Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Карел Голуб, Nokia: наш единственный конкурент — это мы сами

Интервью с генеральным менеджером Nokia в странах Юга СНГ Карелом Голуб о тенденциях казахстанского рынка мобильных устройств.

21 сентября 2011 10:58, Марите Любинайте, Profit.kz
Рубрики: Интервью, Связь

Сегодня мировой рынок мобильных устройств значительно трансформируется: стремительно растет доля смартфонов, смещаются акценты пользователей в выборе операционных систем, прежние лидеры утрачивают свои позиции. Редакция Profit.kz беседует с ключевыми производителями мобильных устройств о том, насколько эти тенденции справедливы для казахстанского рынка. Нашим первым собеседником стал Карел Голуб, генеральный менеджер Nokia в странах Юга СНГ.

— Карел, сейчас во всем мире видно падение доли Nokia. Как ваша компания оценивает свои позиции на мобильном рынке Казахстана?

Карел Голуб, Nokia— В Казахстане компания Nokia является лидером, как в сегменте смартфонов, так и в сегменте сотовых телефонов. Это связано с тем, что в центре всей нашей работы находится потребитель. Мы видим его потребности, и в соответствии с ними предоставляем новые устройства и сервисы. В частности, телефоны Nokia поддерживают казахский язык, пользователям доступны локализованные Карты Nokia, есть возможность скачивать приложения, в том числе разработанные казахстанскими девелоперами. Это что касается сервисов.

Что касается пожеланий потребителей в отношении устройств, то в сегменте мобильных телефонов — это двухсимочные телефоны. И сегодня у нас есть отличные предложения для наших потребителей — Nokia C2-00 и Nokia X1-01. Это не просто двухсимочные телефоны, это инновационные аппараты. Они стильные и удобны в использовании, с ярким дизайном и мощным аккумулятором, с отличными функциями для работы с мультимедиа и обмена сообщениями. Так, в Nokia C2-00 можно менять SIM-карту на ходу. В то время как одна SIM-карта постоянно установлена внутри телефона, в разъем для быстрой замены SIM-карты можно в любой момент вставить дополнительную SIM-карту. Переключение между картами выполняется очень просто. И это нравится нашим потребителям, мы видим интерес с их стороны. Кроме того, рынок требовал производство телефонов премиум-класса. Мы приняли во внимание этот запрос и создали смартфон Nokia Oro, который сделан с использованием драгоценных камней, золота и кожи.

— Какую долю вы занимаете и ваши планы на конец года?

— Для нас самое главное — это фокус на потребителя. Да, мы лидеры, но мы работаем не только для того, чтобы завоевать какой-то определенный процент рынка. Мы работаем с потребностями наших клиентов, и цифры в данном смысле имеют второстепенное значение. Именно то, что мы фокусируемся на потребностях пользователей, и делает нас лидерами. Мы не спрашиваем себя, что мы можем сделать, чтобы увеличить свою долю на рынке Казахстана, мы спрашиваем, что нужно потребителю, и в ответ на это предоставляем девайсы или сервисы.

— Как вы оцениваете рынок мобильных телефонов в Казахстане в целом? Какие тренды вы можете выделить в спросе и предложении на рынке?

Карел Голуб, Nokia— Я говорил об этом три года назад, когда только приехал в Казахстан, и говорю это сейчас — казахстанский потребитель ничем не отличается от потребителя из Европы или США. Во-первых, он также любит новинки, интересный дизайн и обращает внимание на бренд. И это то, что компания Nokia ему может предоставить в комплексе. В частности, последняя новинка — это смартфон Nokia N9, который уникален как по дизайну, так и по пользовательскому интерфейсу. Это касается и смартфона Nokia Oro.

Во-вторых, со стороны казахстанского потребителя также отмечается большой спрос на сервисы и мобильный доступ в интернет. В этой связи мы продолжаем совершенствовать наши сервисы. И сегодня общее количество локальных приложений в Магазине приложений Nokia составляет уже более 100, а общее количество загрузок с момента запуска магазина в странах региона Юга СНГ превысило 10 млн, при этом в июле пользователи загрузили более 1,5 млн единиц контента. Кроме этого, в Картах Nokia для Казахстана, о запуске которых было объявлено в конце 2010 года, появились 3D-объекты Алматы и Астаны, а социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» добавлены в функцию Check In. На сегодняшний день в Казахстане число загрузок из Магазина приложений Nokia превышает 250 000 в неделю, а общее количество составляет уже 5 млн. Стало удобным и экономичным использование мобильного интернета благодаря новому тарифному плану нашего партнера — оператора мобильной связи Kcell. Это специальный тарифный план, который могут использовать владельцы самых простых телефонов Nokia (на базе платформы S40), пользующиеся мобильным веб-браузером Nokia. Это предложение для людей, которые не пользовались интернетом раньше и они не уверены в том, сколько они будут платить за мобильный интернет. Данное предложение позволит увеличить число пользователей интернета в Казахстане и улучшит их пользовательский опыт. Этот проект является частью глобальной стратегии компании, направленной на подключение к интернету еще одного миллиарда людей во всем мире.

— Учитывая то, что у Nokia широкая линейка телефонов, особых тенденций в предпочтениях вы выделить не можете. В вашем случае есть спрос как в сегменте недорогих телефонов, так и в сегменте смартфонов.

— Да, это так. Нельзя сказать, что какой-то конкретный сегмент телефонов нравится всему рынку. Люди разные, у них разные предпочтения (в телефонах и сервисах) и мы должны их все учитывать. Поэтому в нашем портфолио широкая линейка телефонов, представленных в разных ценовых сегментах. Приведу пример того, как мы смотрим на рынок и реализуем его потребности. Существует множество форм-факторов, в частности, телефоны с клавиатурой и с сенсорным экраном. Однако не все пользователи готовы поменять свой телефон на touchscreen. Именно для таких консервативных пользователей, которые предпочитают телефоны с клавиатурой, но хотят попробовать что-то новое, мы разработали телефон с технологией touch and type (гибридная технология, объединяющая «кнопочный» и сенсорный интерфейсы). В то же время у нас есть большая линейка телефонов с qwerty-клавиатурой, поскольку мы видим большой спрос на эти устройства. То есть в целом, сказать, что сейчас существует только один тренд в выборе телефона потребителем, нельзя.

— Но сегодня доля смартфонов заметно выросла, и тенденция роста сохранится на рынке и в будущем.

— Сегодня очень много шума вокруг смартфонов. Но не стоит забывать, что у людей всегда будут разные предпочтения. И мы не собираемся менять привычки своих потребителей, мы просто им следуем. Перед нами нет задачи сделать всех пользователей недорогих телефонов пользователями смартфонов.

Консервативная аудитория будет существовать всегда, равно как и те, кто следует за инновациями. Но таких людей мало — около 10%. Но это, конечно, вовсе не означает, что мы не будем развиваться. Мы также будем следовать своей стратегии — создавать инновационные продукты, не забывая о людях, которые используют простые телефоны.

— По вашему мнению, процент адептов инноваций будет расти?

— Нет, он будет сохраняться в течении многих лет.

То есть вы не боитесь конкуренции со стороны компаний, выпускающих большое количество новинок в сегменте смартфонов?

— Наш самый большой конкурент на рынке Казахстане — это мы сами. Казахстан очень большая страна, и мы больше думаем над тем, как убрать с рынка «серые» телефоны, предоставив потребителям оригинальные телефоны с полным спектром возможностей. Это наш самый большой вызов и главная задача сегодня.

— А каково на сегодняшний день соотношение долей «серого» и «белого» импорта мобильных телефонов в стране?

— У меня нет цифр, а те, которые есть, очень субъективны. Доли в принципе сложно измерить.

— Скажите, на сколько процентов ежегодно прирастает казахстанский рынок мобильных устройств?

