Следите за новостями

Марина Мартынова, «Интервэйл Казахстан»: мы сделаем мобильную рекламу более «взрослой»

Интервью с Мариной Мартыновой, директором ТОО «Интервэйл Казахстан», о том, какие сервисы мобильного банкинга наиболее популярны среди казахстанцев.

26 октября 2011 15:25, Марите Любинайте, Profit.kz

История мобильного банкинга Казахстана насчитывает 6 лет. Тогда только один банк предлагал своим клиентам уникальную для страны систему управления банковским счетом посредством мобильного телефона. И первым доступным сервисом для держателя платежной карточки были SMS-уведомления. Полноценный банкинг, который позволяет осуществлять платежи посредством приложения на мобильном телефоне, появился значительно позже. Со временем увеличилось и количество банков, готовых предоставить данное решение для своих клиентов. Сегодня услугой «Мобильный банкинг» могут воспользоваться клиенты уже 10 казахстанских банков. Более того, для 700 тыс. человек это уже привычная услуга. О будущем услуги и том, какие сервисы мобильного банкинга наиболее популярны среди казахстанцев, в интервью Profit.kz рассказала Марина Мартынова, директор ТОО «Интервэйл Казахстан».

— Марина, какие решения для электронной коммерции сегодня представлены на рынке Казахстана? И кто основные поставщики?

— По вполне объективным причинам на сегодняшний день рынок электронной коммерции Казахстана только развивается. Поэтому количество решений для электронной коммерции можно пересчитать на пальцах. Это «Казком», который до недавнего времени был единственным, кто предоставлял такой сервис как оплата товаров и услуг интернет-магазинам пластиковой картой, и Народный банк Казахстана. Также запускается альтернативный независимый процессинг, который будет предоставлять услуги e-commerce, подключая к своей системе интернет-магазины.

Марина Мартынова   Марина Мартынова

— Что в рамках этого может предложить «Интервэйл Казахстан»? Кто ваши конкуренты?

— Компания «Интервэйл» вышла на местный рынок в 2005 году и основным направлением ее деятельности является разработка платформ в области мобильных технологий. То есть, изначально на казахстанском рынке мы специализируемся только на мобильном банкинге и мобильной коммерции. И в рамках этого предлагаем свои решения.

Что касается конкурентов, то на самом деле у нас их нет. Есть отдельные разработчики, но так чтобы какие-то компании разрабатывали системы по мобильному банкингу или мобильной коммерции и при этом предоставляли бы полнофункциональные решения, таких в Казахстане я не знаю.

— В чем ваши преимущества?

— Основное наше преимущество в том, что мы уже более 12 лет занимаемся только мобильными сервисами, не акцентируя внимание на разработке других онлайн-каналов. Все наши силы сконцентрированы в этом направлении, что позволяет оставаться постоянным лидером в этой области на рынке СНГ и ряда стран Европы. В то же время, в своих решениях мы максимум внимания уделяем безопасности. Это один из главных вопросов, который нам всегда задают наши клиенты, поскольку основной поток оплат (в наших решениях) идет с банковских карт. Учитывая сферу своей работы, компания прошла сертификацию PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard). Это стандарт защиты информации в индустрии платежных карт, разработанный международными платежными системами Visa и MasterCard, который объединяет в себе требования ряда программ по защите информации. Этот сертификат в Казахстане имеют лишь несколько организаций — Нурбанк, Народный банк Казахстана, Processing.kz и «Интервэйл Казахстан». Вместе с тем наши решения гибкие. Мы внедряем свои продукты, подстраиваясь под желания клиента.

Марина Мартынова   Марина Мартынова

— Вы отметили, что одно из ваших преимуществ — это безопасность. Как она обеспечивается в ваших проектах?

— Например, в проекте MyPay мы используем несколько уровней безопасности. Это шифрование трафика, электронная цифровая подпись, а также специальный пароль, который вводится каждый раз при входе в приложение или при проведении платежа. А поскольку клиент оплачивает все товары и услуги банковской картой (данные которой не отображаются в открытом виде), то при каждом платеже он вводит CVV2 пароль, указанный на обратной стороне карты. По правилам международных платежных систем, мы не имеем права хранить этот код.

— По опыту вашей компании, в каком секторе экономики Казахстана такая услуга как мобильный банкинг наиболее востребована?

— На сегодняшний день в Казахстане 10 крупнейших банков предлагают своим клиентам такую услугу, как мобильный банкинг. Вместе с тем, есть масса компаний, которые подключают не все решение, а лишь его часть, например, SMS-уведомления. Это пенсионные фонды, страховые и брокерские компании, которые заинтересованы в том, чтобы предоставить клиентам удаленный сервис. Также мы видим большой потенциал у рынка мобильной и SMS-рекламы. Сейчас многие ритейловые точки занимаются полупартизанскими рассылками своим клиентам (кто со своих телефонов, кто — через спамеров). Мы намерены до конца 2012 года предложить продукт, который, надеемся, удовлетворит их потребности и сделает SMS- и мобильную рекламу более «взрослой».

