Следите за новостями

Цифра дня

Более 300 дронов официально зарегистрировано в РК

«Каждый мало-мальски уважающий себя оператор считает, что у него должен быть тариф, в котором есть скорость 100 мегабит»

Интервью с директором ТОО «СА-Телком» Виктором Грибаном о казахстанском проводном интернете.

21 июля 2011 15:22, Светлана Исаева, Курсивъ
Рубрики: Бизнес, Связь

Цена входа на интернет-рынок Казахстана измеряется сотнями миллионов долларов. Но малоконкурентный рынок представляет интерес для крупных международных операторов связи — есть резервы роста скоростей и покрытия. О казахстанском проводном интернете «Къ» рассказал директор ТОО «СА-Телком» (ТМ Beeline) Виктор Грибан.

— Виктор, Вы говорили, что у Вас уже сложилось мнение о казахстанском интернете. Какое?

— Общее впечатление — очень перспективное направление. Но при этом из-за обширной территории страны, расстояний между городами и низкой плотности населения интернет развивать здесь непросто. В отличие от других стран, где я работал, интернет в Казахстане обладает меньшей пропускной способностью, меньшей скоростью, даже если сравнивать с другими странами СНГ (я не беру в расчет более мелкие азиатские государства, там и экономическая, и политическая ситуация другая). Конкуренция тут меньше, но в то же время, чтобы зайти на этот рынок, нужны достаточно большие инвестиции.

Для Казахстана характерна еще и разная стоимость интернета в зависимости от региона, чего в большинстве стран уже не существует — как правило, стоимость доступа в интернет у одного оператора в каждом городе одинакова. Как вы знаете, с июля месяца ситуация немного поменялась, «Казахтелеком» постарался выравнять тарифы по Казахстану, это первый шаг к тому, чтобы Интернет стоил одинаково в каждом городе.

В двух словах: для меня на сегодняшний день казахстанский интернет — это интернет, требующий дальнейшего развития скоростных показателей и увеличения территориального присутствия.

— Насколько скорости и пропускные способности сети интернет в Казахстане меньше в сравнении с соседями по СНГ?

— Могу сказать на примере Украины и западной части России — там интернет предоставляется на максимально возможных скоростях в рамках тех технологий, которые выбрали операторы. По технологии ADSL — это до 8–24 Мбит/с, по FTTB — обязательно до 100 Мбит/с. Каждый мало—мальски уважающий себя оператор считает, что у него должен быть тариф, в котором есть скорость 100 мегабит. Это даже по умолчанию на рекламных носителях не пишется и считается лишним в продвижении, так же, как и утверждение, что «машина едет». В Казахстане же на меня произвело впечатление, когда я увидел кафешку: на большой наклейке написано «Интернет Wi-Fi 256 Кб/с». Что такое килобиты — я забыл уже достаточно давно.

— В чем основная причина того, что операторы в Казахстане не считают нужным предоставлять интернет на максимальных скоростях?

— Я думаю, и они, и мы считаем это нужным. Но расстояния между городами в Казахстане составляют тысячи километров. Это отличает Казахстан от европейской части России и, тем более, Украины, где города расположены плотно и где для того, чтобы построить сеть между городами, требуются гораздо меньшие инвестиции. Поэтому на Украине у каждого более-менее крупного оператора есть своя оптика между городами, есть своя сеть международных каналов, простирающаяся до Франкфурта, российских городов. Это позволяет гораздо меньшими усилиями создавать услуги с низкой себестоимостью и сконцентрироваться на вопросах скоростей. Себестоимость интернета в Казахстане отличается от его себестоимости в других странах бывшего СССР в сотни раз. Большой канал дает большие возможности для абонентов. Однако положительные эмоции, которые дает такой канал для абонента, выливаются в затраты для оператора, делающие интернет дорогим для абонента, если его тарифицировать как следует, или неприбыльным для оператора, если его соответствующим образом не тарифицировать. Поэтому, если честно, операторы в Казахстане очень осторожничают.

— Но качество и скорости интернета даже внутри крупных городов тоже оставляют желать лучшего — к примеру, в Алматы и Астане…

— В крупных городах, в том числе в Алматы, когда мы прокладываем кабель, в дом мы заходим четвертыми по порядку провайдерами. В Украине Beeline заходит в дом уже одиннадцатым. Причем, хотя мы заходим четвертыми, но мы, наверное, первые и единственные, кто заключает договоры и платит за размещение оборудования и кабеля непосредственно КСК и домоуправляющим компаниям в Казахстане. Все это говорит о незрелости рынка.

По поводу перебоев — здесь у каждого оператора, конечно, своя история. У других операторов нестабильная работа интернета вызвана перегрузкой сети, несоответствием числа абонентов ее скорости и пропускной способности. Всегда есть разрывы кабеля, непогода, отключения электричества и так далее.

Я бы не сказал, что количество аварийных ситуаций, которые происходят в городах Казахстана, существенно отличается от любой другой страны. Другой вопрос — как компания реагирует на аварийные ситуации, это вопрос отстроенных внутри компании бизнес-процессов. Мы только начинаем этот бизнес по-серьезному, но уже в ближайшее время оборудуем все узлы аккумуляторами, которые позволят оставаться на связи, если в районе отключат электричество. Мы также обязательно везде закольцуем сеть, хотя пока есть специфика доступа в кабельную канализацию.

Второй вопрос — это определенная культура, которую мы поддерживаем, но которая не всегда применима, и я не слышал пока, что она характерна для Казахстана. Это компенсационные выплаты абонентам, полагающиеся им по договору во время крупных аварий на подстанциях или в случае, если произошло повреждение кабеля…

— Помимо больших расстояний и больших инвестиций, какие еще сложности стоят на пути развития казахстанского интернета?

— Исторически в Казахстане есть один большой оператор, который строился еще в советское время и, запуская такой продукт, как «Мегалайн», ему не надо было вкладывать много инвестиций и проводить много строительных работ на территории жилого фонда. Заходя в дом, они используют тот же кабель, который был давно проложен, и так далее.

Мы сейчас предлагаем строительство «Оптика в каждый дом», и я столкнулся с тем, что законодательство на уровне городов, акиматов не совсем готово к такому виду модернизации жилья. Когда наша компания приходит в дом, иногда — первой, иногда — четвертой, и говорит — мы хотим разместить оборудование для услуг связи и хотим заключить договор, то нас спрашивают: «Какой договор? Как вы будете размещать, как разграничить ответственность между КСК и оператором связи? Как компенсировать строительные работы и возможный ущерб от них?» Все эти вопросы нашими договорами определяются, но к этому местные власти еще не готовы, для них это что-то новое, чего не было раньше. В каждом городе — своя история, куда бежать, чтобы получить разрешение: где-то — в акимат, где-то — в КСК. В некоторых городах вообще не существует массово организаций управления конкретными домами, и найти законное право разместить там оборудование крайне тяжело.

В Алматы была ситуация, когда мы подписали договор с КСК, но не уведомили должным образом жильцов дома, которые начали писать жалобы в компанию. Потом сменился руководитель КСК, и договор с нами был аннулирован. Таким образом, КСК стал на защиту меньшей части жильцов, которые не хотят, и проигнорировал желание большей части. Этот вопрос очень сложный. Все это — дополнительные издержки и сложности. Конечно, все приходит с опытом, вторыми заходить в дом уже гораздо легче. Никаких других особенных препятствий для развития интернета в стране я не вижу.

— Какие пороговые инвестиции нужны новичку, чтобы войти на казахстанский рынок интернет-услуг?

— Так как на территории Казахстана существует немного операторов и у всех, кроме одного, доля рынка — около 10%, то на самом деле сейчас можно существовать и с небольшой долей. Но в перспективе, я думаю, в любом случае останутся те операторы, у которых доля рынка будет существенно выше, чем 10%. Точную сумму инвестиций не назову — каждый считает по-разному, тем более что у всех операторов разные стартовые площадки, оценить строительство с нуля тяжело, это зависит от уровня технологий. Наши инвестиции в интернет имеют добавочный характер, мы используем уже существующую инфраструктуру. И все же, однозначно, для новичка инвестиции измеряются сотнями миллионов долларов.

— Раскрывалась информация, что с конца 2009 года «Билайн» инвестировал в строительство сетей FTTB в стране $35–40 млн. В ближайшие год-два инвестиции будут резко расти?

— Расти в разы они не будут, скорее всего, мы вложим еще столько же. Дело в том, что на текущий момент половину своих планов по покрытию в количественных показателях «Билайн» осуществил. Понятно, что это — основные крупные города. До конца года мы собираемся покрыть 16–17 городов. Пока мы присутствуем в 7 городах, но в них, оценочно, находится половина всех домов Казахстана. По итогам первого квартала 2011 года, мы покрыли порядка 15,4 тыс. домохозяйств.

В Алматы мы приступили к подключению последних, еще не подключенных районов. Вообще при планировании 100%-го покрытия получается примерно 90%-е покрытие — по причине согласований или просто невозможности проложить кабель в некоторые дома. Месяц назад мы приступили к устранению в городе «белых пятен», чтобы подключить изначально «выпавшие» из сети дома, к концу года мы планируем сделать 100%-е покрытие Алматы. В 2012–2013 годах мы будем доподключать отдельные дома в городах присутствия.

— Какая доля рынка в FTTB у «Билайн» сейчас, и к какой доле вы стремитесь?