— Это вопрос к аналитикам. Однако отмечу, что сегодня рынок официально завезенных в страну телефонов растет. И это плод нашей работы, которую мы ведем на протяжении полутора лет. Компания Nokia одной из первых подняла этот вопрос и уже сегодня сотрудничает с государственными органами, которые активно помогают в его решении. Благодаря общим усилиям мы смогли увеличить долю официальных продуктов, предназначенных для продажи в РК, что позитивно отразилось на государственном бюджете в части уплаты налогов. Но больше всего от этого выиграли наши пользователи, так как получили продукт, который поддерживает локальный язык и сервисы, имеет инструкцию по использованию устройства на родном языке и официальную сервисную гарантию.

— Назовите, пожалуйста, объемы продаж сотовых телефонов вашей компании?

— С этим вопросом также лучше обратиться к аналитикам рынка. Для нас важен потребитель, и именно он находится в сердце всего, что мы делаем. Только то, что мы фокусируемся на нуждах наших потребителей, и приводит к большому количеству проданных телефонов. Конечно, на рынке есть тренды, и мы им следуем, как в сегменте смартфонов, так и в сегменте простых телефонов.

— Но ваши партнеры и дистрибьюторы предоставляют вам цифры по количеству проданных телефонов. Скажите, есть ли положительная динамика по сравнению с прошлым годом?

— Предоставляют, но их данные покрывают только определенную часть рынка. Полную картину вам могут описать аналитики.

— По вашим прогнозам, сколько будет продано единиц мобильных телефонов до конца года? Какой процент из общих продаж составят смартфоны?

— В сегменте смартфонов прирост есть, но он такой же, как и в других сегментах. Точные данные по приросту — это, опять же, вопрос к аналитикам.

— Вы активно работаете над локальным контентом. Какие есть еще потребности у казахстанского потребителя?

— Мы видим свою задачу в дальнейшем совершенствовании того, что мы уже предоставляем пользователям. Мы расширяем возможности доступа в интернет (оснащая телефоны функциями Wi-Fi доступа, предлагая специальные тарифы и т. д.), использования локализованных Карт Nokia (указывая на них points of interest (так называемые точки интереса) — рестораны, клубы, АЗС и многое другое) и сервисов.

— В августе 2011 года вы заключили дистрибьюторское соглашение с «Технодомом». Назовите, пожалуйста, ваших розничных партнеров. Кто больше продает? Сколько процентов составляет «накрутка» на ваши модели телефонов?

— Подчеркну, что все партнеры для нас одинаково важны. На сегодняшний день у нас 7 дистрибьюторов и розничных партнеров (ТОО «ВВП Групп», MNI Ltd, Сеть магазинов «Технодом», ТОО «Арена S», Сеть магазинов SULPAK, «Азия Связной», «Меломан»), работа с которыми является частью нашей стратегии, направленной на увеличение доли оригинальных телефонов на рынке Казахстана. Они продают устройства по привлекательным ценам, с сервисной гарантией и полным пакетом услуг.

— Планируется ли пополнение модельного ряда до конца года? Что за новинки будут представлены и в каком ценовом сегменте?

— Мы анонсировали три новых смартфона на базе обновленной операционной системы Symbian Belle, один из которых — смартфон Nokia с самым громким звуком, другой — самый компактный, а третий — самый яркий. Это Nokia 600, Nokia 700 и Nokia 701. В Казахстане смартфоны Nokia 700 и Nokia 701 поступят в продажу в октябре, а Nokia 600 — в ноябре 2011 года. Я уверен в том, что они понравятся казахстанскому потребителю с точки зрения дизайна, удобства, возможности использования локального контента. Мы также анонсировали смартфон Nokia N9, это пример того, какие технологии мы можем предоставлять в будущем, как в плане дизайна, так и в плане пользовательского интерфейса. В сегменте недорогих телефонов мы представили Nokia 100 и Nokia 101, что является отличным предложением в плане соотношения «цена-качество». В будущем будет еще больше таких устройств.

У нас обширное портфолио на следующий сезон.

— По вашему мнению, какие тенденции в сфере мобильных телефонов будут доминировать в 2012 году?

— Будущее яркое и его видно уже сегодня. Оно будет развиваться в направлении улучшения и расширения локального контента, сервисов и доступа в интернет.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии