Следите за новостями

Цифра дня

99% - интернет-проникновение в Астане

«Люди ждут праздника»

Интервью с председателем правления ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (Tele2 Казахстан) Андреем Смелковым о расширении бизнеса в Казахстане.

28 июня 2011 11:15, Жанболат Мамышев, Личный счет
Рубрики: Связь

Шведский холдинг Tele2 — новый и очень заметный игрок на казахстанском рынке телекоммуникаций. Агрессивная рекламная кампания «варяга» дает свой эффект — о Tele2 заговорили по всей стране. Председатель правления ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (Tele2 Казахстан) Андрей Смелков убежден, что «люди ждут праздника» и готовы участвовать во всех рекламных акциях оператора.

Пригодился ли Tele2 в Казахстане опыт бывших сотрудников ВымпелКома/Beeline? Как новичок собирается укреплять свое самое слабое звено — сеть базовых станций? Об этом А. Смелков рассказал в интервью LS.

— Tele2 заявлял о планах инвестировать в Казахстан в 2011 году 1,2–1,4 млрд. шведских крон, или около $180–212 млн. ВымпелКом/Beeline деклариовал о 105 млрд. тенге, или около $720 млн., вложенных в казахстанскую сеть за последние 4 года. Планирует ли Tele2 увеличить инвестиции с учетом агрессивных планов по завоеванию 20–30% доли на локальном рынке?

— Действительно, мы планируем только в 2011 году инвестировать порядка 31 млрд. тенге (1,4 млрд. шведских крон) только в строительство и развитие сети, что, на наш взгляд, является достаточным объемом инвестиций. Это позволит нам увеличить число базовых станций более чем в 3 раза по сравнению с имеющимся на конец 2010 года.

Помимо CAPEX (капитальные расходы для приобретения или модернизации физических активов), мы инвестируем значительные средства в OPEX (операционные расходы) — в первую очередь, в подготовку и проведение коммерческого запуска Tele2 в каждом регионе Казахстана.

Планы 2012 года будут определяться позднее, в том числе с учетом результатов строительства сети в 2011 году. Естественно, они будут учитывать необходимость дальнейшего агрессивного наращивания покрытия и емкости сети с учетом роста абонентской базы.

Однако важно отметить некорректность прямого сравнения уровня инвестиций. Прежде всего, перед компаниями стоят разные задачи, и они находятся в разной ситуации. Мы сейчас сфокусированы на существенном расширении территории покрытия, причем, что особенно важно, каждая установленная базовая станция по умолчанию поддерживает как стандарт 2G, так и 3G. Вторую сеть 3G нам строить не нужно.

Во-вторых, в каждой компании свои подходы к политике закупок, строительству сети. В прошлом году мы провели очень серьезный тендер, в ходе которого смогли получить самое современное оборудование по очень хорошим ценам.

— В регионах, где оператор уже начал работу, многие новые и старые абоненты жаловались и жалуются на менее качественную связь, чем у ваших конкурентов. Вопросы касаются как голоса, так и WAP, и сети 3G. Не связано ли это с использованием Tele2 частот 900 МГц, а не 2100 МГц, на которых работает тот же Beeline? Готовы ли вы технически к взрывному росту абонентской базы?

— Ваш вопрос затрагивает очень много аспектов. Прежде всего, качество. Нельзя мерить среднюю температуру по больнице. Каким образом вы определили, что «многие новые и старые абоненты жаловались и жалуются»? Было ли проведено корректное, с точки зрения, социологической науки исследование, или оказалось достаточно поспрашивать нескольких знакомых и прочитать несколько комментариев в социальных сетях?

Отдельные технические проблемы есть, и это нормально, учитывая, что сеть, по сути, новая. За последние месяцы мы проделали огромную работу, построив десятки новых базовых станций в каждом регионе, существенно расширив территорию покрытия. Мы заменили все старые базовые станции на новые, поддерживающие стандарт 3G.

В настоящее время начинается второй этап — точечная настройка и оптимизация сети. Но и сейчас мы получаем не так много обращений пользователей по поводу качества связи, и в большинстве случаев они решаются довольно быстро. Мы благодарны нашим абонентам за такие обращения, потому что они позволяют точечно, на месте, увидеть места для оптимизации и таким образом улучшить наше качество.

Теперь про частоты. Действительно, мы запустили и 2G, и 3G на одной частоте — 900 МГц, в соответствии с имеющимися у нас разрешительными документами. Прежде всего, это позволяет существенно сократить затраты на строительство, так как для 2100 МГц нужно построить в 4 раза больше базовых станций (БС), чтобы обеспечить сопоставимое с 900 МГц покрытие.