— По последним опубликованным данным, у нас около 20 тыс. абонентов, это гораздо меньше, чем 10%, если учитывать весь рынок — и ADSL и FTTB. Если говорить только о FTTB, то у нас примерно сопоставимые доли с «Казахтелекомом», предоставляющим услугу ID-net. Наша задача — чтобы по истечении 5–6 лет каждая вторая-третья квартира в тех домах, которые мы подключим, имела бы интернет от Beeline. Это 30–50% от жилого фонда, в который мы попадем. Какая это будет доля рынка в целом по стране — непонятно. Если говорить об Украине, то там мы охватываем, в зависимости от региона, до 100% компактных микрорайонов многоэтажек, это около половины всего жилого фонда города. Там у нас проникновение — до 50% всех подключенных к интернету домохозяйств. Если учитывать весь рынок и жилой фонд, где еще нет нашего покрытия, то мы занимаем существенно более низкую долю.

Давайте тогда говорить так: мы планируем занять в Казахстане на рынке проводного интернета долю в 25–30%, но это будет явно второе место в общем зачете.

— По данным СМИ, во время работы в Украине вам удалось добиться хороших результатов. Что вы сделали для этого? Строили сети?

— Резкий прирост абонентов был спровоцирован не столько агрессивным строительством сети, сколько умением компании продавать свою услугу. С другой стороны, услуга соответствует тому, что мы обещаем абоненту.

Понятно, что мы не вышли на рынок с предложением премиум-класса — ведь не все могут ездить на «Лексусе» … пример неудачный для Алматы… здесь почти все на них ездят… (смеется). Скажем так: не все могут ездить на «Мазератти». По цене и сервису мы соответствуем нормам рынка, у нас достаточно яркий бренд. «Киевстар» с прошлого года стал больше вкладывать в сервис, и в Украине он уже позиционируется как некий премиальный бренд на рынке. В итоге рецепт интернета от Beeline — это нормальный продукт и умение донести его до конечного потребителя. Ну и, конечно, нужно быстро и много «включать».

— На какое предложение Beeline делает ставку в Казахстане?

— В Казахстане мы двигаемся аналогичным способом — у нас цена чуть ниже рыночной, или похожа на рыночную, при этом скоростные показатели лучше. У нас, в любом случае, есть до 100 Мб/с, поэтому мы себя позиционируем как оператор более быстрый, чем многие другие игроки на рынке. Это заложено в том числе и в технологии самой сети. Не зря многие игроки переходят на FTTB, потому что технологии медного кабеля имеют ограничения по скорости. Ну, еще пару раз увеличить скорость, и оператор упирается в технические параметры сети, а что делать дальше — в любом случае, придется строить такую сеть, которая уже на сегодняшний день будет давать 100 мегабит каждому абоненту.

 Такой, в общем то, небольшой игрок на рынке интернет, как Digital TV, сумел предоставить услугу безлимитного мобильного интернета через USB-модем, и люди в I квартале стояли в очереди за этими модемами. Мобильный интернет стал серьезным конкурентом проводному?

— В отличие от GSM, тот же WiMAX — это, так сказать, мобильная версия интернета фиксированного. Поэтому я бы не стал называть интернет от Digital TV мобильным в понимании аналогичного с сотовой сетью покрытием. Это — другая технология. Очень хорошая, но другая.

Если же говорить именно о мобильном интернете, то мировая практика говорит о том, что проводной домашний интернет никогда не может быть заменен мобильным интернетом с любой скоростью, и наоборот. В крайнем случае, доступа в интернет в доме будет два — один, чтобы бегать, а второй — чтобы сидеть и смотреть все в онлайн. Но, я думаю, лучше заплатить 2000 тенге и, не напрягаясь, скачать гигабайт по проводному интернету. Сидя дома, не надо платить 3500 тенге, чтобы быть еще более мобильным.

У мобильного интернета по определению нет цели качать тяжелый контент — он удобен, чтобы проверить почту, быстро получить нужную информацию. USB-модемы — это, по сути, продукты-субституты, они могут временно конкурировать с проводным интернетом, пока скорости сопоставимы.

— Вы сказали, что можете хорошо продавать интернет. Будет агрессивная маркетинговая программа?

— Я не думаю, что реклама будет чем-то существенно отличаться. Чтобы убедить абонента подключиться к интернету, надо объяснить ему его преимущества — если это переключение с другого оператора, или объяснить, что это ему даст, — если абонент еще не пользуется интернетом. Реклама работает только в том случае, если на рынке есть сложившееся мнение, что интернет этой компании — быстрый и недорогой, поэтому здесь нужно разговаривать с каждым абонентом, заходить в каждый дом — объяснять и продавать.

— Как вы думаете, маркетинговая активность «Казахтелекома» будет расти?

— Она уже выросла. Компания понимает, что она больше не одна на этом рынке. Чтобы конкурировать, необходимо развиваться дальше, улучшать сервис. Я думаю, что наше развитие на рынке интернет-услуг существенно отразится на абонентах Казахстана, причем самым положительным образом, независимо от того, какого оператора они выберут.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии