Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

Количество абонентов сотовой связи в РК растет

Анализ состояния и развития рынка мобильной связи в Казахстане.

5 апреля 2007 15:17, Александр Клименко, Курсивъ
Рубрики: Рынок, Связь

Казахстан является одной из немногих стран мира, где количество абонентов сотовой связи уже в 2005 году превысило количество абонентов проводной связи: соотношение составило более 3 млн. человек к 2,5 млн. соответственно. Такая ситуация стала возможна ввиду нескольких причин. Две основные: специфическое географическое расположение Казахстана и благоприятные экономические условия для развития сотового рынка.

В последние несколько лет рынок связи в Казахстане стал стремительно развиваться и расти. Если раньше сотовый телефон и возможность доступа в интернет считались атрибутами роскоши, то сейчас они являются необходимым элементом для каждого, кто ведет активный образ жизни. Сотовый телефон стал одним из элементов имиджа делового человека, а интернет показывает уровень информационного развития общества. Одной из наиболее волнующих новостей 2006 года стала информация о появлении третьего GSM-оператора, официальное представление которого состоялось в феврале 2007 года.

Количество абонентов ежегодно возрастает в 2–4 раза. По предварительным прогнозам, в 2006 году рост абонентской базы составил более 60%. Специалисты сотового рынка предполагают, что с 2007 года будет происходить замедление роста количества пользователей сотовой связи, и к 2010 году численность владельцев мобильных телефонов в Казахстане достигнет 12 млн. человек. Однако заявляемое количество сотовых абонентов, как со стороны операторов сотовой связи, так и со стороны официальных казахстанских органов по статистике, разнится с реальным количеством пользователей сотовой связи. При подсчете количества сотовых абонентов необходимо учитывать, что сотовые операторы считают объем абонентской базы через количество купленных SIM-карт. Но при этом существуют абоненты, пользующиеся двумя и более SIM-картами. По приблизительным данным, количество абонентов, имеющих более одной SIM-карты, составляет от восьми до десяти процентов от общего количества пользователей. Согласно этим данным, можно сделать предположение, что реальное количество абонентов в 2007 году составит около 4,5 млн. человек.

Как показывает мировая практика, существует две пороговые цифры, критичные при рассмотрении уровня проникновения сотовой связи. По достижении 20% уровня проникновения сотовой связи в стране прирост абонентской базы носит взрывной характер. В короткий период, за три-пять лет, уровень проникновения может вырасти до 50–60%. Вторая пороговая цифра — 70%. По мнению большинства специалистов сотового рынка, цифра в 70% проникновения является точкой насыщения. После перехода порога 70% уровень проникновения растет гораздо медленнее.

Казахстан переживает сейчас период активного роста абонентской базы, а значит, и увеличения уровня проникновения.

По подсчетам специалистов, уровень проникновения сотовой связи в Казахстане на начало 2005 года превысил рубеж в 20%. Таким образом, существует вероятность, что те самые критичные 70% проникновения сотовой связи будут достигнуты через три-пять лет. По мнению экспертов, Казахстан приблизится к критичному уровню насыщения, по оптимистическим прогнозам, к 2010 году. Менее оптимистичные специалисты считают, что уровень проникновения в 70% Казахстан достигнет только к 2015 году.

По результатам исследований, проведенных компанией ICT-Marketing, в 2006 году продолжилась тенденция перетекания трафика из фиксированных сетей в мобильные, что выражается в возрастании удельного веса доходов от мобильной связи (основную долю которых составляют доходы от сотовой связи) в общих доходах от телекоммуникационных услуг в республике. Удельный вес доходов от мобильной связи вырос с 35% в 2004 году до 45% в 2006 году.

В 2006 году темпы роста доходов операторов начали снижаться. В денежном выражении объем доходов в сфере мобильной связи в 2006 году увеличился на 38% по сравнению с 2005 годом. Это меньше, чем в 2005 году, когда прирост доходов от мобильной связи по сравнению с 2004 годом превысил 50%. Это происходит, скорее всего, в связи с некоторым насыщением рынка, снижением количества подключений и продажи SIM-карт.

Доля пользования услугами сотовой связи среди взрослого населения Казахстана увеличилась с 30% на конец 2005 года до 48% на конец 2006 года.

Чуть подробнее остановимся на использовании отдельных сервисов сотовой связи взрослыми пользователями услуг. В тройку услуг, которыми пользуется наибольшая доля пользователей сотовой связи, входят следующие сервисы: исходящие звонки внутри сети; исходящие звонки на сети других сотовых операторов; исходящие звонки на фиксированные телефоны в городе, где находится респондент.

