Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

«Казахтелеком»: финансовые итоги полугодия

Интервью с главным финансовым директором АО «Казахтелеком» Арнуром Нуркатовым о финансовых итогах полугодия компании.

9 августа 2011 17:07, Ольга Ланская, Деловой Казахстан
Рубрики: Бизнес

Реализация социальных проектов и коммерческая эффективность бизнеса зачастую представляются задачами диаметрально противоположными. Однако крупнейший отечественный оператор связи, АО «Казахтелеком», не первый год доказывает, что при грамотном построении бизнеса масштабные социальные проекты, такие как телефонизация и развитие интернета в сельской местности, непрерывная модернизация сети, наращивание клиентской базы в сочетании с повышением качества услуг и сервиса, а также снижении тарифов, становятся конкурентным преимуществом, обеспечивающим при этом коммерческий успех.

Работа в прошедшем первом полугодии вновь оказалась результативной, обеспечившей в сфере оказания услуг более чем десятипроцентный рост прибыли — в сравнении с аналогичным периодом 2010 года. Согласно недавно обнародованной консолидированной финансовой отчетности, доходы АО «Казахтелеком» от оказания услуг превысили 83 млрд тенге. Валовая прибыль увеличилась до 27,4 млрд тенге, увеличившись на 7,5%. При этом чистая прибыль составила 29,4 млн тенге, что на 41,3% выше аналогичного показателя годом ранее. Более детально обсудим финансовые итоги полугодия компании, рыночная стоимость которой оценивается более чем в 393 млрд тенге, с главным финансовым директором АО «Казахтелеком» Арнуром Нуркатовым.

— Арнур Арыстанович, какой из сегментов обеспечивает компании устойчивый рост финансовых и производственных показателей при безусловной социальной ориентированности компании?

— «Казахтелеком» изначально позиционируется как социально ориентированная компания. И те проекты, о которых вы упомянули, и участие в государственных программах не снимает с нас задачи быть и коммерчески успешным субъектом экономики. Компания реализует не одно направление и представлена фактически во всех сегментах телекоммуникационной отрасли, что позволяет в целом достигать хороших показателей. И, к примеру, полученный в первом полугодии доход от реализации услуг — 83,6 млрд тенге — превышает не только аналогичный показатель 2010 года на 10%, но и наши собственные планы — на 8%. Оценивая возможности, тенденции и набранный темп, мы прогнозируем рост этого показателя по итогам года до 167 миллиардов тенге. Таким образом, годовой план будет перевыполнен также на 8%.

Зафиксирован и рост чистой прибыли по итогам полугодия. Опережение составляет порядка восьми миллиардов тенге. Это связано с тем, что растут доходы от реализации услуг. По нашим предварительным подсчетам, чистая прибыль по итогам текущего года должна составить не менее 40 миллиардов тенге, а возможно, и больше с учетом того, что в 2010 году она превысила 34 миллиарда тенге.

Чистая прибыль, несомненно, важный показатель. Наши акционеры — и частные, и государство — получают дивиденды благодаря этому. Однако мировая практика все больше ориентируется на более чистый показатель денежного потока — EBITDA. То есть на прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации, которая служит для инвесторов основным показателем эффективности деятельности компании. Поэтому «Казахтелеком», будучи компанией открытой, публичной, также ориентируется на него. По результатам полугодия показатель EBITDA составил 36,7 миллиарда тенге. К концу года мы планируем выйти на 60 миллиардов тенге. При этом в первом полугодии мы опередили показатели аналогичного периода прошлого года на 6 миллиардов тенге и надеемся сохранить этот результат и по результатам года.

Если говорить о доходах от реализации услуг по сегментам, то большую долю здесь генерирует интернет. В общем объеме доходов копании этот сектор дает более 36%.

Одновременно наблюдается постепенное снижение в структуре доходности компании показателей сегмента междугородней и международной телефонной связи. Но сейчас этот тренд присущ всему современному телекоммуникационному рынку, поскольку интернет дает пользователям альтернативу этим услугам. И хочу отметить, что наша компания достаточно уверенно чувствует себя в этой инновационной сфере. Поэтому смена приоритетов клиентов происходит — благодаря постоянной модернизации и развитию инновационных направлений — естественным путем и практически безболезненно.

— Хотелось бы продолжить тему инновационного направления: насколько масштабны планы «Казахтелекома» по освоению новых сегментов?

— В настоящее время центральный тренд один — интернет. Наша компания, так сложилось исторически, изначально была представлена только фиксированной связью. За эти годы мы покрыли магистральной сетью весь Казахстан. И в сектор сотовой связи мы входим постепенно. Рынок проникновения сотовой связи в республике также достаточно высок, и на нем сегодня конкурировать тяжело.

Иное дело — рынок передачи данных. Его проникновение на сегодняшний день оценивается не более чем в 20%. Но при этом он довольно объемен, насыщен многообразием услуг и сервисов. Поэтому даже с учетом того, что к концу 2019 года в Казахстане порядка восьми миллионов людей будут пользоваться интернетом, рынок будет освоен только на 50%. Перспективность этого направления очевидна. В том числе сотовым операторам, которые довольно активно его завоевывают, располагая более гибким и удобным стандартом GSM. Но «Казахтелеком» намерен с ними конкурировать на этому поле благодаря внедрению скоростного мобильного интернета Jet. По итогам минувшего полугодия мы уже вышли на уровень почти 40 тысяч абонентов по мобильному широкополосному доступу и до конца года планируем удвоить эту цифру.

Кроме того, наша компания постоянно занимается строительством и модернизацией сетей телекоммуникаций, передачи данных. Сегодня технические возможности нашей дочерней компании «Алтел» позволяют предоставлять повсеместно качественную связь. А в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития компания реализовывает проект FTTH (Fiber to the home — магистральные линии в каждый дом), который предполагает более высокие качество и скорость передачи данных.

— Обратимся к социальной направленности компании. «Казахтелеком» справился с задачей телефонизации сел и теперь занимается их интернетизацией. Насколько успешна эта работа?

— Программа интернетизации села стартовала с начала текущего года. В настоящее время мы построили 400 базовых станций, которые будут обеспечивать связь для отдаленных и малонаселенных сельских пунктов. Всего будет 900 базовых станций. Я хотел бы подчеркнуть, что эта задача имеет для компании особую важность. Поскольку 51% акций «Казахтелекома» принадлежит государству, то мы четко понимаем, что помимо корпоративной ответственности имеем социальные обязательства. И хотя вы изначально провели межу между «социалкой» и «коммерческой успешностью», было бы ошибочно полагать, что интернетизация сел — это убыточный проект. Сегодня финансовые возможности и интерес к новым технологиям у жителей сельских населенных пунктов значительно выросли. Потребности и спрос на эти услуги у селян очень высоки.

— В одном из своих интервью председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев говорил о возможном привлечении к реализации крупных инфраструктурных проектов компании иностранных инвесторов. Насколько они готовы выступить в качестве финансовых партнеров телекоммуникационного гиганта Казахстана?

— В современном бизнесе любая остановка — это потеря конкурентных преимуществ. Поэтому стратегия развития может предполагать привлечение как технических, так и финансовых партнеров. И сегодня проблем с заимствованием кредитных ресурсов у «Казахтелекома» не возникает — мы уже обсуждали тему коммерческой успешности компании. Кроме того, потенциальные инвесторы могут оценить наши финансовые ковенанты, которые характеризуют устойчивость компании в части заимствования. По одной из них — долг/EBITDA — «Казахтелеком» имеет высокий порог как предельно емкого заимствования, так и свободно емкого. Проще говоря, эти показатели свидетельствует о высокой степени доверия к нам финансовых институтов. Со многими банками, например такими, как HSBC, Ситибанк, ЕБРР, рядом государственных банков Китая, компания заключила предварительные соглашения по предоставлению заемных средств. Но до самого заимствования дело не дошло: на сегодняшний день наша компания имеет достаточно собственных финансовых возможностей для реализации проектов.

— «Казахтелеком» не раз заявлял о планах выхода на зарубежные рынки, в особенности на рынке соседних государств…

— Интерес этот сохраняется. Пока мы действительно изучаем рынки стран Центральной Азии, России. При этом в первую очередь мы нацелены на увеличение нашей акционерной стоимости и капитализации компании.

Нас, в частности, интересует динамично развивающийся мобильный сегмент. Вместе с тем мы не исключаем и внедрения на рынок фиксированной связи.

— «Казахтелеком» намерен принять участие в программе «народного IPO»?

— Наша компания, по сути, давно работает по этой программе. Напомню, что в 2006 году мы инициировали продажу простых акций, принадлежащих государству. По существу это и было народное IPO. При этом интерес со стороны инвесторов к ценным бумагам АО «Казахтелеком» даже в кризисные годы оставался высоким. Наши акции демонстрируют устойчивый рост. Так, если дивиденды на одну простую акцию в 2009 году составили 422 тенге, то в 2010 году — 528 тенге. В 2010 году «Казахтелеком» выплатил дивиденды на все простые акции. Эта сумма превысила пять миллиардов тенге, а по привилегированным составила свыше 213 млн тенге.

— Являясь крупнейшим оператором связи в стране, компании, наверное, не корректно сравнивать свои показатели с отечественными конкурентами. А если сравнить их с аналогичными показателями зарубежных телекоммуникационных компаний?

— Мы делаем такой сравнительный анализ не первый год. Ежегодно мы проводим бенчмарк ключевых показателей компании в сравнении с аналогичными позициями других мировых операторов. В частности, «Бритиш телеком», «Дойче телеком», «Франс телеком», Telstra и другими. Надо сказать, что по отдельным индикаторам мы опережаем ряд иностранных компаний. К примеру, по такому относительному показателю, как EBITDА margin (темпы роста доходов), мы с 37% занимаем одно из лидирующих мест. Так, мы опережаем «Бритиш телеком» (26,7%), «Дойче телеком» и «Франс телеком» (31%). Уступаем лишь австралийскому оператору Telstra и канадскому Bell, показатель которых составляет 39,8%. При этом у последних есть сотовые операторы, и данный факт в немалой степени повлиял на формирование указанных показателей. Показатель рентабельности чистой прибыли (управление расходами) у нас тоже достаточно высок и составляет 23,5%. Таким образом, мы эффективно управляем как доходами, так и расходами.

— Компании пришлось совершенствовать систему управления финансовыми потоками?

— Безусловно. Эта работа постоянна. Так, на протяжении трех последних лет совместно с ФНБ «Самрук-Казына» в нашей компании внедрялась система управленческой отчетности (СУО). На сегодняшний день «Казахтелеком» — первая компания, которая внедрила эту систему. Конечно, это стало возможным во многом благодаря высокому уровню автоматизации RP-систем компании.

Отныне в отчетах вместо оценочных отчислений, которые предоставлялись раньше, даются фактические данные. Это в целом позитивно влияет на аудированную отчетность, сокращает сроки формирования отчетности.

Система управленческой отчетности — основа системы корпоративного управления, внедрение которой повышает уровень корпоративного управления и способствует эффективности управления, выходу на международные рынки капитала. Чем прозрачнее работа компании, тем она привлекательнее для инвесторов, а значит, и более эффективна.

— Каковы планы компании на долгосрочную перспективу?

— «Казахтелеком» планирует увеличить акционерную стоимость, а также до 2015 года повысить показатель по EBITDА на 27%.

Комментарии