорить об оправданности их зарплат?

— Я как таковой статистикой не владею, но знаю, сколько платят ИТ-специалистам в госкомпаниях и готовы платить в частных фирмах. Понятие ИТ-специалист очень широкое, начиная от системного администратора и заканчивая руководителем группы разработчиков, поэтому назвать среднюю зарплату очень сложно, но точно не меньше 100 тыс. тенге.

— Какие отрасли казахстанской экономики наиболее остро нуждаются в ИТ-специалистах?

— Это госуправление, большинство отраслей производства, нефтехимия, геологоразведочная и пищевая промышленность, фондовый рынок.

— Какова средняя стоимость ИТ-образования и переподготовки?

— Если мы говорим о бакалавриате, то средняя стоимость составляет 500600 тыс. тенге. Я думаю, это адекватная стоимость за качественное ИТ-образование в Казахстане, которое дают в лидирующих вузах страны. Магистратура стоит не ниже 800 тыс. тенге и это тоже оправданно. Поскольку вуз затрачивает эти средства в том числе на зарубежных преподавателей, стажировку студентов, лаборатории, интернет и т.д. По сути ИТ-специальности затратные.

Что касается уровня переподготовки, то это зависит от курсов. По крайней мере те курсы, на которые мы отправляли наших преподавателей, ниже чем 95 тыс. тенге за курс не стоили.

— Делаются ли в рамках университета собственные исследования и разработки?

— Мы участвуем в исследованиях, которые финансируются как за счет государства, так и негосударственных компаний, во всех конкурсах и грантовых проектах. Часть проектов мы финансируем за счет собственных средств. На данный момент у нас подготовлено свыше 30 проектов. Это проекты по линии Минздрава, МИНТ, а также атомной индустрии.

— Какие специальности по вашим прогнозам будут востребованы в ближайшем будущем?

— Что относится к ИТ-специальностям? Информационные системы, автоматизация систем управления, вычислительная техника и программное обеспечение, математическое и компьютерное моделирование, информатика, информационная безопасность и радиоэлектроника и телекоммуникации. И если брать четкую привязанность специальности к профессии, разве это правильно — 7 профессий? В этом случае мы исключили веб-разработчика, дизайнера, аналитика, менеджера проектов и т.д.

Полагаю, это системные аналитики, программные инженеры, специалисты, ориентированные на новые технологии в области телекоммуникаций, проектные менеджеры, системные инженеры, а также программисты и системные администраторы. Но больше всего предприятиям нужны менеджеры проектов.

Комментарии