Как показывают результаты опроса потребителей, с сотового телефона пользователи практически не звонят в страны СНГ и дальнего зарубежья и намного реже, чем в своем городе, звонят на городские телефоны других городов Казахстана (хотя стоимость такого звонка такая же, как стоимость звонка с сотового телефона на городской телефон в своем населенном пункте). Использование услуг сотовой связи колеблется в зависимости от социально-демографических характеристик пользователя, в частности от возраста.

Среди дополнительных сервисов сотовых операторов абсолютным лидером по доле пользователей является SMS; данной услугой за три месяца пользовалось около 64% взрослых пользователей сотовой связи. По сравнению с этим показателем доля пользователей MMS не превышает 3% от количества взрослых пользователей сотовой связью. Пользователей сотового контента среди взрослых пользователей сотовой связью значительно меньше, чем «традиционных» голосовых услуг, при этом наиболее востребованными сервисами являются закачка мелодий и закачка картинок. Использование услуг контента также значительно колеблется среди пользователей с разными социально-демографическими характеристиками.

Отличительной особенностью становления и развития рынка сотовой связи в Казахстане была монополия на сотовую связь на пять лет. Компания «Алтел» стала первым сотовым оператором, получив эксклюзивное право на осуществление сотовой связи в Казахстане. Лицензия была выдана компании сроком на пять лет: с февраля 1994 по февраль 1999 года. В 1998 году компания «Алтел» обратилась в Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой о досрочном прекращении действия права на эксклюзивную деятельность компании на рынке Казахстана. По словам представителей компании «Алтел», желание досрочного прекращения эксклюзивной составляющей лицензии было следствием новой корпоративной политики, направленной на развитие рынка сотовой связи.

Досрочное прекращение действия лицензии, инициированное компанией «Алтел», дало правительству возможность организовать тендер по выдаче других лицензий на операторскую деятельность в республике. Поэтому в феврале 1999 года в Казахстане появилось еще два сотовых оператора: «GSM Казахстан» и «КаР-Тел».

GSM-Kazakhstan с брэндами K’Cell и Activ на конец 2006 года по-прежнему занимал лидирующие позиции на рынке, его доля рынка (по доходам) составила 63%. Однако по сравнению с концом 2005 г. доля рынка этого сотового оператора снизилась: на конец 2005 г. доля рынка GSM-Kazakhstan составляла 73%. Одновременно наблюдался рост доли рынка компании «Кар-Тел», которая работает на казахстанском рынке под брэндами K-Mobile и Beeline, что является результатом агрессивной маркетинговой политики, которую Beeline проводит на казахстанском рынке в течение около 1,5 лет. Доля рынка компании «Кар-Тел» (по доходам) увеличилась с 25% в начале 2006 года до 34% в начале 2007 года.

В данный момент казахстанский рынок сотового ритейла характеризуется двумя категориями игроков: с одной стороны, это местные казахстанские компании, с другой стороны — крупные российские ритейлоры. В Казахстане существует несколько компаний — казахстанских или с иностранным капиталом, — владеющих сетью салонов сотовой связи. К таким компаниям относятся FinTel, Turkuaz Telecom, Mobitel Ltd, NTN Ltd, ATG, KVK. Менеджмент этих компаний, видимо, не считает целесообразным брэндирование салонов сотовой связи. Поэтому у аналитиков складывается правильное впечатление о казахстанском сотовом ритейле как состоящем из большого количества разрозненных магазинов малого формата. Эта ситуация напоминает картину трехлетней давности на казахстанском фоторынке, когда магазины сети салонов по проявке и печати фотографий не отличались от отдельных небольших фотомагазинов. В итоге отсутствие сильных конкурентов на рынке сотового ритейла и высокий рост казахстанской экономики привели к появлению в Казахстане крупнейших российских сотовых ритейлоров: компаний «Евросеть» и DIXIS. Первый салон компании «Евросеть» открылся в Алматы в декабре 2004 года. За первую половину 2005 года было открыто 10 салонов связи в Алматы. Всего «Евросеть» планирует открыть 50 салонов во всех крупных городах Казахстана. Компания DIXIS на май 2005 г. открыла пять салонов в Алматы. Помимо Алматы, магазины сотовой связи DIXIS будут открыты в крупнейших городах страны: Астане, Атырау, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Чимкенте и некоторых других. По заявлению представителей компании, инвестиции DIXIS в казахстанскую сеть составят более $2 млн.

Комментарии