Следите за новостями

Цифра дня

17,9 млн абонентов сотовой связи имеют доступ к интернету

ИТ-производство глазами производителей

Мнения представителей казахстанского ИТ-бизнеса относительно жизнеспособности отечественного производства.

28 февраля 2007 14:45, Юлия Лаврова, Computer Club Magazine
Рубрики: Бизнес, Железо

Во всем мире информационные технологии, бурно развиваясь и сменяя одна другую, уже давно превратились в серьезную статью доходов. Производство, безусловно, составляет значительную часть этой перспективнейшей отрасли. Государства выделяют немалые суммы из бюджета в поддержку собственного ИТ-производства, крупные компании вкладывают в него деньги. Они знают, что эти затраты окупятся. А что же происходит в сфере ИТ-производства у нас, в Казахстане? Существуют ли у нас условия для продуктивного, выгодного производства? При каких условиях оно оправдано? На эти вопросы отвечают представители казахстанских ИТ-компаний.

Эрлан Батырбеков,
президент «КК Интерконнект», Алматы

Наша компания работает на рынке Казахстана уже 11 лет, и все это время мы занимаемся только производством. Мы достигли определенных успехов и известны как компания, занимающаяся производством и набивкой печатных плат, производством CRT- и TFT-мониторов, корпусов для системных блоков ПК и другой орг- и бытовой техники.

Любое государство, провозгласившее и реально отстаивающее экономическую независимость, обязано иметь собственное производство, особенно продукции ИТ. Вопрос даже не в том, какое это должно быть производство — SKD или СKD, какова должна быть адвалорная доля при производстве той или иной продукции. «КК Интерконнект» за время своего существования оправдывает собственное производство экономически и поддерживает высокий уровень качества выпускаемой продукции, что подтверждается специалистами компаний с мировым именем, таких как Samsung, LG и Hyundai. Начинали мы свое производство с простых форматов SKD, сегодня уровень переработки позволяет нам получить сертификаты СТ1 на отдельные виды выпускаемой продукции.

Условия для собственного ИТ-производства в Казахстане, безусловно, есть. Есть множество компаний, готовых сотрудничать с казахстанскими производителями. Есть специалисты, производственные помещения, возможность проводить маркетинговые исследования и заключать договора с поставщиками. Но значительно затрудняет этот процесс отсутствие или ограниченные возможности сопутствующих производств, т.е.  развитой производственной инфраструктуры — я имею в виду, в частности, производство пластмассовых деталей корпусов, уплотнительного материала (кушона), упаковочных коробок, металлизированных лейблов и т.п.  Незначительные на первый взгляд, проблемы с невозможностью производить вышеперечисленные материалы в Казахстане существенно влияют на цену конечного продукта и его конкурентоспособность. Нельзя не сказать о государственной поддержке производства ИТ-продукции. Создание Парка информационных технологий в поселке Алатау — тому свидетельство. Достаточно ли этого для развития ИТ-отрасли — покажет время.

К трудностям, мешающим налаживанию собственного производства в Казахстане, я бы добавил в первую очередь размер рынка ИТ в Казахстане, что сказывается на объемах производимой продукции и, как результат, на ее себестоимости.

Александр Гудков,
продакт-менеджер по ПК и ноутбукам LogyCom, Алматы

В настоящее время наша компания помимо сборки настольных ПК, востребованных рынком, производит ноутбуки под собственной торговой маркой. Отличительной чертой собственного производства является оперативное изменение конфигураций ПК под нужды рынка, а также собственный контроль качества, позволяющий давать 3 года местной (казахстанской) гарантии для потребителя, в том числе в городах приобретения. Ноутбуки выпускаются нами также в ассортименте: бюджетные решения для учащихся, мобильные решения для деловых людей (малый вес, большое время автономной работы и др.), а также высокопроизводительные ноутбуки с возможностью замены традиционных настольных ПК за счет использования мощных процессоров и дискретных 3D-видеоакселераторов.

Собственное производство оправдано при нескольких условиях. Во-первых, это качественное и умеренное в цене сырье, позволяющее достичь хороших конкурентных преимуществ конечного продукта.

Во-вторых, хорошие производственные критерии, включающие в себя квалифицированный (обученный) персонал, современное производственное оборудование и соответствующее помещение. Например, у нас на производстве используется помещение с антистатическим полом, оборудованное вместительной термокамерой, в которой тестируется готовая продукция (т.к.  высокая температура один из важнейших критериев отказоустойчивости компьютерного оборудования).

Ни для кого не секрет, что к запуску каждого продукта необходимо подходить взвешенно: анализировать ниши сбыта, сопоставлять цены и пр. Но, пожалуй, не стоит забывать, что вывести принципиально новый продукт на рынок чрезвычайно сложно, поэтому большинство производителей стараются привнести свою «изюминку» во всем уже известный «велосипед», но при этом продукт должен оставаться востребованным рынком. В Казахстане условия для собственного производства безусловно есть, но…

Факторов, влияющих на производство, много: финансы, оборудование, грамотный персонал, постоянные организационные работы и др. А вообще, если есть хорошая идея, хорошие партнеры и все вышеперечисленное, то дело должно пойти.

Евгений Лоскутов,
технический директор Пульс-ЭР, Алматы

Вообще, понятие «производство» слишком уж широко — от штучной сборки, которой может заниматься практически любой, были бы комплектующие, до выпуска микропроцессоров и ядерных реакторов.

Зачем обычно люди (компании) работают: 1) для получения прибыли и/ или 2) морального удовлетворения.

1-а) Если стоимость транспортировки готового изделия сопоставима с таковой для комплектующих, то местная сборка могла бы снизить затраты при условии наличия дешевой, квалифицированной, дисциплинированной рабочей силы. Но по такому критерию наш народ (как и многие другие) значительно уступает китайским «роботам», оттого в КНР и перевезены многие производства. Спасибо Конфуцию.

Что делают в таких случаях — вводят налоги на ввоз готовых изделий существенно выше, чем на ввоз комплектующих для их изготовления. Зачем - лоббирование чьих-либо интересов или (возможно, под видом) создание рабочих мест. Логически это ведет к повышению цен. Можно сделать чтобы и сборка вообще была только местная - запретить ввоз готовых изделий под каким-нибудь нелепым предлогом (с праворульными машинами уже потренировались), хотя тут с ВТО посложнее будет.

1-б) Явный плюс местной сборки — возможность более быстрого реагирования на требования рынка, когда на складе не лежат мертвым грузом ставшие неликвидами готовые изделия. Относительно компьютеров это работает. Плюс возможность предоставить более широкий выбор готовых изделий. С ноутбуками — нам удобнее и выгоднее продавать грамотно спозиционированные линейки Asus: покрывается практически весь диапазон спроса. Вообще компьютеры - уникальный товар-конструктор в смысле пригодности к мелкосерийной и штучной сборке, так что в этом смысле вести речь о мониторах или сотках просто неуместно.

1-в) Если говорить о несборочном производстве, то — и зачем, и как? Рынок Казахстана маленький, а геоположение не очень-то удобно с точки зрения распространения своих творений по всему миру, да и себестоимость явно будет высока. Да и особых предпосылок к этому в РК я не вижу — ни интеллектуальной, ни производственной базы.

2-а) Социальная ориентация — создание рабочих мест. Это, скорее, задача государства.

2-б) Создание брэнда не обязательно связано с собственным производством — можно и на OEM лепить этикетки, это общепринято.

2-в) Возможность гордиться — у нас казахстанское производство! Можно и так, но лучше бы гордиться все же не просто фактом, а эффективностью.

Помимо вышеупомянутых причин для нашей компании на данном этапе развития налаживание каких-то новых собственных производств было бы не диверсификацией, а распылением ресурсов. Но, тем не менее, их создание не исключено, если к тому склонят поменявшиеся внешние условия, либо вдруг изменится собственное видение стратегии и тактики ведения бизнеса.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии