Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

Подпольные инновации

Казахстанский рынок электронной торговли уже в 2013 году может составить $4,9 млрд., или 5,1% от всего казахстанского рынка товаров и услуг.

2 июня 2011 10:48, Асхат Оразымбетов, Курсивъ
Рубрики: Рынок

Казахстанский рынок электронной торговли уже в 2013 году может составить $4,9 млрд., или 5,1%  от всего казахстанского рынка товаров и услуг.

Отечественные веб и IT-специалисты сделали колоссальный рывок, что позволяет с надеждой смотреть на будущее Казнета. Ежегодно запускаются и регистрируются десятки новых проектов и компаний, задействованных в предоставлении целого комплекса веб-услуг, начиная с создания веб-сайтов и заканчивая разработкой программного обеспечения. Однако лишь малая часть этих фирм осуществляет свою коммерческую деятельность открыто и ведет какую-либо отчетность.

По мнению аналитиков, теневой капитал, размещенный в сети интернет на пространстве Казахстана, может доходить до уровня доли бюджета отдельной страны. В частности, по данным агентства DASM, только оборот рынка веб-рекламы на интернет-рынке Казахстана в 2010 году достиг примерно $4,7 млн., в то время как этот же показатель годом ранее составлял около $3 млн. Константин Горожанкин, Managing Director компании CNP Processing GmbH, считает, что точных данных об обороте онлайн-торговли в Казахстане не существует. По его мнению, за 2010 год оборот составил примерно $180–200 млн. (учитываются продажи, оплаченные платежными картами).

Казахстанский рынок электронной торговли уже в 2013 году составит приблизительно $4,9 млрд., или 5,1%  от всего казахстанского рынка товаров и услуг. И это только данные по сделкам в Казнете, при этом неизвестно, какое количество продаж осуществляется на мировом рынке, где пользователи приобретают результаты интеллектуального труда казахстанцев. Также неизвестно, какой объем казахстанской веб-продукции экспортирован за рубеж в последние 10 лет.

Работая нелегально, многие студии, прежде всего, не хотят привлекать к своей деятельности внимание фискальных и прочих контролирующих органов. Причины тому — и относительная проблематичность регистрации юридического лица, и стремление избежать обращения в государственные инстанции, и нежелание выплачивать налоги и декларировать свои доходы. Интеллектуальный потенциал отечественныхвеб-разработчиков высок, в своем мастерстве они не уступят западным коллегам. Портфолио легальных казахстанских веб-студий дает картину относительно восходящего тренда.

Общая тенденция развития казахстанского сегмента веб-продуктов достаточно благоприятна. Количество пользователей увеличивается, субъекты предпринимательства все больше начинают понимать, что без собственного пространства в глобальной Сети сложно оставаться на должном уровне конкуренции. Объемы продаж веб-услуг и продукции растут, ежегодно появляются новые перспективные студии, спрос и предложение увеличиваются.

Большая часть компаний — студии со штатом от 4 до 20 человек. С позиции действующего налогового законодательства, их деятельность является нелегальной и, соответственно, подпадает под статью. Фактически крайне сложно оценить оборот денежной массы на рынке продаж веб-продуктов и услуг. Дневной оборот веб-студий и фрилансеров может варьироваться в геометрической прогрессии. Так, по словам владельца веб-дизайнерской студии Bravo Даирбека Игликова, в 2010 году «ежемесячные продажи составляли около $50–95 тыс. (веб-структура работает на рынке с 2007 года), штат 15 человек, плюс сопутствующие операционные расходы. В декабре Page Rank Google показал ежедневную посещаемость в примерно 170 тыс. человек на главном индексе страницы нашего головного сайта. Это говорит о том, что наши веб-ресурсы пользуются спросом и интересом не только у постоянных клиентов, но и у потенциальных».

Специалист в области веб-продаж компании «Скальфа» Андрей Бондарев отметил, что один специалист по продажам за смену способен сделать до 10 продаж (компания занимается разработкой программного обеспечения для онлайн-коммуникаций на внешние рынки). «Нашими основными клиентами являются как частные, так и корпоративные лица из стран Западной Европы и США. По зонам Рунет или Казнет мы продаж не ведем. Наши специалисты в области программного обеспечения могут написать средства для коммуникаций практически под любого заказчика, разумеется, при этом мы ведем веб-суппорт», — заявил А. Бондарев.

В Китае объем рынка интернет-продаж составляет $38 млрд., с 2003 года данная цифра выросла в два раза. В США, имеющих развитый рынок онлайн-продаж веб-продуктов и услуг, данный сегмент оценивается в $156 млрд., и он продолжает расти и развиваться.

Казахстан имел бы больше выгод от легализации экспорта и внутренних торговых операций веб-продукции. Пока не проработаны механизмы налогообложения подобных видов деятельности, которые на отечественном рынке так и не преобразовались в полноценную индустрию. Необходимы эффективные меры, прежде всего, в области налогообложения, для того, чтобы начать выводить перспективный вид бизнеса из тени. Нужны стабильные условия для развития этого сегмента на отечественном веб-рынке, которые может обеспечить только государство. Перспективы есть и их нужно развивать.

Отечественный рынок веб-разработок

Отечественный рынок представлен списком в более чем три сотни веб-студий. Наиболее крупные веб-студии, как по коэффициенту тематического индекса цитирования и объему человеческих ресурсов, так и по количеству готовых разработок: BK.KZ Studio (суммарный тИЦ — 890, тИЦ головного сайта — 100, количество выполненных работ — 15); студия Paradigma (суммарный тИЦ — 480, тИЦ сайта — 90, работ — 23); студия «Торнадо» (суммарный тИЦ — 445, тИЦ сайта — 30, работ — 30); студия веб-разработок iLab (суммарный тИЦ — 340, тИЦ сайта — 50, работ — 18); Web-Expert.Казахстан (суммарный тИЦ — 180, тИЦ сайта — 20, работ — 20). Для примера, 1 мая 2011 года «Википедия» имела тИЦ в 59 тыс., что дало ей 5-ю позицию в мировом списке.

Комментарии