Во-вторых, использование 2G и 3G на одной БС и в одном диапазоне частот, наоборот, позволяет улучшить качество за счет отсутствия проблем с совместимостью оборудования, некорректным handover (передача абонента от одной базовой станции на другую и между технологиями) и прочее.

До тех пор, пока у нас еще небольшая абонентская база и, как следствие, небольшой трафик, работа на 900 МГц никак не влияет на качество оказания услуг передачи голоса и данных.

В ближайшее время мы планируем приобрести частоты в диапазоне 2100 МГц, что наиболее целесообразно для обеспечения емкости сети.

По поводу готовности к росту. Де-факто мы заявляем о том, что мы, как компания-дискаунтер, разумно относимся к собственным расходам и приобретаем необходимые ресурсы только тогда, когда они необходимы. На рынке встречаются разные стратегии: можно скупить все необходимые ресурсы заранее, построить сеть даже там, где «никогда не ступала нога человека», запустить несколько суббрендов и прочее. Такие примеры есть, и их довольно много. У шведской компании-дискаунтера логика другая. Мы призываем наших абонентов к разумному потребительскому поведению, и именно так поступаем сами. А к взрывному росту мы готовы.

— Оператор активно вкладывается в рекламу и промо акции? Вы не уверены в том, что привлекательного тарифа и надлежащего качества связи достаточно для массового абонента?

— Конечно, основным «продающим» предложением является революционно низкая цена и хорошее качество связи. Однако чтобы люди узнали об этом предложении, требуется рассказать о нем, для чего и нужна реклама и другие инструменты маркетинговой и корпоративной коммуникации.

Не стоит забывать и о том, что люди ждут праздника, и такой праздник в каждом областном центре мы организуем для них. При этом, что важно заметить, мы достигаем существенной экономии на маркетинговых затратах — за счет яркой и провокационной рекламы, активной работы с общественным мнением, открытости и дружелюбия в социальных сетях и в целом в интернете.

Если вы посмотрите, на улицах городов у нас меньше рекламы, а значит, меньше вложенных денег, но эффект от этих инвестиций весьма и весьма существенный.

— Tele2 проповедует идею разумных трат. В одном из интервью вы признались, что сотрудники Tele2 также следуют этой корпоративной политике, летая эконом-классом. Все это делается, якобы чтобы предоставить абонентам дешевую связь? А вы каким классом предпочитаете летать? «Доброжелатели» поговаривают, что бизнес-классом? )))))

— Специфика деятельности топ-менеджера компании, особенно европейской, подразумевает огромное количество перелетов в течение года, поэтому о каком именно перелете идет речь, восстановить довольно сложно.

Но расскажем в целом о политике Tele2. Политика Tele2 по закупке билетов едина для всех сотрудников независимо от должности: только эконом-класс, в том числе для топ-менеджмента компании. Таким образом, наши клиенты и акционеры не оплачивают перелеты бизнес-классом. При этом, если сотрудник летит самостоятельно по личным делам и за свой собственный счет, он волен выбирать любой класс обслуживания. Точно так же можно попасть в бизнес-класс, воспользовавшись программами лояльности авиакомпаний.

В зависимости от числа накопленных миль можно приобрести билет либо повысить класс обслуживания. Такие программы есть у многих авиакомпаний, например, Nomad Club — у Air Astana, Аэрофлот Бонус — у Аэрофлот, Miles&More — у Lufthansa и другие. Использование дисконтных программ и программ лояльности — хороший пример умного потребления, который продвигает Tele2.

— Помогает ли в работе Tele2 опыт работы бывших сотрудников Beeline?

— У нас работает более 400 сотрудников, и все они имеют опыт работы в той или иной компании, в том числе операторах сотовой связи. Если это деятельность, требующая специфических знаний, то помогает, как и любой опыт и наработанные навыки.

Наши партнеры по рынку раньше начали строить свои сети в Казахстане, и этот опыт, конечно, важен. С другой стороны, для работы в нашей компании критически важно соответствовать корпоративной культуре Tele2. И если человек отвечает этой корпоративной культуре, то при прочих равных условиях он будет успешно работать в нашей компании.

Справка LS:

Шведский телекоммуникационный холдинг Tele2 в марте 2010 года завершил сделку по покупке за $77 млн. 51% доли в казахстанском GSM-операторе «Мобайл Телеком-Сервис», который владеет брендом Neo. Оставшаяся 49% доля принадлежит компании Asianet Holding. Конечные бенефициары миноритарной доли не раскрываются.

Tele2 в текущем году начала предоставлять услуги сотовой связи под собственным брендом.

Комментарии