— Какие сервисы мобильного банкинга наиболее популярны среди казахстанцев?

— Наиболее популярными услугами в мобильном банкинге являются SMS-уведомления при совершении какой-либо операции по счету и оплаты с помощью мобильного телефона. Для клиентов SMS-уведомления  — это, в первую очередь, дополнительная безопасность своей карточки и возможность контроля за остатком. Нельзя не отметить, что клиентам нужны именно мгновенные SMS-уведомления, когда официант еще не успел прийти со счетом, а вы уже получили уведомление сколько денег сняли с вашей карты в этом ресторане. В октябре нашим клиентом стал АТФ Банк, который до этого имел свою систему SMS-уведомлений, но не мог обеспечить мгновенность, что сильно сказывалось на популярности услуги. И таких примеров можно приводить множество.

— Насколько полно мы используем возможности мобильного банкинга?

— Стоит отметить, что мобильный банкинг в Казахстане развивается с 2005 года. Тогда Народный банк совместно с компанией «Интервэйл» первым в Казахстане запустил систему управления банковским счетом посредством мобильного телефона. Сначала это были просто SMS-уведомления, затем SMS-оплата. В 2006 году мы разработали мобильное приложение (первый мидлет Казахстана), которое позволяло управлять своими счетами, используя удобное и интуитивно понятное меню в телефоне. Через год разработали приложение (апплет), которое позволяло делать платежи и переводы между картами, этот проект был запущен совместно с оператором Beeline. В 2010 году мы совместно с Народным банком впервые выпустили на рынок новое приложение для мобильных телефонов «Мидлет с поддержкой шифрования», позволяющее совершать переводы и производить оплату с мобильного телефона в счет различных торгово-сервисных предприятий (коммунальные услуги, сотовая связь, налоги, телевидение и другие). На этом развитие не останавливается — разрабатываются дополнительные сервисы, которые финансовые институты активно внедряют — курсы валют, онлайн-запрос на выпуск карты и другие. Очень активно продвигается как в мире, так и у нас тема бесконтактных платежей (NFC). По некоторым прогнозам, в следующем году данная услуга будет доступна для казахстанских пользователей, в частности, можно будет оплатить парковку и проезд в городском транспорте.

Учитывая, что рынок электронной коммерции в Казахстане только развивается, какие проблемы еще существуют на казахстанском рынке?

— Проблемы, безусловно, есть. И самая большая проблема, с которой мы столкнулись в Казахстане при внедрении такой услуги как MyPay — это то, что большая часть банковских карточек по умолчанию закрыта банками для оплаты товаров и услуг в интернете. И во многом это останавливает людей, потому что после неудачной попытки подключиться к нашему сервису у них опускаются руки. Хотя решается это одним звонком в банк — и карту разблокируют. На Западе другая ситуация — там у клиента карточка по умолчанию открыта для интернета и если он хочет, может ее закрыть. Этот фактор очень сильно сдерживает развитие онлайн-сервисов Казахстана. В частности, на днях «Эйр Астана» поделилась информацией, что боле 45% транзакций через их сервис не проходит по причине «карта закрыта для интернета». Представьте обороты авиаперевозчика и сколько денег теряют и авиакомпания, и банки, и сколько неудовольствия возникает у клиента. Хочется надеяться, что наши банки прислушаются. С одной стороны, это уровень безопасности банка, но, с другой стороны, пока в проекте MyPay мы рассчитываем только на микроплатежи, больших сумм через сервис не проходит. Более того, нами установлены лимиты по платежам. Так, максимальная сумма по одной оплате в день — 10 тыс. тенге, в месяц — 50 тыс. тенге. Когда мы увидим, что рынок вырос и люди стали платить много — мы увеличим лимиты. Вторая проблема — это недоверие со стороны клиентов. В рамках этого мы планируем проводить семинары, где будем объяснять насколько эта услуга удобна и безопасна. И, в-третьих, при покупке товара в офлайне нас приучили брать чеки, но невыдача последних останавливает от покупок в интернете. Однако, в нашем мобильном сервисе MyPay есть история платежей и если понадобится его доказать — можно взять выписку со своей карты в банке, поскольку все платежи осуществляются именно с нее.

— Есть ли у вас статистика по количеству мошенничеств, совершенных с банковскими картами?

