Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Восстание машин: терминальные войны

В Астане владельцы терминалов оплаты саботировали решение Kcell ограничить комиссию, отключив прием платежей в пользу оператора.

17 октября 2011 15:37, Марите Любинайте, Profit.kz
Рубрики: Рынок, Связь

GSM Казахстан/Kcell ограничил комиссию при приеме наличных платежей в торговых точках до 5%. Теперь при пополнении баланса, предположим, на 200 тенге, сумма, которая будет удержана с абонента, составит 10 тенге. Это так называемая «верхняя комиссия» (взимаемая с абонентов при оплате услуг в розничных торговых точках и терминалах самообслуживания), ограничив размер которой стало возможно с увеличением «нижней комиссии». Именно ее оператор связи выплачивает платежным системам за проведение транзакций и оказание услуг абонентам по приему наличных платежей.

Быть или не быть комиссиям за платежи через терминалы оплаты?

Отметим, Kcell намеренно пошел на этот шаг, чтобы защитить интересы абонентов и сократить их расходы на мобильную связь, при этом увеличив свои расходы на 60% в «нижней комиссии». Но если для оператора сотовой связи это по силам, то для владельцев торговых точек и терминалов самообслуживания — это существенные потери в доходной части. Это обстоятельство привело к тому, что «в Астане 10 октября владельцами торговых точек и терминалов самообслуживания без предупреждения был отключен прием платежей в пользу абонентов компании почти на 700 точках, при этом около половины из них возобновили прием платежей 11 октября», — заявили в Kcell.

Саботаж произошел в Астане, поскольку город является не только одним из экономических центров страны, но и одним из лидеров по числу терминалов на душу населения. «И поэтому именно здесь владельцы терминальных сетей очень активны и остро реагируют на изменения конъюнктуры рынка», — пояснили редакции Profit.kz в ТОО «ОСМП». По некоторым данным, в пользу Kcell в Астане приходится около 65–70% платежей через терминалы оплаты.

Между тем идея сократить расходы абонента на сотовую связь рассматривается Kсell уже на протяжении нескольких лет. «Если раньше платежные системы были молодым видом бизнеса, и мы понимали, что его надо поддержать, то на сегодняшний день это уже состоявшаяся отрасль, которая в состоянии переходить на цивилизованные нормы ведения бизнеса», — подчеркнул Каспарс Кукелис, директор по маркетингу сотового оператора. В этой связи компания стала вести переговоры с ключевыми участниками рынка — платежными системами ОСПМ (с брендом QIWI), Pay Link, «Казахстанским центром межбанковских расчетов», которые поддержали Kcell в намерении ограничить «верхнюю комиссию», выразив свою готовность к сотрудничеству. «В идеале мы хотим, чтобы абоненты могли пользоваться загруженной суммой в полной мере», — подчеркнул Данияр Омурзаков, директор департамента продаж GSM Казахстан/Kсell.

«Те комиссионные, которые компания выплачивает своим агрегаторам, увеличены для того, чтобы владельцы терминалов не почувствовали сильное снижение своей доходности, которое все равно произойдет, — поясняет Данияр Омурзаков. — Потому что неправильно так много брать денег с абонента за осуществление платежа».

Стоит отметить, что в первоначальном решении GSM Казахстан/Kcell планировал вовсе отменить «внешнюю комиссию». «Учитывая, что в обороте платежных систем Казахстана платежи GSM Казахстан/Kcell занимают до 40%, для агентов платежных систем, и в первую очередь для владельцев терминалов, это было бы катастрофой», — пояснили в ОСМП. Как отметил на форуме Kiosks.ru один из владельцев терминалов под ником oleg777, в общем объеме поступлений Kcell занимает долю в 51% и 55% в прибыли.

При этом, по словам владельцев терминалов, до 90% прибыли им приносила именно «верхняя комиссия». С ее уменьшением, а в будущем и полной отменой, вся прибыль будет генерироваться из «нижней комиссии». В GSM Казахстан/Kcell не стали разглашать размер вознаграждения за принятые платежи, но один из крупных владельцев терминалов в Астане на условиях анонимности рассказал редакции Profit.kz, что «нижняя комиссия» теперь составляет 2%. «Если ранее для владельцев небольших сетей терминалов она составляла 0,5%, для более крупных 1,5–1,9%, то сегодня она для всех одинакова и равна 2% (без учета еще существующей «верхней комиссии» — прим. ред.)», — сообщил он.

ТОО «ОСМП» также подтвердило, что за каждый принятый платеж в пользу GSM Казахстан/Kcell агент QIWI (владелец пунктов приема платежей, например, платежных терминалов, которые обслуживаются через процессинговый центр QIWI) получит 2% от общей суммы. С учетом существующей «внешней комиссии», размер которой при оплате услуг с 15 октября 2011 года не должен превышать 5% от платежа, общий доход владельца пунктов приема платежей, работающих через QIWI, от платежей, принятых в пользу GSM Казахстан/Kcell, составит до 7%. В этой связи, как отметил Азамат Асылбеков, начальник департамента по работе с провайдерами компании «ОСМП Казахстан», нововведение не снизит доходов партнеров сотового оператора. Поскольку, по оценкам компании, средний доход агента от платежей в пользу GSM Казахстан/Kcell до внедрения новых требований колебался от 6 до 8%.

Однако, по словам нашего источника, с учетом нововведений его доходная часть уменьшится на 20–25%, при постоянно растущих расходах, направленных на оплату аренды, интернет-услуг, выплату заработной платы сотрудникам инкассации, техническому персоналу и многое другое. Уже первый день работы на новых условиях показал снижение доходности. Так, у дилера с сетью из 10 терминалов, со средним оборотом по Kcell/Activ 100 тыс. тг в сутки, доход за 15 октября составил 5752 тг против 9891 тг месяцем ранее, 17 сентября. Как видим, разница в дневной выручке весьма существенна: доходность по платежам на Kcell уменьшилась при ограничении комиссии на 42%, притом что доля платежей на Kcell/Activ составила 74,8%  от общего оборота. «Уже сейчас понятно, что никогда «внутренняя комиссия», даже если ее увеличить до уровня 4–5%, не сможет покрыть все расходы. Во многих регионах присутствие Kcell/Activ составляет более чем 60%, например, в Караганде и Темиртау — свыше 65%. При запрете на «верхнюю комиссию» больше половины точек придется снять с арендуемых площадей, т.к.  арендаторы не готовы снижать стоимость аренды», — пишет на форуме Kiosks.ru пользователь под ником Dns727.

В «ОСМП Казахстан» понимают позиции агрегаторов, отмечая, что рынок терминалов развивается, что, естественно, ведет к увеличению расходов. «Так, например, растут аппетиты у арендодателей, на чьей территории устанавливаются терминалы. Порой стоимость аренды отнимает до 50% прибыли. При этом остаются другие расходы на обслуживание терминалов. При »нулевой« внешней комиссии одного из основных провайдеров услуг, терминальный бизнес перестал бы приносить прибыль и ушел из страны», — отмечают в ОСМП. Учитывая это, агентам данного рынка в ОСМП советуют оптимизировать бизнес-процессы и снижать издержки, в том числе и на аренду. «Со своей стороны мы приложим все усилия для успешного решения этих задач. Тем более, как мы видим, сил, желания и ресурсов у наших агентов для этого хватит», — подчеркнули в компании.

О том, что это нововведение скажется на бизнесе владельцев терминалов, отметили в пресс-службе Tele2. «С одной стороны, абоненты получают возможность положить больше денег на счет своего мобильного телефона, и это, безусловно, плюс. С другой стороны, может сложиться ситуация, когда часть точек будет вынуждена прекратить свою работу из-за невозможности обеспечить рентабельность своих операций, что в итоге будет создавать дополнительные неудобства для абонентов, так как будет сложнее найти платежный терминал», — пояснили в пресс-службе оператора-дискаунтера.

«Подобные действия всегда объясняются заботой об абонентах, и именно с этой точки зрения их нужно рассматривать», — подчеркнули в Tele2.

На сегодняшний день все терминалы работают, однако, их владельцы не намерены сдаваться и готовы в любой момент вновь отключить провайдера на терминалах. Единственная просьба с их стороны — это не лишать права голоса при решении таких вопросов, в которых они играют не последнюю роль.

Оператор сотовой связи также непреклонен в своем решении и если ситуация не выправится, то компания готова ответить на действия астанинских предпринимателей. «Все эти саботажи и сговоры подталкивают нас к мысли о необходимости создания собственной независимой платежной системы. Сейчас идет разговор о покупке двух тысяч терминалов для Астаны, чтобы решить эту проблему», — заявил г-н Омурзаков. Совсем скоро можно будет оценить эффект такого шага на примере российских коллег. В частности, МТС планирует отказаться от услуг платежных систем и терминалов в своих фирменных салонах уже к концу следующего года. «Компания создает собственную процессинговую систему, рассчитывая одновременно заработать на платежах другим операторам», — пишут «Ведомости». Первые 200 терминалов МТС появятся в Москве и Подмосковье в первом квартале 2012 года. В случае, если эксперимент окажется удачным, платежные терминалы могут появиться во всех салонах МТС, число которых составляет более 2400.

Как нам пояснили в ТОО «ОСМП», создание собственной независимой платежной системы — это понятная ответная реакция оператора на историю с «восстанием машин». Во всем мире сотовые операторы имеют собственные каналы продаж, и Kcell не является исключением. «Уже сейчас около 10% платежей совершается через кассы оператора. Другое дело, что во всех случаях, которые нам известны (а QIWI работает уже в 17 странах), собственные сети продаж оказываются менее эффективными, чем привлеченные каналы, — пояснили в компании. — Построение собственной платежной системы и терминальной сети — это затратная и долговременная задача. Мы не считаем, что и в этом случае, существует угроза нашему бизнесу в РК в целом». Это связано с тем, что сегодня компания ОСМП с каждым годом стремится повышать долю несотовых платежей, тем самым снижая зависимость от сотовых, «предоставляя пользователям возможность оплаты наиболее востребованных провайдеров, таких как «Казахтелеком», «Алсеко», «Супер Лото», букмекерские конторы, продажа авиа- и ЖД-билетов». «И если в 2008 году доля сотовых платежей в общем обороте составляла 95–98%, то сейчас она около 80%», — подчеркнули в компании.

Что же касается планов Tele2 и ТОО «Кар-Тел»/Beeline в решении снизить «внешнюю комиссию», то, как нам пояснили в пресс-службах компаний, они изучают ситуацию. «Мы внимательно смотрим на то, как будет развиваться этот рынок, и только после этого примем решение. Одновременно мы развиваем другие каналы пополнения счета», — сообщили в Tele2. В пресс-службе Beeline отметили, что будут действовать «в рамках существующего законодательства, учитывая интересы наших абонентов и партнеров».

Комментарии