Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

Министерство без швов

Интервью с ответственным секретарем Министерства финансов Натальей Коржовой о проекте «е-Минфин».

26 декабря 2011 11:35, Амалбаев Асылбек, Эксперт Казахстан

Электронное правительство невозможно без создания отдельных его элементов: «е-Минобразования», «е-Минобороны», «е-Минкультуры» и т.д. Однако первой своей системой обзаведется, похоже, Министерство финансов. О том, как будет работать кровеносная система государства после запуска платформы, «Эксперту Казахстан» рассказала ответственный секретарь министерства Наталья Коржова

Наталья Коржова, ответственный секретарь Министерства финансовНаталья Артемовна, раньше говорили только об электронном правительстве, теперь — об электронных министерствах. Нельзя ли на примере Министерства финансов более подробно рассказать, что кроется за этим термином?

— Охотно! Министерство финансов в любой стране выступает ключевым экономическим органом, от слаженной работы подразделений которого зависит многое. А у нас оно образовалось путем механического слияния нескольких ведомств, работавших в автономном режиме. Пришлось менять всю систему взаимоотношений, преодолевая порой скрытое сопротивление и рецидивы административного «сепаратизма».

А поскольку информационная структура Министерства финансов создавалась также исторически в течение нескольких десятков лет и расширялась за счет механического присоединения к Минфину других госорганов, без модернизации информационной инфраструктуры в целом, то на сегодня она практически представляет собой подобие «лоскутного одеяла».

Но нам удалось на сегодняшний день, в том числе и через проект «е-Минфин» заложить основу для создания эффективной системы управления этой громоздкой бюрократической машиной, нацелив ее на конкретный результат — повышение качества услуг, оказываемых гражданам и бизнесу.

В своем послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» глава государства отметил, что необходимо, цитирую, «…ускоренное проведение административной реформы с учетом международной практики. Мы выстраиваем административно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчетности обществу. Наша цель — модернизация правительства, создание высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления…».

Раскройте подробнее суть данного инструмента.

— Программа реализации электронного правительства требует от государственных органов перевода предоставляемых услуг в электронный и общедоступный интерактивный формат в так называемом режиме онлайн. А это связано с необходимостью модернизации существующих информационных систем и их интеграции с частями электронного правительства.

Такая модель должна удовлетворять ряду основных принципов: единство и целостность информационного пространства; однократное получение данных из актуального и доверительного источника; многократное использование информации по месту назначения в приемлемом формате и регламенте; гибкость и масштабируемость применяемых технологий и решений; открытость к интеграции с внешней средой; необходимый и достаточный уровень информационной безопасности; оптимальность стоимости владения в долгосрочной перспективе и т.д.

Внедрение новой модели управления государственными финансовыми ресурсами просто требует наличия инструмента для управления единым и целостным информационным пространством, который должен удовлетворять требованиям информационной безопасности, однократного ввода данных, множества их аналитических и причинно-следственных представлений, гибкости к меняющимся внешним и внутренним факторам.

Ведь Минфин — это не только центральный аппарат, но и семь комитетов с их подразделениями на территориях страны. У нас около 30 тысяч сотрудников, и мы обязаны в ходе проводимой административной реформы, в том числе через информационные технологии, трансформировать нынешнюю культуру государственного администрирования, заключающуюся в управлении ресурсами, например, финансовыми и человеческими, в культуру, нацеленную на достижение результатов. Руководители и рядовые сотрудники системы не просто должны обеспечивать точное выполнение всех принятых актов, а оценивать прогресс в направлении достижения главной цели — повышения качества государственных услуг. Все большую важность будет приобретать и ответственность за эффективность и результаты деятельности. Мы должны оценивать свою работу и работу наших служб на местах заранее определенными показателями и объяснять любое заметное отклонение их фактических назначений от запланированных. Все это в конечном итоге приведет к созданию благоприятного климата для процветания бизнеса и обеспечения качественных услуг населению и компаниям, в том числе в электронном формате.

Эта модель управления государственными финансовыми ресурсами аналогична управлению корпоративными финансами в крупных компаниях и делает актуальной задачу создания адекватного механизма автоматизации процессов управления финансами. В то же время нам необходимо быть открытыми к изменениям внешнего мира и становиться более прозрачными путем предоставления государственных услуг в электронном и интерактивном формате физическим и юридическим лицам.

Как контролируется министерством реализация проекта «е-Минфина»?

