Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Отнюдь не «мобильные» цены. Тарифы сотовых операторов в Казахстане снижаются постепенно. И по приказу...

Чем обернется отмена платы за соединение и переход на посекундную тарификацию операторами сотовой связи Казахстана для простых абонентов.

18 февраля 2011 14:46, Светлана Антончева, Казахстанская Правда
Рубрики: Рынок, Связь

Сразу три компании — операторы мобильной связи стандарта GSM, чьи бренды (Beeline, Kcell и Neo) уверенно шагают по стране, объявили недавно о снижении цен, отмене платы за соединение, переходе на посекундную тарификацию и запуске новых тарифных планов… Памятуя о настоящей «войне за роуминг», развернутой в прошлом году Агентством по защите конкуренции, и вполне понятном нежелании сотовых «гигантов» отказываться от сверхприбылей (как в том случае, так и в других), абоненты задаются вопросом: с чего бы вдруг такое благодушие? Как оказалось, объявленной акции предшествовал год круглых «застолий», дискуссий, взаимных обвинений и даже судов. А вот само решение операторов пойти навстречу потребителям было инициировано приказом Министерства связи и информации РК, №364 от 29 декабря 2010 года. Его основная цель — уменьшение стоимости звонков.

Поделили на «троих»

На рынке предоставления услуг мобильной связи в Казахстане работают одна CDMA-компания — АО «Алтел» (торговые марки Pathword и Dalacom) и три сотовых оператора стандарта GSM: ТОО «GSM Казахстан» (Activ, Kcell и Vegaline), «КаР-Тел» (бренд Beeline) и «Мобайл Телеком-Сервис» (уже бывший NEO, ныне — Tele2 Казахстан).

— Учитывая немалую территорию страны и, скажем так, весьма небольшое число ее жителей (то есть ограниченное количество абонентов в 16 миллионов человек), этой «тройки» — вполне достаточно для обеспечения конкуренции, — утверждает председатель Комитета связи и информатизации Министерства связи и информации Ризат Нуршабеков.

Тем временем количество проданных SIM-карт перевалило за 17–18 млн., то есть фактически все пользователи «поделены»: по 40–45%  — у Kcell и Beeline и не более 10% — у «МТС». Кто-то четвертый сюда просто «не вписывается».

— Понятно, что требуются огромные инвестиции для развертывания инфраструктуры, чтобы «покрыть» весь Казахстан. Думаю, что новый оператор не сможет «зайти» при всем своем желании, исключительно из-за экономических «трудностей»: ему придется строить сеть, и не факт, что потраченные на это средства вернутся скоро и вообще вернутся, — продолжил эксперт МСИ.

Определенные сложности до сих пор испытывает и третий оператор, в отличие от первых двух ветеранов (у них в среднем по 12 лет «стажа») появившийся сравнительно недавно. «Казахтелеком» в рамках демонополизации рынка продал эту свою «дочку» шведской компании Tele2 — крупнейшему телекоммуникационному оператору Европы, работающему в формате дискаунтер. Согласно бизнес-плану, Tele2 Казахстан должен завоевать 20% общего пользовательского «внимания» в течение четырех лет. Это, как считают специалисты, вполне реально в нашей стране, где абоненты иногда «перебегают» от одного оператора к другому, предпочитают иметь несколько SIM-карт и обеспечивают 100% уровень проникновения, который продолжает расти (предположительно, до 120–150%). Так, в отчете ВЭФ «The Competitiveness Report 2009–2010» наша республика по показателю «Количество пользователей сотовой связи» поднялась на 20 пунктов и заняла 59-е место среди 133 стран.

…Жаль только, что ценовой вопрос пока не позволяет вырасти в индикаторе «качество»… Если бы предлагаемые компаниями тарифы были действительно адекватными, то из лексикона и быта казахстанцев давно бы ушли «маяки». По данным Tele2 Казахстан, в среднем наши соотечественники тратят на связь порядка 9–10 долларов в месяц и разговаривают около 110 минут. Для сравнения, в Узбекистане это 5–6 долларов за 541 минуту!

В 1999 году, когда сотовые компании только «осваивались», минута общения стоила 24 цента. Нынче же самый дорогой тариф — около 29 тенге. То есть за 10 лет цены практически «не упали». Что это, сговор?.. Изначально с появлением нового игрока многие делали прогнозы на общее снижение тарифов на 20–30%: дескать, иной «завоевательной» стратегии в существующей ситуации быть не может — только агрессивный «демпинг». А остальные должны будут всячески пытаться удержать клиентов. Однако глобальных изменений так и не произошло. Определенные подвижки стали заметны лишь с появлением МСИ. Главный вопрос — почему?

Дорого. Честно?

Руководитель службы по связям с общественностью ТОО «КаР-Тел» Юрий Дорохов в ответ на запрос «КП» так объяснил более высокие, чем в ряде других государств СНГ, тарифы на сотовую связь в Казахстане. Мол, низкая плотность населения страны и большие пространства заставляют участников рынка ставить больше базовых станций на единицу площади, чем, например, в Закавказье, Украине, Беларуси, европейской части России и государствах Центральной Азии. Соответственно, растут инвестиции: одна такая станция (с установкой) может стоить до 150–200 тыс. долларов. Также увеличиваются расходы на прокладку кабелей, оптоволоконных магистралей…

Директор по корпоративным коммуникациям «GSM Казахстан» Аида Досаева и вовсе указала, что «в последнее время на рынке наблюдается устойчивая тенденция по снижению тарифов. Более того, сотовая связь одна из немногих отраслей экономики, в которой цены на услуги не повышаются, а уменьшаются».

Председатель правления «Tele2 Казахстан» Андрей Смелков, напротив, подтвердил, что «лидирующее место по стоимости звонка среди стран бывшего СССР уверенно занимает Казахстан». Долгое время операторы объясняли это именно так: «девятое место по протяженности в мире, низкая плотность населения». Однако более чем 100% покрытие наводит на определенные размышления…

— Еще один немаловажный фактор, который опосредованно влияет на стоимость звонка для конечного потребителя, — это размер ставки за соединение между операторами (интерконнект), — рассказывает А. Смелков. — …Получается, что при звонке абоненту другого сотового оператора потребитель фактически платит двум компаниям.

Ставка на межсетевое соединение государством не регулируется. Здесь все отдано на откуп договорным отношениям между операторами. Вот они и договорились еще 11 (!) лет назад установить ее на уровне в 19,98 тенге. Это в 4,5 раза выше, чем в России (4–5 тенге), в 2,7 раза — чем в Турции (7,4), в 1,5–2,5 раза больше, чем в странах ЕС (9–16,7 тенге).

— Экономическое обоснование, почему установлена именно эта стоимость, до настоящего времени никем не представлено, и подобная ситуация устраивает двух доминирующих сотовых операторов. Мы же говорим о 5,04 тенге за минуту, — заявил глава Tele2 Казахстан. — И они с трудом соглашаются на изменение ставок, которое не позволит им устанавливать высокие тарифы для конечных потребителей и получать сверхдоход. Кроме того, высокая стоимость интерконнекта оберегает от настоящей конкурентной борьбы и обеспечивает спокойную жизнь…

Закономерно, что конкуренты с этой точкой зрения не согласны. К тому же, по большому счету, «снижение межоператорских тарифов и на звонки внутри сети не зависят друг от друга».

— Поскольку ставка интерконнекта относится к взаиморасчетам операторов, ее изменение никак само по себе не скажется на цене внутрисетевой минуты. Также она не влияет напрямую на стоимость связи для абонентов, и перемены не приведут к отрицательным или положительным последствиям при получении прибыли для компании, — подтвердил Юрий Дорохов.

…В 2009 году Европейский банк реконструкции и развития сделал большой межстрановой сопоставительный анализ рынка услуг телекоммуникаций и оценил казахстан¬ский уровень «как низкий и дорогой». Одна из основных причин — интерконнект. Рекомендации ЕБРР — внедрение государственного регулирования ставок. Сейчас Агентство по защите конкуренции проводит соответствующую работу, и если оно докажет, что это действительно необходимо, Минсвязи сможет их контролировать…

Надо отметить, что именно МСИ год назад пока еще «мирным путем» попыталось прийти к соглашению с компаниями. Первоначально в планах значилось в течение 3–4 лет уменьшение ставки до 40%. Но к настоящему моменту после полугодовых переговоров удалось остановиться на 15–20% и добиться реального снижения стоимости с 1 января 2011 года всего лишь на 3–4 тенге.

— Министерство и дальше намерено двигаться в этом направлении. Операторы также должны постоянно уделять этому внимание: регулировать свою тарифную политику с учетом потребностей абонентов и веяний времени, — подчеркнул глава Министерства связи и информации Аскар Жумагалиев.

Кто ответит за «маяк»

В прошлом году ведомство, наделенное законодательством соответствующими полномочиями, провело экспертизу обоснованности цен Kcell. Заключение содержало такую рекомендацию: стоимость минуты внутри сети должна быть не более 18 тенге без НДС. Компания «GSM Казахстан» подала в суд, но проиграла и затем вознамерилась подать кассационную жалобу.

— Наша компания многое cделала для того, чтобы цена звонков для наших абонентов внутри сети постоянно снижалась. На целом ряде действующих региональных тарифных планов 1 минута внутри сети стоит 9 тенге, а после первой минуты — 1. Для абонентов Kcell и Activ были запущены тарифные планы, где тариф на разговоры внутри сети составляет 19 тенге за минуту, а за пределы сети — 25, — комментирует директор по корпоративным коммуникациям Kcell Аида Досаева.

Уже упомянутый приказ МСИ, последовавший 29 декабря, вынудил всех операторов «играть» по иным правилам. Так, они упразднили стоимость соединения на ряде тарифных планов и ввели посекундный биллинг — оплату за фактическое время разговора. Все это позволит абонентам в среднем экономить до 50% от цены звонков…

— Понятно, что если бы министерство так жестко не заняло свою позицию, то операторы вряд ли бы так скоро пошли навстречу потребителям, — констатировал председатель Комитета связи и информатизации МСИ Ризат Нуршабеков.

— Данное решение суживает возможности выбора для абонентов: ранее они могли выбрать между тарифами с платой за соединение и без, но, например, с другими условиями тарификации. Определенное количество пользователей предпочло именно первые. Теперь им придется переходить на другие тарифы, — «горестно» комментируют в Beeline.

По словам же председателя правления «Tele2 Казахстан» Андрея Смелкова, на деле операторы отменили плату за соединение, но при этом подняли стоимость первой минуты разговора…

И тем не менее, в МСИ обещают, что пользователи ощутят реальное понижение цен уже в 2011-м.

— Мы в прошлом году «взбодрили» весь рынок телекоммуникаций. И есть планы не останавливаться на достигнутом, проводить экспертизу цен на постоянной основе. Все зависит от самих операторов, которые несколько лет вольготно чувствовали себя на рынке. Ситуация резко поменялась, и они это восприняли очень болезненно, — свидетельствует Р. Нуршабеков. — Но если у компаний есть намерение самостоятельно что-то предпринимать, то мы их только поддержим…

…То, что власти слов на ветер в принципе не бросают, доказывает скорое разрешение вопроса о «неприемлемом» размере ежегодного платежа за пользование частотами мобильной связи третьего поколения — 3G. Самому развертыванию сети предшествовали несколько лет «борьбы» за эти частоты. После того как они были наконец высвобождены, компаниям «предложили» для получения соответствующей лицензии разово выплатить по 5 млрд. тенге и еще каждый год — по 2,5 млрд. Операторы буквально «взвыли». После принятия поправок в Налоговый кодекс вторая сумма была снижена до 500 млн. Это участников рынка на текущий момент устроило. Потребителям же главное, чтобы цены на 3G не вышли за уровень привычной «двойки».

Комментарии