Следите за новостями

Андрей Кормильцев, НТС: повышенная активность на рынке сотовой связи нам на руку

Интервью с региональным директором HTC в России и странах СНГ Андреем Кормильцевым о тенденциях казахстанского рынка мобильных устройств.

28 сентября 2011 13:35, Марите Любинайте, Profit.kz
Рубрики: Интервью, Связь

Сегодня мировой рынок мобильных устройств значительно трансформируется: стремительно растет доля смартфонов, смещаются акценты пользователей в выборе операционных систем, прежние лидеры утрачивают свои позиции. Редакция Profit.kz беседует с ключевыми производителями мобильных устройств о том, насколько эти тенденции справедливы для казахстанского рынка. Мы уже пообщались с Карелом Голубом, генеральным менеджером Nokia в странах Юга СНГ. Нашим следующим собеседником стал Андрей Кормильцев, региональный директор НТС в России и странах СНГ.

— Андрей, как вы можете охарактеризовать рынок мобильной связи Казахстана в целом?

Андрей Кормильцев, HTC— Так уж сложилось, что одной из характерных черт рынка мобильной связи на территории стран СНГ является высокий уровень монополизации. Как правило, несколько ведущих сотовых операторов делят рынок в приблизительно равных долях и обслуживают вплоть до 90% абонентов. Однако в настоящее время закономерной кажется тенденция утраты операторами-родоначальниками лидирующих позиций. Это связано, прежде всего, с тем, что в большинстве случаев появление нового участника на рынке услуг сотовой связи знаменуется ведением предельно агрессивной ценовой политики, необходимой новичку для закрепления и увеличения числа активных абонентов.

Что касается непосредственно Казахстана, рынок которого до недавнего времени характеризовался высоким уровнем цен и низким уровнем потребления услуг, то здесь с уверенностью можно говорить о значительных переменах, произошедших в этом году и связанных с выходом нового оператора. На данный момент трудно прогнозировать итоги этой борьбы, но очевидно, что повышенная активность на рынке сотовой связи играет на руку производителям мобильных устройств. Устойчивая макроэкономическая ситуация и рост благосостояния населения предполагают динамичное развитие сотовой связи и способствует повышению спроса и предложения на рынке.

— Сейчас во всем мире происходит передел рынка между производителями мобильных устройств: падение доли Nokia, усиление позиций Samsung, LG и HTC. Насколько глобальные тенденции заметны в странах СНГ и в Казахстане, в частности?

— На российском рынке и рынках стран СНГ происходят похожие изменения, но, возможно, в чуть более медленном темпе. Так, например, текущая доля Nokia в Германии, по оценкам GFK, около 10–15%, в России доля Nokia выше, т. к. у производителя сильные позиции в дешевом сегменте телефонов. Но в дорогом сегменте эта компания проигрывает производителям смартфонов.

— Как вы оцениваете рынок мобильных телефонов в РК? Какие категории телефонов начинают пользоваться большей популярностью?

— Рынок мобильных устройств Казахстана, по статистике, является третьим по объему на территории СНГ, а его доля в объемах продаж сотовых телефонов в Средней Азии держится на стабильно высоком уровне уже не первый год. Наибольший интерес конечного потребителя вызывают многофункциональные устройства с адекватным соотношением цены и качества. Помимо стандартного телефонного функционала, покупатели хотят иметь возможность полноценного использования устройства в качестве переносного мобильного офиса, а также возможность оперативного выхода в интернет. Немаловажную роль играет простота установки и доступность дополнительного программного обеспечения, многообразие поддерживаемых аудио- и видеоформатов, отличное качество звука и фото-видео съемки. В связи с этим наибольшую популярность на рынке мобильных устройств приобрели «умные» телефоны, так как только они способны удовлетворить всем без исключения требованиям современной аудитории.

Таким образом, одной из главных тенденций на рынке мобильных устройств является постепенная конвергенция смартфонов и КПК, превращение их в единое устройство. Смартфоны будут приобретать все больше возможностей, благодаря которым работа с телефоном станет более персонализированной. В то же время появление новых функций никак не скажется на размерах устройств — они останутся компактными и очень удобными в обращении. Смартфоны НТС предлагают огромное количество инновационных решений и пользовательских возможностей для самой широкой аудитории, что стало одним из главных факторов популярности бренда.

Казахстанские потребители отдают все больше предпочтения продвинутым устройствам с большим количеством функций, но при этом простых в обращении. По нашей оценке, смартфоны занимают около 17–20% рынка мобильных телефонов в Казахстане.

— На сколько процентов ежегодно прирастает казахстанский рынок мобильных устройств?

— По данным исследовательской компании J’son&Partners, в 2009 г. объем местного рынка составлял $280 млн при средней стоимости единицы устройства в $156. По состоянию на конец года аналитики оценивали его в 1,8 млн в штучном выражении. В 2010 году благодаря постепенному росту экономики был спрогнозирован и подтвердился прирост рынка на 8–12%. Прогнозируемый же итог конца 2012 года составляет 2,1 млн устройств.

— Как вы оцениваете свои позиции на рынке Казахстана? Какую долю HTC занимает сейчас и ваши планы на конец года?

— Несмотря на относительно недавнее появление НTC в Казахстане, мы чувствуем себя более чем уверенно и высоко оцениваем достигнутые результаты. С приоритетным кругом задач, например, закреплением на рынке и повышением узнаваемости бренда, мы справились и считаем эти достижения важным шагом на пути HTC к глобальному охвату. Улучшить свои показатели компания смогла благодаря поддержке платформы Android и выпуску новых смартфонов на этой ОС. Следующим этапом станет постепенное налаживание логистических и канальных цепочек, поддержание устойчивой партнерской базы и активное увеличение зоны присутствия и узнаваемости HTC на территории Республики Казахстан. На данный момент мы занимаем одну из лидирующих позиций в сегменте «умных» мобильных устройств — смартфонов — и предполагаем дальнейшее увеличение нашей доли на рынке. Мы не раскрываем конкретных цифр, но можем сказать, что здесь у нас рост продаж в сравнении с прошлым годом даже больше, чем в России. По данным локальных партнеров мы занимаем около 5–7% рынка смартфонов в Казахстане.

— В связи с этим вы не планируете открытие монобрендовых магазинов на территории Казахстана?

— Проект с открытием монобрендовых магазинов находится в стадии проработки. В настоящий момент мы находимся в поиске партнера и мест для таких магазинов.

— Назовите, пожалуйста, объемы продаж телефонов HTC (в штуках, деньгах). По вашим прогнозам, сколько будет продано единиц мобильных телефонов до конца года?

— На данный момент говорить о результатах текущего года не представляется возможным. А вот что касается предыдущего года, то в 2010-м компания поставила на рынки стран мира около 24 млн смартфонов, превысив более чем в два раза объем поставок 2009 года. Прибыль за 2010 год составляет $1,3 млрд, что на 75% больше показателей за аналогичный период предыдущего года. Большая часть успеха заслуженно принадлежит топовой модели Desire с продолжением в виде HTC Desire HD и HTC Desire Z, а также недорогому смартфону HTC Wildfire.

— По вашему мнению, насколько быстро растет доля телефонов на ОС Android? Какую операционную систему можно назвать № 2 в мире и в РК, в частности?

— По последним аналитическим данным, платформа Android с конца 2010 года является самой популярной мобильной ОС в мире. Тогда, в октябре–декабре, было продано 32,9 млн смартфонов на этой базе. По сравнению с тем же периодом 2009 года цифра увеличилась в 7 раз. Таким образом, Android впервые оказался на первом месте, обогнав ОС Symbian, стабильного лидера на рынке мобильных платформ.

Преимущество ОС Android очевидно: регулярное появление обновленных версий с набором современных функций и возможностей. В отличие от других известных платформ, Android легко персонализируется, позволяет устанавливать различные приложения из разных источников. Это универсальная, многофункциональная база, совместимая с большим количеством сторонних устройств.

Второй по счету в личном рейтинге HTC следует ОС c потрясающе красивым и удобным интерфейсом — Windows Phone — платформа, пришедшая на смену системе Windows Mobile и, по прогнозам экспертов, имеющая все шансы стать не менее перспективной базой для смартфонов, чем Android.

— Можете ли вы назвать доли «серого» и «белого» импорта мобильных телефонов в стране?

— По аналитическим данным, доля «серого» импорта сотовых телефонов на казахстанском рынке составляет 40% от всего объема продаж. Таким образом, чуть меньше половины устройств ввозятся в страну без уплаты пошлин и налогов, причем большая часть импорта приходится на КНР. В целом ситуация на местном рынке постепенно налаживается, и территория Республики Казахстан становится все более привлекательным рынком для большого круга производителей мобильных устройств.

— Планируется ли пополнение модельного ряда до конца года? Какие новинки будут представлены и в каком ценовом сегменте?

— Наши новинки мы стараемся представлять регулярно, потому что активно работаем над соответствием модельного ряда HTC самым современным технологиям. Например, в сентябре на прилавках казахстанских магазинов появился HTC EVO 3D по средней цене около 140 тыс. тенге. Устройство, ориентированное на людей, желающих иметь возможность соприкоснуться с миром новейших 3D-технологий, оснащено двухъядерным процессором с частотой 1,2 ГГц, двумя камерами для съемки фото и видео в трехмерном режиме и оперативной памятью в размере 1 Гб. Разрешение дисплея смартфона составляет 540 на 960 пикселей, а диагональ трехмерного сенсорного экрана — 4,3 дюйма. EVO 3D также имеет 1,3-мегапиксельнуювеб-камеру для видеозвонков. Операционной системой нового смартфона, разумеется, стала платформа Android 2.3.

Также в этом году на рынке Казахстана появятся долгожданные новинки: смартфоны НТС на платформе Windows Phone — HTC Titan и HTC Radar — с металлическим корпусом, мощной начинкой, ярким интерфейсом и лучшими сервисами Microsoft.

Комментарии