— Е-Минфин подразумевает виртуальную централизацию всех данных, которые благодаря системе легче анализировать. Мы идем к тому, чтобы получить следующий результат: все данные собраны в одном месте, они поступают и обновляются в режиме реального времени, обрабатываются с помощью инструментов анализа — инфопанелей, а доступ к аналитике производится через веб-интерфейс. В совокупности все это уменьшает сроки принятия решений и оказания той или иной государственной услуги, тратится меньше времени. Немаловажно то, что централизация данных освободит нас от необходимости делать многочисленные запросы. Мы уходим от рутинной работы с информацией: запросы, выверки данных, передача их на бумаге, формирование отчетности — к более качественному анализу данных и, как следствие, принятию более качественных решений. Построение такой серьезной системы, как «е-Минфин», требует большой совместной работы заказчика проекта — Министерства финансов и проектного интегратора ТОО «Центр электронной коммерции». На стадии анализа и проектирования в совместной работе определяются требования к системе, проводятся интервью, дабы четко понимать, что должно быть сделано и как система должна работать. Следующая стадия — внедрение, в ходе которого проектным интегратором реализуются мероприятия по созданию системы. Их в конечном итоге тестируют ключевые пользователи, обнаруживаются те или иные ошибки. Последняя стадия — обучение, где пользователи активно изучают новый ИТ-инструмент. Для эффективной, своевременной реализации запланированных в проекте мероприятий, а также для понимания необходимости их реализации, начиная от руководства и заканчивая рядовыми сотрудниками, в Министерстве финансов РК был создан оперативный штаб управления проектом. Управляющий совет под руководством министра финансов РК определяет ключевые решения по вопросам создания е-Минфина. Архитектурный совет во главе с вице-министром курирует вопросы технического плана. По каждой подсистеме е-Минфина создана соответствующая рабочая группа, где принимают участие представители всех подразделений министерства.

Выходит, «е-правительство» невозможно без создания «е-Минфина»?

— Так же как без создания «е-Минобразования», «е-Минобороны», «е-Минкультуры» и других министерств. Не только министерств, но и их подведомственных структур. Мы составная часть «е-правительства». Ввиду функциональной особенности самого Министерства финансов мы — кровеносная часть организма (центральная часть «мозаики») «е-правительства», все части которой станут в итоге целым «е-правительством».

Представьте себе картину, когда в центральном офисе работают на компьютере, имея выход в глобальную сеть интернет, а в региональных подразделениях считают на школьных калькуляторах. Этого не должно быть, потому что это неэффективно!

Что мы сейчас реально делаем. В рамках программы развития электронного правительства Министерство финансов приступило к работе над проектом создания интегрированной автоматизированной информационной системы МФ РК под общим названием «е-Минфин». Создание данной системы позволит решить целый ряд насущных задач и проблем. Наряду с проведением организационных, административных процедур мы должны обеспечить себя инструментом, который позволит более эффективно, минуя «швы» сращивания прошлых лет, организовать государственный орган, не ограниченный в возможности повысить прозрачность, качество своего информационного инструмента.

Основной эффект — оптимизация внутренних и внешних связей, создание механизма взаимодействия с населением по принципу одного окна, снижение издержек самого министерства на постоянную «домодернизацию» каждой из систем Министерства финансов.

Нашей целью является построение системы республиканского масштаба, которая будет охватывать комплексной и целой автоматизацией Министерства финансов и его ведомства для эффективной работы как одного государственного органа.

Кстати, введение института ответственных секретарей должно было в первую очередь обеспечить прозрачность работы министерств, а также стать барьером для коррупции…

— Давно известно, что самым эффективным противоядием коррупции является минимизация прямых контактов госчиновника и потребителя госуслуг. Нет личных контактов — нет соблазнов «протолкнуть» заявление «ходатая», или, как стало сейчас модно говорить, «порешать вопросы». Мы имеем немало примеров, когда люди сдавались под напором просителя, пытающегося пролоббировать какие-то льготы и преференции в обход закона. Замечу, что чиновник как носитель определенной функции должен находиться не «выше народа», а на стороне закона, дабы избежать соблазна и возможных провокаций, при этом госсистема должна работать так, чтобы чиновник понимал, чем он рискует, если решается на собственный подкуп. И создание «электронного Минфина» — одна из предпринимаемых мер.

Помимо прозрачности в функции ответственного секретаря входит обеспечение эффективности деятельности персонала. Соответствуют ли новациям, внедряемым в Минфине, качества сегодняшнего персонала?

— Безусловно. Нынешнее поколение молодых сотрудников отличается одним важным качеством — обучаемостью! Они постоянно находятся в состоянии развития, с неподдельным интересом наблюдая за рождением новых явлений, инструментов, ситуаций. Азартно ищут поиски выхода к новым перспективам развития. Они не зашорены, не придавлены советской системой воспитания, ориентированной на бесконечные запреты. Они не боятся выступить с инициативой. Многие из них получили образование за рубежом и знакомы с зарубежным опытом менеджмента, эрудированы в вопросах финансов и экономики, IT-технологий. Работать с творческими людьми, которые умеют подхватить на лету идею и развить ее до стадии эффективной схемы — одно удовольствие! Поэтому у меня нет причин становиться в позу и жаловаться на молодежь. Могу, положа руку на сердце, сказать, что в Минфине, комитетах, а также в бизнес-структурах, работающих с нами, сложился эффективный аппарат из квалифицированных и заинтересованных в результатах работы специалистов, прошедших хорошую школу. И это здорово помогает мне в работе и жизни.

Опытные кадры также проходят обучение, в том числе на базе АО «Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов финансовой системы». Этот центр создан несколько лет назад, название в целом определяет политику его работы. Диагноз основных проблем в сфере деятельности финансовых органов — пробелы в знаниях у специалистов: отсюда — необходимость повышать их квалификацию.

Комментарии