Следите за новостями

«Мы сапожники с сапогами»

Интервью с Айдаром Даулетовым, руководителем представительства компании Cisco Systems International BV, о принципах работы компании, а также о своих приоритетах в бизнесе.

10 июня 2011 11:05, Ольга Никушкина, Бизнес & Власть
Рубрики: Бизнес

Айдар Даулетов в мире IT-бизнеса известен как талантливый управленец нового поколения. Шесть лет он возглавлял представительство компании Microsoft в Казахстане, а с 2008 года руководит представительством компании Cisco Systems International BV. О принципах работы компании, а также о своих приоритетах в бизнесе топ-менеджер рассказал в интервью &.

— Айдар Бахтиярович, как начинались ваши отношения с Cisco? Каковы были достижения компании на отечественном рынке в то время? В чем вы видели свою основную задачу и как она менялась в процессе реализации?

— Я пришел в Cisco в 2008 году, поэтому уже три года, как я работаю в компании. С самого начала я обозначил для себя несколько приоритетных задач. Первая — это создание сильной команды профессионалов, потому что без нее невозможно построить никакой бизнес. Вторая задача развитие партнерской экосистемы, потому что бизнес Cisco в Казахстане — это бизнес через партнеров и вместе с партнерами. Для меня это было и есть приоритетом. На сегодняшний день у Cisco в Казахстане 176 локальных партнеров, что на 20 больше по сравнению с прошлым годом. За прошедшие годы мы добились существенных успехов как в количестве казахстанских компаний, которые являются нашими партнерами, так и в их качестве. То есть сегодня казахстанские компании, являющиеся партнерами Cisco, имеют очень высокий уровень компетенции для реализации сложных проектов. Количество специалистов, сертифицированных по критериям Cisco на рынке Казахстана, ежемесячно растет. И я очень рад данному факту, потому что, с одной стороны, это позволяет расширить бизнес для нашей компании, а с другой — приводит к получению высококвалифицированного инженера. Таким образом мы вносим посильный вклад в улучшение ситуации на рынке труда Казахстана.

— От кого поступает больше заказов — от государственных предприятий или от корпораций? Какова структура продаж SOHO, SMB, Corporate?

— Я назвал бы три основные группы наших клиентов в Казахстане, на которых мы фокусируемся. Первая — это операторы связи, потому что сегодня в стране наблюдается активная фаза построения сетей. Вторая группа — наши корпоративные клиенты: нефтегазовые, горнодобывающие компании, банковский сектор. И третья группа — заказчики из государственного сектора, потому что в Казахстане происходит форсированное внедрение электронного правительства, которое невозможно без построения современных сетей связи и систем передачи данных.

— Ощутили ли вы разницу между работой в Microsoft и Cisco?

— Я проработал в Microsoft почти шесть лет и рад тому времени, которое я провел в этой первоклассной международной компании. Если говорить о моей работе в Cisco, я думаю, здесь есть разница в рынках, на которых работают эти две компании. Будучи лидерами в своих технологических сегментах, они обладают очень хорошими продуктовыми портфелями. Основное отличие состоит в том, что Microsoft работает на классическом рынке IT, а Cisco — все-таки больше на рынке ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

— Вам этот рынок сейчас интереснее, он кажется более перспективным?

— Телекоммуникационный рынок Казахстана три года назад очень динамично развивался. Несмотря на кризис, этот рынок продолжает расти. Если говорить об основных метриках, которые его характеризуют, то на сегодняшний день уровень проникновения мобильных телефонов составляет порядка 100%, уровень проникновения телефонных линий — около 23%, а уровень проникновения интернета достигает 35%. По моему мнению, уровень проникновения информационных технологий не насыщен, а это является хорошей основой для дальнейшего роста. Поскольку я работаю больше на рынке информационно-коммуникационных технологий, то возможностей для развития на нем я вижу больше.

— Как можно оценить успешность работы вашего коллектива? Есть ли какая-то особенность, которую отмечают те, кто приходит в офис Cisco в Алматы?

— Наш коллектив можно оценить при помощи различных метрик, но главная из них — фокус на клиентах, партнерах. Кроме того, это очень эффективное взаимодействие между подразделениями внутри компании, которое построено на очень высоком уровне. Мы активно используем наши технологии совместной работы: WebEx, видеоконференции, IP-телефонию  — то есть в данном случае мы «сапожники с сапогами». Это дает нам возможность более тесно взаимодействовать и хорошо организовать баланс между работой и личной жизнью. Потому что если в краткосрочной перспективе можно 100% времени работать и 0% выделять на семью, личную жизнь, то в долгосрочной перспективе это не работает. Мне кажется, основная цель использования информационных технологий — это повышение производительности труда и при этом предоставление людям возможности жить своей жизнью (по-английски это называется work life balance). Еще один важный момент для нашей компании — опрос клиентов об уровне удовлетворенности нашей работой, который мы проводим ежегодно. В Cisco в Казахстане эта метрика очень высокая, к тому же она является знаком того, что мы, как команда, работаем хорошо, что наши клиенты и партнеры довольны.

— Если раньше ожидания от интернета превосходили возможности, то сейчас актуальна обратная тенденция — интернет может предложить людям то, о чем они даже не мечтали. Что делает Cisco для того, чтобы соответствовать новым вызовам?

— Я думаю, большинство потребителей не используют возможности тех или иных устройств и технологий на 100 %. Поскольку мы являемся де-факто лидером по производству сетевого оборудования, важно, чтобы наши клиенты максимально использовали новые технологии. К примеру, на нашем стенде на конференции Cisco Expo мы продемонстрировали решения для успешного взаимодействия различных приложений, в том числе и мобильных телефонов. Это и WebEx-конференции с мобильных устройств, и видеоконференции. Это те технологии, которые, как мне кажется, достаточно просты и понятны рядовому пользователю, и в их основе лежат сети.

— Эти технологии вызывают у вас интерес как у пользователя и человека с техническим образованием? Насколько они привлекательны?

— Знаете, я по образованию инженер, но, несмотря на то что последние 15 лет я все-таки больше работаю как управленец и руководитель, мне по-человечески всегда интересно узнать что-то новое в технологической сфере. Интересно узнать возможности новой технологии, чем она лучше предыдущей, есть ли в ней какие-то вещи, которые позволяют сделать что-то интереснее, быстрее. Для меня важно также испытывать радость от пользования. Ведь понятно, что, знакомясь с новой технологией, мы можем использовать различные метрики. Но мне кажется, иногда очень важно, чтобы тебе это просто понравилось, чтобы можно было работать без всяких метрик, мегабитов, гигабайтов. Мне, как пользователю, имеющему хорошее инженерное образование, очень часто хочется просто «потрогать» технологию, какое-то устройство, и я от этого получаю большую радость. Тем более мне приятно осознавать, что в последние пять лет сети и интернет значительно эволюционировали. Сегодня сети — это не просто подключение компьютеров, а объединение различных устройств и, в конце концов, людей.

— Как меняются западные бизнес-модели в условиях казахстанского рынка?

— Безусловно, Казахстан, как и любое другое государство, имеет свои особенности. Но чем больше я работаю, тем больше понимаю, что правила, действующие на глобальных рынках, рано или поздно будут действовать и должны действовать в любой стране, в том числе и в Казахстане. И мне трудно сказать, плохо это или хорошо, так как сегодня мы все больше и больше интегрируем со всем миром, а значит, мы должны адаптироваться к правилам игры в нем. У каждой страны есть своя специфика, поэтому в Казахстане те продукты или правила, которые работают в США, Западной Германии или в Великобритании, не могут работать на 100%. Мы достаточно гибкая компания, и, работая в любых странах, мы стараемся адаптироваться к менталитету государства, к потребностям наших клиентов и партнеров, для того чтобы получить решения и ситуации win-win, взаимовыгодные для обеих сторон.

— То есть особенных региональных трудностей нет?

— Нет, абсолютно. Потому что с точки зрения обстановки для создания и ведения бизнеса Казахстан с каждым годом становится все более и более благоприятной страной. Я вижу в этом огромную заслугу правительства, которое много делает для того, чтобы поэтапно снимать барьеры для деятельности любых компаний: казахстанских, международных, из ближнего и дальнего зарубежья.

— Скажите, чего следует ждать в сфере информационных и сетевых технологий в ближайшие пять лет?

— Я бы хотел назвать несколько факторов, которые повлияют на развитие рынка информационных технологий. Первый — это видео, именно оно будет доминировать. И основная доля трафика внутри сетей — будь то сети операторов связи или корпоративные сети — будет занята видео. А так как полоса занимаемого видео в общем объеме пропускания каналов достаточно высока, это потребует дальнейших инвестиций со стороны операторов связи, чтобы удовлетворить спрос. Второй фактор — мобильность. Если 10 лет назад потребители входили в интернет со стационарных компьютеров, то сегодня все больше пользователей заходят в Сеть через различные мобильные устройства — смартфоны, планшетные компьютеры и мобильные телефоны, которые становятся более доступными. Это, в свою очередь, означает, что все больше потребителей будут иметь доступ к интернету, не только находясь в офисе или дома, но и в любом другом месте — по дороге на работу, в кофейне, на свежем воздухе или во время спортивной пробежки. Мобильность станет очень важным фактором дальнейшего роста рынка информационных технологий, и мы уже видим эти изменения на рынке Казахстана. К примеру, ведущие операторы связи в течение нескольких месяцев анонсировали сеть третьего поколения 3G, которая позволяет совершать видеозвонки, смотреть видео на экране мобильного телефона и т.д.

Комментарии