— Такая информация есть только у банков и международных платежных систем. Мы общаемся с банками и примерно представляем о каких цифрах идет речь, но, к сожалению, не можем вам раскрывать эту информацию. Скажу только, что этот процент ничтожно мал, а с учетом тотального развития SMS-уведомлений у клиентов банка появилась реальная возможность мгновенно увидеть несанкционированную транзакцию, сразу позвонить в банк и заблокировать ее (по правилам Visa у вас есть 90 дней, чтобы отказаться от транзакции). Что является еще одним доводом в пользу открытия карт для интернет-транзакций.

Марина Мартынова   Марина Мартынова

— Как вы оцениваете развитие мобильного банкинга в Казахстане, учитывая отсутствие на рынке других крупных игроков как вы?

— Когда мобильный банкинг только набирал обороты, это были в основном монобанковые решения. Напомню, первым внедрил и стал развивать «мобильный банкинг» Народный банк, затем эту услугу подключили остальные банки, у которых были разные функциональные решения (у одних — только SMS-банкинг, у других — платежи при помощи SMS). В тот момент что такое «мобильный банкинг» знали только банковские специалисты, затем подключились СМИ и сейчас, наверное, сложно найти человека, который бы не слышал этого термина. Сегодня можно констатировать, что количество платежей увеличивается, а количество клиентов насчитывается порядка 700 тыс. Более того, если сравнить интернет-банкинг и мобильный банкинг по количеству клиентов от всех банков, то у мобильного банкинга клиентов больше, несмотря на то, что люди знают об интернет-банкинге дольше, поскольку в Казахстане он был внедрен первым. В целом же рост популярности мобильного банкинга есть, потому что все понимают насколько это удобно и экономит время. Если сравнить с тем, что было на рынке 5 лет назад, то на сегодняшний день отмечается хороший спрос на услугу.

— Насколько интенсивно растет спрос по сравнению с прошлыми годами?

— Общие цифры по рынку назвать сложно, поскольку одни организации внедряют только SMS-уведомление, другие — целые системы оплаты. Есть опыт, когда, например, дочерние организации (пенсионные фонды или страховые компании) подключались к системе банка, но использовали лишь одну функцию. Сейчас эти организации разрабатывают для своих клиентов отдельные приложения, которые больше подходят к специфике компании. Но общее число активных клиентов мобильного банкинга всех банков в Казахстане мы оцениваем в 700 тыс. человек.

— Можете ли вы назвать цифры по динамике проведения транзакций, количеству транзакций и средней сумме платежа в мобильном банкинге Казахстана?

— По нашим данным, около года назад средняя сумма одного платежа составляла 700 тенге и в среднем человек делал от 2 до 4 платежей месяц. На сегодняшний день данные изменились, поскольку количество клиентов растет. Думаю, вначале следующего года я смогу озвучить новые цифры по рынку.

— Назовите, пожалуйста, обороты рынка мобильной коммерции.

— По нашим данным, в этом году оборот мобильной коммерции составит порядка 400 млн тенге. Но позвольте заметить — ранее рынок развивался только монобанковскими решениями. С сентября этого года все изменилось с появлением системы для мобильной коммерции MyPay. Чтобы платить со своего мобильного телефона теперь совсем не обязательно менять банк на технически более продвинутый. Достаточно подключить к системе MyPay любые карты любого банка Казахстана. Сейчас это доступно для телефонов, поддерживающих технологию Java, операционных систем Symbian и Windows Mobile, в начале ноября приложение будет доступно для Android, а после — для iOS.

— По вашим прогнозам, на какую сумму будет приобретаться товаров и услуг посредством мобильных платежей ближайшие 2–3 года?

— Мы предполагаем, что рынок будет уверенно расти и к 2014 году оборот мобильной коммерции достигнет 1 млрд тенге.

Каким вы видите будущее мобильного банкинга в Казахстане?

— Многие аналитики связывают развитие рынка мобильных платежей с ростом рынка смартфонов. По данным JuniperResearch, порядка 500 млн человек во всем мире будут использовать свои мобильные устройства в качестве проездных билетов на метро и наземном городском транспорте, ведущее положение в этой отрасли займет Западная Европа, Дальний Восток и Китай. А к 2015 году ожидается взрыв по мобильным платежам, треть земного шара будет пользоваться этой услугой.

Полагаю, что в Казахстане в ближайшем будущем также появятся проекты с технологией NFC. Внедрение этой технологии еще больше будет способствовать развитию мобильной коммерции. Единственное, у нас еще не готова база, нет NFC-аппаратов. Однако, по некоторым прогнозам, к 2014 году 20% смартфонов (почти 300 млн аппаратов) во всем мире будут оборудованы системой NFC. С появлением базы мы сразу сможем внедрить эту технологию в широкие массы. Более того, компания «Интервэйл» могла бы это сделать еще год назад, поскольку у нас уже есть пилотные проекты, реализованные в метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга.

Комментарии