Следите за новостями

Когда высота не радует

Борьба сотовых операторов Казахстана за абонентов посредством снижения тарифов на связь.

9 сентября 2011 12:16, Юлия Ан, Бизнес & Власть
Рубрики: Связь

По данным аналитической компании Comnews Research, за последние два года доходы казахстанских компаний от услуг сотовой связи выросли на 6,79%. Впереди из стран СНГ только украинские и российские операторы. При этом цены в России ниже казахстанских в 2 раза, а на Украине — почти в 7 раз. Впрочем, с приходом нового игрока на рынок Казахстана цены на связь стали быстро падать.

Причиной тому — высокие амбиции игроков рынка. У компании Tele2 в планах получить к 2014 году 20-30% имеющегося рынка. По словам председателя правления Tele2 в Казахстане Андрея Смелкова, казахстанский рынок имеет большие перспективы занять второе место в международной группе Tele2 по выручке и по абонентской базе после России, где у компании уже есть 20 млн абонентов. Уже сейчас рост доли Tele2 превосходит запланированный, а бизнес-показатели компании удваиваются с каждым годом.

Следом активизировались другие игроки рынка. «ВымпелКом» (Beeline) запустил борющийся бренд (от англ. fightingbrand) «Дос», решив, что уж лучше часть абонентов перейдут в более дешевую ценовую категорию, чем совсем уйдут к чужому оператору.

Позиция GSM Kazakhstan (Kcell, Activ) в этой схватке — сохранить и укрепить уже имеющуюся абонентскую базу. И это в большей степени касается бренда Activ.

«Пользователи Activ гораздо более чувствительны к цене, и у них есть желание увеличивать свое потребление при наличии подходящих условий, — сказал Каспарс Кукелис, директор по маркетингу GSM Kazakhstan, на пресс-конференции, посвященной введению нового тарифа Activ «Дневной безлимит».

Новый тариф является не столько инструментом привлечения новых абонентов, сколько диверсификацией предоставляемых компанией услуг.

Сценарий развязывания ожесточенной ценовой войны с целью вывести нового оператора из рынка маловероятен, считает Андрей Смелков.

«Казахстанский рынок, что для группы компаний TeliaSonera (GSM Kazakhstan. — «&»), что для «ВымпелКома» представляет очень большой кусок пирога, по крайней мере рынка СНГ. Причем с очень большой маржинальностью, — комментирует г-н Смелков. — То есть прибыльность этих компаний в Казахстане даже выше, чем средняя прибыльность по другим странам СНГ. Поэтому терять деньги для акционеров — это самое больное дело».

Так, компании-операторы скорее будут пытаться балансировать «между потерей доли рынка по абонентам и потерей выручки» до тех пор, пока система не найдет оптимальную точку равновесия.

Впрочем, пока тарифы сотовых операторов постепенно низвергаются ниже и ниже. По оценке г-на Смелкова, с входом компании-дискаунтера на рынок тарифы на сотовую связь в течение ближайшего года могут упасть как минимум в 2 раза. На момент запуска Tele2 в Казахстане показатель APPM (средняя цена за минуту) составлял порядка 8-9 центов. Смелков определил примерную границу снижения цен — показатели APPM России составляют 2-3 цента.

Если говорить о пространстве СНГ, то у нас самые высокие тарифы. Для сравнения: в Таджикистане средние цены на сотовые услуги в 10 раз уступают ценам в Казахстане ($0,019 против $0,207 в минуту). Так что отечественный рынок — золотая жила для сотовых операторов, неудивительно, что он привлек внимание дискаунтеров. Правда, почему-то только сейчас.

Комментарии