Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

«Превед», Казнет!

О возможностях влияния интернета на общество Казахстана.

8 марта 2011 10:54, Данияр Сабитов, Центр Азии

Новые способы передачи данных и современная техника позволили каждому желающему заявить о себе. Не устояв перед искушением, одни стали графоманами, другие стали выставлять свою жизнь напоказ, снимая о себе бесконечные ролики. А для других новые условия стали шансом реализовать свой творческий потенциал. Так, в последнее время все более популярным занятием становится съемка любительского кино.

Не дай нам блог

Египетская «твиттерная революция» подтвердила тезис о новой роли интернет-технологий в обществе. Еще в 2009 году использованию «Твиттера» для координации действий протестующих в Иране и Молдове не придавали большого значения. Но ближневосточные события поставили точку в вопросе о возможностях влияния интернета на общество.

26 января власти Египта блокировали доступ к системе микроблогов Twitter, назвав сайт «катализатором антиправительственных настроений». Поскольку «Твиттер» привязан к мобильным устройствам, участники беспорядков могли координировать свои действия вне зависимости от местоположения. В ответ Google предложил египтянам альтернативный вариант — любой мог отправить голосовое сообщение по одному из трех международных номеров в США, Италии или Бахрейне, которое автоматически перенаправлялось в виде записи на сайт с ключевым словом #egypt. Администрация Google отметила, что надеется этими мерами «до некоторой степени помочь народу Египта оставаться на связи в это нелегкое время».

Параллельно с этими событиями власти Китая ввели запрет на слово «Египет» в китайском аналоге «Твиттера». При запросе ключевого слова ресурс выдавал сообщение: «В соответствии с действующими законами, правилами и политикой результаты поиска не показываются».

Также египетские власти лишили аккредитации журналистов канала «Аль-Джазира». В ответ редакция обратилась к египетским блоггерам присылать любые материалы, аудио- и видеозаписи о происходящем, продолжая рассказывать миру новости. В итоге 28 января египетские чиновники добились от интернет-провайдеров остановки работы, и страна полностью лишилась доступа к Всемирной сети. В преддверии президентских выборов в Казахстане возникает резонный вопрос: а могут ли заинтересованные силы с помощью интернета организовать достаточную большую группу лиц для создания напряженной обстановки?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует проанализировать некоторые аспекты жизнедеятельности Казнета. В начале следует разобраться с тем, кто они, пользователи интернета в Казахстане? По последним данным аналитической компании ICT-Marketing, на конец прошлого года количество людей, имеющих доступ к Сети, достигло 4,3 млн. Более ранние результаты исследований той же компании показали, что использование интернета характерно для населения в возрасте от 16 до29 лет. При этом пользователи имеют социальный статус предпринимателя, руководителя предприятия, специалиста, студента или учащегося со среднемесячным семейным доходом свыше 70 тыс. тенге. Вместе с тем следует признать, что в наших условиях на улицы можно вывести в основном безработную молодежь, приехавшую в Алматы или Астану из регионов. Получается, что те, кто имеет выход в Сеть, очень далеки от идей бунта, а потенциальные зачинщики беспорядков таких средств коммуникаций лишены.

Развивая тему, можно сразу отметить, что если в Египте часть провайдеров были частными компаниями, то в нашей стране монополистом в этой сфере является национальная компания «Казахтелеком», которая очень оперативно может лишить доступа к Всемирной паутине. Также по египетскому сценарию большое значение сыграл именно сервис микроблогов. Сказать, сколько казахстанцев зарегистрировано в «Твиттере», очень сложно. Однако если взять за основу статистику Twitter.kz, то окажется, что количество участников не превышает полутора тысяч пользователей, рассеянных по всей стране.

Ну и наконец, какая информация интересует наших сограждан в интернете? Воспользовавшись инструментом Google Analytics, мы изучили самые популярные запросы наших соотечественников за последние 30 дней. Оказалось, что на первом месте по частоте упоминаний в тексте поиска фигурирует слово «скачать», на втором — «фото», на третьем — «Казахстан». И далее в убывающем порядке «переводчик», «игры», «Астана», «фильмы» и «погода». Рассматривая же слова-запросы, набирающие популярность, следует отметить «8 марта», «vkontakte.ru», «колеса» и так далее. По характеру наиболее часто запрашиваемой информации можно сделать вывод об интересах наших соотечественников. В результатах запросов ни слова о политике. Менеджер наиболее крупной казахстанской блог-платформы Yvision.kz Самсон Безмятежный добавляет: «Самым обсуждаемым и посещаемым сообществом является «Остросоциальные размышления», где блоггеры пишут о проблемах, которые их волнуют. Например, о бродячих собаках или о проблемах на дорогах. Затем идет раздел «Собственное творчество», в котором представляют свои работы дизайнеры или фотографы. Интересны и политические темы в разделе «О Казахстане», популярны сообщества о кино и музыке». Юрий Мизинов, руководитель информационного портала Zonakz.net, уверен, что собрать достаточное количество людей, «способных совершить «революцию», невозможно в силу ряда причин: «Численность населения при большой территории, менталитет, небольшой охват интернетом и так далее. Это отдельный вопрос…». Таким образом, вывод о теоретической возможности претворения в жизнь египетского сценария очевиден и прост. Гораздо сложнее и интереснее узнать, чем вообще живет казахстанская блогосфера.

