Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

Платежные терминалы: под прицелом

Антимонопольное ведомство после депутатского запроса изучает рынок моментальных платежей, а участники рынка уверяют, что нарушений с их стороны нет.

26 июля 2011 11:42, Марите Любинайте, Profit.kz
Рубрики: Бизнес, Рынок

Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (АЗК) приступило к проведению анализа рынка услуг платежных систем и платежных терминалов. Целью анализа стало выявление субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, а также нарушения последними норм антимонопольного законодательства. Ранее анализ этого рынка Агентством не проводился. В Реестре отсутствуют субъекты рынка, предоставляющие вышеуказанные услуги. Причиной, по которой АЗК начало анализировать рынок, стал запрос от депутата мажилиса парламента Мурата Абенова, который он опубликовал на своей странице в Facebook 10 июля.

Чек платежного терминала В своем запросе депутат пишет: «В последнее время участились жалобы со стороны населения и отдельных казахстанских предпринимателей, указывающие на возможность серьезных нарушений со стороны отдельных агрегаторов электронных платежей как в отношении уплаты налогов в бюджет и информационной безопасности платежных операций, так и недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных компаний и завышенной стоимости посреднических услуг». В этой связи у Мурата Абенова возникло множество вопросов, которые он и направил на имя премьер-министра страны, генерального прокурора и председателя АЗК с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. В частности, часть вопросов была направлена, в том числе в адрес компаний ТОО «ОСМП Казахстан» и ТОО «Киберплат-Казахстан». Мы также обратились к ним за комментариями, однако получили ответ только от «ОСМП Казахстан» (в этом году присоединяется к международному сервису QIWI).

В «ОСМП Казахстан» нам сообщили, что деятельность платежных систем на территории Казахстана регулируется Законами №2444 «О банках и банковской деятельности» и №237–1 «О платежах и переводах денег». Компания «ОСМП Казахстан» работает с 2006 года, ее деятельность полностью соответствует действующему законодательству страны, что не вызывало каких-либо сомнений у контролирующих органов. В ответе АЗК на депутатский запрос также сообщается, что жалоб и обращений на антиконкурентные действия владельцев платежных терминалов в Агентство не поступало. Но, так как запрос поступил, Агентство приступило к проведению анализа этого рынка.

Интерес к этой сфере бизнеса со стороны депутата продиктован тем, что она обеспечивает несколько тысяч жителей страны рабочими местами и является социально значимым направлением для экономики малого и среднего предпринимательства. В ОСМП это объясняют тем, что рынок моментальных платежей Казахстана динамично развивается. «А любой активно растущий рынок вызывает интерес — со стороны правительства, потенциальных участников рынка, конечных потребителей, — пояснили в «ОСМП Казахстан». — Поскольку все больше предпринимателей организуют свой бизнес по приему платежей, становясь агентами платежных систем, расширяются сети пунктов оплаты, увеличивается объем рынка». По итогам 1 квартала 2011 года только оборот «ОСМП Казахстан» составил $194 млн, а учитывая положительную динамику роста оборота с 2009 года, до конца года он может увеличиться на 50% (по сравнению с 2010 годом). Оборот «ОСМП Казахстан» в 2010 году составил $638 млн.

В своем запросе Мурат Абенов, в частности, заявил, что рынок платежных терминалов сильно монополизирован и две трети его принадлежит российским компаниям. На сегодняшний день казахстанский рынок услуг платежных систем и платежных терминалов представлен пятью компаниями, чьи доли по состоянию на конец I квартала 2011 года выглядели так: «ОСМП-Казахстан» — 68%, отечественная «Таулинк» — 15%, российская «Киберплат» — 11%, M’Pay — 4% и «Астанаплат» — 2%. Но в связи с тем, что рынок динамично развивается, по словам экспертов, доли еще будут корректироваться.

Всего в республике, по данным г-на Абенова, установлено около 15000 платежных терминалов, через которые ежедневно проходит более 400 тыс. платежей и ежемесячно ими пользуются 2,5 млн человек. Более 90% платежей, проведенных через платежные терминалы, приходится на мобильную связь. Это подтверждают и данные «ОСМП Казахстан». Например, доли провайдеров в обороте QIWI выглядят следующим образом: 81,7%  составляет сотовая связь, 12% — MLM и оставшиеся проценты делят между собой городская связь (2%), ЖКХ (1%), кабельное ТВ (0,4%), интернет, IP-телефония (0,2%) и разное (2,7%). Число транзакций в I квартале этого года составило 72 млн, а сумма среднего платежа — $2,7.

Вместе с тем, тщательной проверки правоохранительных органов, по мнению депутата, требует комиссия, которая взимается при оплате за услуги сотовой связи. Мурат Абенов приводит следующие цифры: «в некоторых платежных терминалах берется комиссия и в 10%, и даже больше». «Так, есть случаи, когда с 200 тенге за посреднические услуги владельцы терминалов оставляют себе 40 тенге, т.е.  20% от суммы», — добавил он. В то же время, опрошенные редакцией Profit.kz дилеры пояснили, что сумма комиссии, как правило, является фиксированной и не зависит от суммы платежа (т.е., например, при внесении 10 тыс. тенге комиссия будет такой же — 40 тенге), а на саму ставку влияют различные факторы, самый весомый из которых — арендная плата за размещение терминала.

«ОСМП — процессинговая компания, которая не оказывает посреднических услуг, — пояснили нам в компании. — Если речь идет о размере комиссионных ставок в пунктах приема платежей — их устанавливают агенты системы, владельцы платежных терминалов. Размеры комиссии, как правило, определяются условиями работы с провайдерами, в пользу которых принимаются платежи». Однако «ОСМП-Казахстан» планирует контролировать комиссию на все сервисы своих терминалов. В частности, ранее Максим Попов, вице-президент по маркетингу и развитию группы QIWI, заявил, что компания намерена повлиять на размеры тарификации комиссии, установив их на уровне от 1,5 до 3% от суммы оплаты.

Некоторые эксперты, работающие на рынке платежных систем, отмечают, что нарушения у российских агрегаторов есть, а именно: по факту фискализации платежей. «Чтобы через терминалы выдавался фискальный чек, нужно чтобы их сервера обработки находились на территории РК, — поясняет эксперт, пожелавший остаться неназванным. — Но эти сервера стоят у них в Москве». В ОСМП подтвердили, что дата-центры платежного сервиса QIWI находятся в России и Великобритании, но при этом часть вычислительных мощностей расположена и в Алматы. Территориальная разнесенность дата-центров обеспечивает надежность и отказоустойчивость платежного сервиса.

Кроме того, согласно п. 3. Ст. 645 НК РК, торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, осуществляющие денежные расчеты при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, оснащаются контрольно-кассовыми машинами, модели которых включены в государственный реестр. «В соответствии с п. 1 ст. 651 Налогового Кодекса РК и Приказа Министерства Финансов РК от 23.12.  2009г. № 572 «О внесении дополнения в приказ Министра финансов РК от 30.12.2008 г. № 635 «Об утверждении государственного реестра контрольно-кассовых машин», компьютерная система «ОСМП Казахстан» включена в Государственный реестр РК контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, — пояснили в компании. — Согласно п. 1 ст. 646 НК РК постановка на учет контрольно-кассовых машин, которыми оснащены терминалы оплаты услуг в налоговом органе, осуществляется налогоплательщиком (владельцем терминала оплаты услуг) по месту использования терминала». Между тем, по мнению Мурата Абенова, нарушения налогового законодательства все же имеются.

Как бы то ни было, Агенство по защите конкуренции уже прорабатывает данный вопрос, изучая рынок. По результатам анализа будет разработан комплекс мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности на данном рынке.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии