Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Вещайте на здоровье!

Интервью с вице-министром Министерства информации и связи РК Нурай Уразовым о законе «О телерадиовещании».

16 мая 2011 21:36, Наталья Прончатова, Мегаполис
Рубрики: Связь, Общество

В законопроект «О телерадиовещании» в РК внесены новые изменения. На этот раз он скорректирован с учетом пожеланий телевизионщиков из региональных СМИ. Теперь они могут транслировать свои программы на территории всего Казахстана, поскольку станут полноправными участниками казахстанской цифровой телесети. А в общем, законопроект, который есть на сегодня, совсем не тот, что был год назад. Такую оценку дают его разработчики — Министерство информации и связи РК. Из него исключено множество спорных моментов, которые вызывали в стране бурные дебаты, поясняет вице-министр Нурай Уразов.

вице-министр Минсвязи РК Нурай Уразов— Нурай Нургожаевич, складывается ощущение, что в этот законопроект каждая заинтересованная сторона смогла внести свою лепту. За то время, пока идет его разработка, он корректировался не один раз.

— Министерство информации и связи действительно открыто для обсуждений, в том числе с привлечением международных организаций. Совсем недавно свою оценку проекту давали представители ОБСЕ. Повторюсь, мы открыты для этих вещей, потому что каждое из таких обсуждений по-настоящему «двигает» наш законопроект. К примеру, на апрельской встрече, инициированной национальной ассоциацией телевещателей, было сделано существенное замечание о том, что интересы региональных телекомпаний не учтены. Мы проработали этот вопрос и внесли этот очень важный пункт. В нем говорится, что государство гарантирует вхождение в первый и второй мультиплекс не только республиканских, но и региональных каналов. То есть в одном пакете зритель сможет принимать программы и государственных телекомпаний, и тех, что работают в его регионе. Для зрителя, по сути, ничего не изменится: он будет включать телевизор и смотреть привычный ему набор программ. Такая мобильность со стороны разработчика еще раз подтверждает, насколько он заинтересован в совершенствовании своего продукта. Более того, все замечания, которые выплескиваются на страницы газет, интернета, не остаются без внимания. Они прорабатываются специально созданной рабочей группой, а после обсуждения включаются в законопроект в той или иной мере.

— Мнения о законопроекте действительно весьма противоречивы. К примеру, сейчас много говорят о том, какие перспективы уготованы иностранным СМИ. Многие считают, что с принятием закона мы не сможем смотреть ни российское НТВ, ни новости ВВС.

— Это мнение сформировалось после того, как были обнародованы основные положения самого первого варианта законопроекта. Ведь изначально нашей основной целью была поддержка отечественного телепроизводителя. Мы исходили из того, что наши телеканалы испытывают сильнейшее давление со стороны конкурентов — зарубежных телекомпаний, и попытались это давление как-то уменьшить, снизить, чтобы наши каналы могли развиваться, производить качественную телепродукцию. Но, возможно, изначально мы где-то «передавили», к примеру, предписывали кабельным операторам вещать только местные каналы, много говорили о государственной поддержке казахстанских телевещателей. Отсюда все эти разговоры.

— И как на сегодня представлен баланс казахстанских и иностранных СМИ?

— Государство возьмет на себя обязательную трансляцию так называемого свободного пакета, то есть программ телеканалов, к которым казахстанцы уже привыкли. Это каналы государственные, столичные и, как я уже говорил, региональные. Причем государство пошло на то, чтобы наши телеканалы могли участвовать в телесети бесплатно.

Что касается иностранных СМИ, им достаточно открыть в Казахстане свое официальное представительство, которое займется оформлением всех необходимых бумаг для постановки телеканала на учет в Министерстве информации и связи. И, собственно, все. Дело останется за малым — представительству иностранной телекомпании нужно будет заключить договор с оператором вещания, который обеспечит трансляцию программ.

— Никакого ограничения по количеству иностранных СМИ не будет?

— Нет. Но всем иностранцам мы изначально поставим условие: будьте добры соблюдать казахстанское законодательство. Потому что в настоящее время зарубежные каналы вещают без каких бы то ни было правил игры. А это ставит их в некое привилегированное положение по отношению к нашим СМИ. К примеру, некий оператор получает право транслировать НТВ на территории РК, а НТВ вещает контент, который она покупает у Columbia Pictures. При этом существует договоренность, что этот контент будет демонстрироваться только на территории РФ, поэтому, когда он попадает к нам, фактически становится пиратским. Казахстан в итоге оказывается вовлечен в некую правовую коллизию. Плюс к этому есть целый ряд положений казахстанского законодательства, которые не совпадают с положениями других стран. У нас запрещена реклама табачных изделий и алкоголя, а в России такого запрета нет. Есть ряд вещей, которые теоретически могут нарушать казахстанские законы в части контента, к примеру, эротические фильмы, которые у нас не допускаются, и т.д.  И если раньше мы просто договаривались о некой субординации в этих вопросах с представителями зарубежных СМИ, то сейчас прописываем это законодательно. Для нас главное, чтобы были соблюдены авторские права, чтобы иностранная телекомпания вещала на территории Казахстана официально, а все участники телевизионного рынка знали, какие у них есть права и какие ограничения.

— Зарубежные телекомпании согласятся вещать в Казахстане на таких условиях?

— Сейчас критики утверждают, что зарубежные СМИ к нам не пойдут, но лично я уверен в обратном. В соответствии с принятым законом все отношения будут выстраиваться цивилизованно, не будет никаких серых дилеров. Операторы вещания смогут выходить на компании без посредников и выстраивать с ними долгосрочные отношения. К тому же в законе будут четко определены статус и функции субъектов отрасли: телерадиокомпаний, которые формируют каналы, и операторов телевещания. Роль последних — предоставлять тому или иному контенту транспортную среду, будь то кабель, спутник или цифровой эфир. Кстати, в законопроекте оговорено, что оператор вещания сможет влиять на трансляцию. То есть убирать запрещенную рекламу по договоренности с той компанией, контент которой он вещает.

— К 2015 году Казахстан планирует перейти на цифровое вещание. Сделает ли это казахстанский эфир более привлекательным для зарубежных СМИ?

— На сегодня охват аналоговым вещанием не особенно высок. Гарантировать можно только то, что на всей территории страны смотрят «Хабар» и «Казахстан». В то же время мы не можем не развивать телевидение, потому что оно до сих пор остается главным средством формирования общественного мнения. К тому же Казахстан является одной из стран, которые подписали соглашение «Женева-2006», где говорится, что к 2015 году необходимо перейти на цифровой формат вещания. Страны, которые не успеют к этому времени, потеряют очень многое. Их приграничные соседи попросту займут те частоты, которые им выделили.

Переход на цифровое телевидение потребовал от нас разработки того самого отраслевого закона, который бы регулировал все стороны телерадиовещания. В настоящее время этим проектом занимается наша дочерняя компания «Казтелерадио». На первом этапе внедрения цифрового телевидения основная финансовая нагрузка ляжет на государственный бюджет, так же, как и во всем мире. В дальнейшем могут появиться частные инвесторы, операторы телевещания, которые могут наладить свою инфраструктуру, получить цифровую частоту и развивать какие-то свои вещи на коммерческой основе.

— А во что выльется переход на цифровое вещание для рядового потребителя?

— Специальные приставки стоят от ста долларов. Для людей, которые не смогут их приобрести, будет предусмотрена государственная дотация. Предполагается, что из госбюджета будут выделены деньги на покупку приставок и их последующую раздачу. Ответственными, скорее всего, будут назначены работники акиматов. Мы уже сделали запрос в Министерство труда и соцзащиты населения, чтобы нам предоставили информацию по количеству малоимущих семей и пенсионеров. Эти данные лягут в основу расчетов, которыми также будет заниматься «Казтелерадио».

Сейчас у нас такое видение: в населенных пунктах с населением свыше двух тысяч человек будет введено эфирное цифровое вещание, что предполагает установку передатчиков. Для многочисленных мелких населенных пунктов, которые разбросаны по большим территориям, такая схема не подойдет, потому что мы не сможем установить передатчик возле каждого аула. Здесь телевещание будет организовано посредством национальной спутниковой сети. В домах будут устанавливаться все те же приставки, а сигнал приниматься со спутниковой тарелки.

— До принятия закона еще есть время. Сколько еще корректировок его ожидает?

— Если они будут по существу и в помощь разработчикам, конечно, мы не откажемся их принять. Тем более, что времени для доработки законопректа еще предостаточно.

Особое мнение
Нуржан Мухамеджанова,
генеральный директор ТРК «31 канал», президент национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана

Нуржан Мухамеджанова, генеральный директор ТРК «31 канал», президент национальной ассоциации телерадиовещателей КазахстанаНа самом деле, на телерадиовещательном рынке уже давно ощущалась необходимость в отраслевом законе. Накопилось много вопросов, на которые никто не мог дать ответы. Двигались, как говорится, на ощупь. Законопроект «О телерадиовещании», на наш взгляд, во многом станет решением этой проблемы, расставит все точки над i. Его сильная сторона в том, что в работе над ним приняли участие все заинтересованные организации. Мы были в числе тех, кто внес много конструктивных предложений. Часть из них была учтена. Однако в проекте еще остались моменты, над которыми надо продолжать работать, чтобы выработать единую позицию. Например, мы считаем, что нужно доработать терминологическую часть документа, а также четко прописать, каким образом при переходе на «цифру» вещателям будут возвращаться лицензии (которые были бессрочными). Необходимо учитывать, что в свое время мы потратили большие деньги на то, чтобы их получить. Думаю, целесообразно было бы предусмотреть и льготное налогообложение для вещателей в период перехода от аналогового вещания на цифровое. В общем, работать еще есть над чем.

Комментарии