Отечественное блогословие

Сколько блогов входит в казахстанскую систему блогосферы? Сказать достаточно сложно, так как трудно определить границы Казнета. То ли это сайты с доменом kz, то ли это ресурсы о Казахстане или же это страницы, создаваемые казахстанцами, а может быть, это сайты на казахском языке? Вопрос не праздный, так как от ответа на него зависит многое — начиная численностью казнетовских блогов, заканчивая проблемой, насколько далеко распространяется казахстанское законодательство в сфере интернета. Три года назад редакция журнала «КонтиненТ» публиковала данные, по которым в одном только «Живом журнале» было около пяти тысяч дневников казахстанцев. Начинали развиваться и казахстанские площадки, наиболее серьезными сейчас можно назвать платформу Afftor.kz и Yvision.kz. Также существуют ряд ресурсов, таких как форум «Центр тяжести», Nur.kz, Zonakz.net и другие, которые в своей структуре содержат функцию блога. Мы попытались посчитать блоги Казнета, воспользовавшись для этого поисковиком «Яндекс», настроив поиск по блогам и дав команду найти все ресурсы, авторы которых по анкетным данным являются казахстанцами. «Яндекс» выдал результат 371479 блогов. К сожалению, мы не можем принять эту цифру в качестве реального показателя, так как подавляющая часть таких блогов зарегистрирована на портале mail.ru скорее всего из любопытства, так как никакого полезного содержания они не несут. Более реальную картину обрисовал Самсон Безмятежный: «В Казахстане не так много людей понимают, что такое блог и в чем его смысл. Можно сказать, что лишь 40 тыс. казахстанцев имеет представление о блогах — либо пишут, либо регулярно читают. На нашей платформе зарегистрировано около 3,5 тыс. блогов, из которых активно пишут всего полторы тысячи человек».

Исследовать блогосферу интересно по двум взаимосвязанным причинам. Первая заключается в том, что неизвестно, какое влияние она оказывает на общество. Да и вообще, какую социальную нишу занимают онлайн-дневники в Казахстане? А вторая причина увязана с проблемой коммерциализации блогов и блоггеров. Существует ли «черный пиар», который компании руками блоггеров ведут против противников? Насколько вредны проплаченные материалы и есть ли они вообще? Ответить «да» на них можно лишь в одном случае — если в Казнете есть блоггеры, которые могут оказывать влияние на общественное мнение.

Действительно, влияют ли сообщения так называемых «гражданских» журналистов на то, что происходит в стране? Например, можно ли считать, что непосредственно бурное обсуждение в интернете ролика о декане журфака Казахского национального университета им. Аль-Фараби вынудило руководство университета снять Галию Ибраеву с должности? Напомним, что в Сети появилась запись, на которой несколько студентов журналистского факультета выражают свое недовольство тем, что декан здоровается на русском языке. На какое-то время это был самый обсуждаемый ролик во всем Казнете, комментарии и мнения стали распространяться по блогосфере. Выходит, виртуальная жизнь имеет прямое отношение к реальной? Эксперты считают, что в Казахстане все же пока нет авторов сетевых дневников, чьи записи могли бы влиять на настроения и мнение пользователей. Вот что по этому поводу думает Юрий Мизинов: «Общественное мнение формируют известные и талантливые личности. Это же справедливо и для блогов. Как показывает практика, публикации «простых людей» не интересны, если они не содержат труднодоступной (для профессионального журналиста) информации новостного характера. А в Казахстане известные люди публичных записей не ведут. Отсюда и вывод — блоги не формируют общественное мнение». Похожего мнения придерживаются и представители Yvision.kz. Наш собеседник Самсон Безмятежный отметил, что влияние публикаций носит скорее локальный характер: «Довольно ощутимо чувствуется воздействие блоггерского творчества, скажем, на благотворительность. Мы можем сказать, что многие сообщения о тяжелом положении пенсионеров, больных детей тут же находят отклик среди читателей. Вместе с тем не можем привести ни одного примера, как блоггеры могли бы повлиять на политику. В отличие от России, в нашей стране пока нет знаменитых онлайн-журналистов, чье мнение имело бы вес».

Но если влияния в казахстанской блогосфере нет, то вопрос об использовании блоггеров в качестве коммерческого инструмента отпадает сам по себе. Конечно, существуют исключения, которые скорее подтверждают правило. Так, темой для споров стало проведение платформой Yvision.kz блог-туров, когда компания, которая хочет, чтобы о ней написали блоггеры, организовывает нечто вроде экскурсии. Организация такого блог-тура стоит около 600 тыс. тенге.

Или же другой пример — осенью в Казнете разразился настоящий скандал, связанный с серией обличительных блог-публикаций в адрес руководства информационного портала Nur.kz. Между конфликтующими сторонами разразилась настоящая информационная война, которая, правда, никак не отразилась на оффлайн-жизни. Параллельно набирала популярность тема о продажности блоггеров, о заказных материалах и «черном пиаре». По этому поводу был даже организован «круглый стол» на тему «Вирус грязного пиара пробрался в Казнет». Но в итоге у участников создалось впечатление, что обсуждать в общем и нечего — проблема в действительности еще не назрела. Во всем этом чувствуется какая-то ирония — участники интернет-сообщества выдают желаемое за действительное, пытаясь доказать, что жизнь в казахстанской Сети кипит, вращаются крупные денежные потоки и прочее. К их сожалению, в Казахстане традиционные СМИ все еще прочно удерживают свои позиции.

Национальный колорит

Еще один любопытный момент связан с состоянием казахскоязычной части блогосферы. Удивительно, но, несмотря на единое медийное пространство, блоги на казахском языке достаточно сильно отличаются от своих русскоязычных аналогов. На эту тему мы побеседовали с руководителем исследовательской группы по новым медиа при фонде поддержки журналистов «Мiнбер» Асхатом Еркимбаем. В первую очередь наш собеседник отметил, что тезис о малочисленности ресурсов на казахском языке не вполне корректен. Действительно, ведь на казахском языке помимо пользователей нашей страны пишут блоггеры из Китая, Монголии, Турции и других стран. «Если в настоящей жизни мы разделены государственными границами, то в виртуальном мире мы едины. Есть, правда, техническая проблема — различные виды письма. Мы ведь пишем на кириллице, а монгольские и китайские казахи — арабской вязью. Поэтому многие встраивают в свои блоги программы, преобразующие буквы одного алфавита в другой», — добавляет г-н Еркимбай.

И все же, если говорить исключительно о Казахстане, то следует признать, что казахскоязычный сегмент не так велик. По данным фонда с доменом верхнего уровня kz, зарегистрировано 7205 сайтов, и из них всего около семи процентов на казахском языке. При этом блоггеров, пишущих на государственном языке, еще меньше. Но зато их странички достаточно популярны. Так, если в Google ввести запрос на казахском языке, то в первых строчках результатов поиска будут сайты блоггеров, и лишь потом, например, веб-страницы государственных органов. Для многих такие публичные онлайн-дневники являются не только чтивом, но и площадкой для выражения собственных мыслей. «Я исследовал активность нескольких сайтов в период с мая по январь прошлого года. На них было опубликовано всего 67 записей, но при этом оставлено 346 комментариев. Также мне стало интересно, что волнует блоггеров. Благодаря инструменту Google reader я проанализировал десять журналистских дневников, на обновления которых подписан. Оказалось, что среди 303 постов слово «казах» встречается в 92, «политика» — в 41, «власть» — в 21 публикации, а «демократия» и «нация» — в восьми и семи случаях соответственно», — рассказывает наш собеседник.

Интересно, что тематика блогов на казахском языке несколько отличается от русскоязычных ресурсов. Их особенность заключается в том, что здесь публикуются статьи, которые никогда не нашли бы своего места в СМИ. Например, достаточно обсуждаемой стала запись о том, правильно ли размещать флаг несуществующего уйгурского государства на стеклах машин. Не менее активно обсуждаются религиозные вопросы и т. п. По мнению экспертов русскоязычных блоггеров больше волнуют социальные аспекты жизни, а казахскоязычных — проблемы национального характера.

По мнению аналитиков, одна из главных проблем казахскоязычного блоггинга — слабое развитие технической части внедрения языка. Энтузиасты сами переводят начинку, «движок» самых известных блог-платформ на казахский язык. В обществе «Мiнбер» подумывают о создании исключительно казахскоязычной платформы Kerekinfo.kz, хотя их могут опередить «ювиженцы», которые намерены потратить около двух миллионов тенге на развитие казахоязычного аналога Yvision.kz. Таким образом, очевидно, что, несмотря на популяризацию интернета, блоггинг в Казахстане все еще находится на стадии развития. Говорить об авторах сетевых дневников как о журналистах, влияющих на умы населения, рановато. Казахстанская блогосфера — пока просто выставка народного творчества.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии