Следите за новостями

Мобильник в роли банкира

Уже сейчас июльские поправки в законодательство по вопросам электронных денег дают о себе знать — в фокусе сотовых операторов сегодня мобильная коммерция.

16 сентября 2011 12:03, Юлия Ан, Бизнес & Власть
Рубрики: Рынок, Связь

Уже сейчас июльские поправки в законодательство по вопросам электронных денег дают о себе знать — в фокусе сотовых операторов сегодня мобильная коммерция. Эта услуга позволит всем счастливым обладателям сотовых телефонов совершать покупки парой движений большого пальца.

На сегодняшний день казахстанский рынок мобильной коммерции находится на стадии своего становления и очень слабо развит. В данный момент абоненты могут воспользоваться услугами мобильного банкинга — управлять своим банковским счетом с телефона — и загружать мобильный контент, куда входят всевозможные Java-приложения, мелодии и программы интерактивного общения.

По словам начальника отдела управления неголосовыми услугами ТОО «КаР-Тел» (Beeline) Виталия Красильникова, дальнейшее развитие мобильной коммерции будет происходить в двух самостоятельных направлениях. Первое направление касается тесной интеграции телефона и банковского счета абонента, что, по сути, является прямым использованием банковских средств абонентом. Развитие во втором направлении зависит от законодательного признания средств, предоплаченных за услуги сотовой связи и находящихся на счетах абонентов у мобильных операторов, в качестве источника ликвидности.

Перспективы мобильной коммерции

По данным Национального банка РК, в Казахстане количество пластиковых карточек, находящихся в обращении, составляет почти 9 млн штук. Количество активных абонентов сотовой связи достигает 19,5 млн, то есть на 10 млн больше. Безусловно, эти числа не показывают реальное количество людей, которые пользуются пластиковыми картами или сотовыми телефонами вообще. Однако такое соотношение уже дает понять, что рынок для развития мобильной коммерции в Казахстане имеет свои перспективы. При этом наибольшим потенциалом обладает услуга мобильных платежей, позволяющая оплачивать товары и услуги напрямую через сотового оператора, не имея при этом счета в банке.

«Очевидно, что потенциал и простота мобильных платежей выше и предпочтительнее для населения, — сообщает г-н Красильников. — Сегодня мобильная связь есть в таких уголках нашей родины, где нет даже почтовых отделений, не говоря уже о филиалах банков или хотя бы о банкоматах».

Этого же мнения придерживаются и в компании GSM Kazakhstan. «Мобильные платежи — это как раз то поле, которое можно развивать нам, то есть предоставлять возможность по удобным, защищенным каналам посредством сотового телефона оплатить всевозможные услуги и товары, не вставая с дивана», — сообщает директор по корпоративным коммуникациям GSM Kazakhstan (Kcell, Activ) Аида Досаева.

Так, GSM Kazakhstan планирует запустить пилотный проект на технологии NFC. Как сообщает г-жа Досаева, NFC будет, скорее всего, установлена напрямую в сим-карты, предоставляемые компанией. Это связано с тем, что телефонов, поддерживающих технологию, на рынке очень мало.

NFC (Near Field Communication) — это инновационная технология беспроводной передачи данных. В мире с ее помощью оплачивают проезд на метро: прикладывают телефон к терминалу NFC и получают билет. Таким же образом можно оплачивать любые покупки — были бы рядом терминал и телефон с поддержкой технологии.

С таким запасом пороха мобильные платежи могут вполне стать заменой классического кошелька. И не только его. Новые технологии помогут абонентам проверять баланс банковского счета, оплатить коммунальные услуги, считывать штрихкоды и получать подробную информацию о продукте и даже заказать билет на самолет, просто отправив sms. Помимо этого, эффективная система мобильных платежей сможет значительно облегчить процесс покупки товаров в интернете. Тем, кто часто занимается интернет-шопингом, хорошо знаком продолжительный процесс регистрации на сайте, заполнения личных данных и указания номера своей кредитной карты. А некоторые продавцы не имеют возможности организовать на своих сайтах функцию системы платежа. Функции мобильных платежей значительно упрощают все это. «В требования к подобным системам в Казахстане, безусловно, будет заложена простота подключения продавцов товаров и услуг, а также наиболее привлекательная для них схема работы», — сообщает г-н Красильников.

Одни в поле не воины

В развитии новых технологий мобильной коммерции сотовые операторы очень рассчитывают на поддержку банков и властей. Последние в лице Министерства связи и информации и Нацбанка Казахстана уже предпринимают определенные действия для развития электронной коммерции в целом и ее мобильного направления в частности. Тем не менее г-н Красильников выражает некоторое сомнение. «Чувствуется напряженность в вопросах, касающихся придания средствам на мобильных счетах абонентов статуса электронных денег. Эти опасения связаны с отсутствием у операторов связи банковских компетенций», — говорит он.

Хочется надеяться, что в Казахстане мобильная коммерция будет развиваться такими же темпами, что и во всем мире. По прогнозам Juniper Research, к 2013 году во всем мире посредством мобильных телефонов будет потрачено более $300 млрд.

История

Мобильная коммерция — сравнительно молодое направление мобильных услуг. И если понятие e-commerce уже на слуху обычного пользователя, то m-commerce еще не вошло в обиход. И зря. Мобильный банкинг, например, уже достаточно распространен во всем мире, а в Казахстане существует с 2005 года, когда Народный банк Казахстана запустил первую систему «Мобильный банкинг». Тогда и началось освоение просторов мобильной коммерции для нашего рынка. Системой «Мобильный банкинг» на тот момент пользовалось почти 400 тыс. клиентов банка. За это время функции мобильного банкинга значительно расширились. В 2010 году Народный банк совместно с российской компанией «Интервэйл» запустил специальное приложение для мобильных телефонов «Мидлет с поддержкой шифрования».

Комментарии