Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Рост, демонстрируемый рынком IT на протяжении всего 2010 года после неудачного 2009-го, скорее всего, продолжится и в наступившем году

Казахстанский ИТ-рынок в минувшем году начал восстанавливаться после снижения, происшедшего на фоне кризиса — каковы результаты?

11 февраля 2011 11:13, Анна Шатерникова, Панорама
Рубрики: Рынок

Казахстанский рынок информационных технологий в минувшем году начал восстанавливаться после снижения, происшедшего на фоне кризиса. Впрочем, надо признать, и в самый непростой период сфера IT, несмотря на спад, оставалась в более выгодном положении, чем многие другие отрасли, и рынок, несмотря на сокращение объемов производства во многих секторах и падение доходов населения, продолжал развитие. Основная причина такого положения дел заключалась в наличии неудовлетворенного спроса на продукты IT: отечественный рынок еще молод и по ряду позиций далек от насыщения, в отличие от рынков более «продвинутых» в этом отношении стран. Не случайно представители многих всемирно известных IT-компаний констатируют, что в странах СНГ, в том числе в Казахстане, новые IT-решения пользуются более высоким спросом, чем в Европе, например, или в США, и в посткризисный период именно развивающиеся рынки выходят в лидеры продаж. По данным одного из ведущих и наиболее успешных во всех сегментах игроков отечественного рынка, компании HP, страны СНГ внесли вклад в глобальный рост вендора в виде 49% увеличения рынка. Эти государства демонстрируют самые высокие темпы роста в регионе Восточной и Центральной Европы, причем 50% роста обеспечивает подразделение персональных систем. И все же, несмотря на очевидную положительную динамику, продемонстрированную по итогам 2010 года, осторожность в отношении прогнозов дальнейшего развития рынка пока сохраняется.

Отложенный спрос как двигатель роста

Следует отметить, что в прошлом году рынок показал наличие спроса не только на высокотехнологичные продукты как таковые, но на современные устройства, востребованные среди потребителей стран, жители которых в массе своей могут похвастаться более высокими доходами, чем казахстанцы. Наглядным примером стала ситуация на рынке персональных компьютеров, рост которого на протяжении достаточно длительного времени обеспечивает сегмент ноутбуков. Рынок ПК на протяжении кризисного периода вообще достаточно четко реагировал на процессы, происходившие в экономике. Уже в последнем квартале 2007 года он показал первые признаки спада, в 2008 году начал устойчиво снижаться сегмент настольных ПК, а сегмент ноутбуков замедлил рост. В первой половине 2009 года, когда проблемы в экономике стали явными, а эффект девальвации — особо заметным, рынок рухнул. По данным IDC Kazakhstan Quarterly PC Tracker, в 2009 году рынок ПК, включавший на тот момент настольные ПК, ноутбуки и серверы архитектуры х86, продемонстрировал сильнейшее падение за все 14 лет, на протяжении которых компания осуществляла мониторинг. По сравнению с 2008 годом рынок сократился на 25,5%  в штучном и на 35,6%  в денежном выражении. Даже спад, отмеченный в 1999 году, после известного финансового кризиса, оказался не столь глубоким — тогда поставки персональных компьютеров уменьшились на 22,5%  по сравнению с 1998 годом. По данным IDC, покупки компьютеров заморозили практически все виды конечных пользователей, на какое-то время продажи просто встали. Оживление наступило только к концу лета, и оно было ожидаемым, поскольку появились первые признаки улучшения ситуации в экономике, и рынок успел адаптироваться к последствиям девальвации тенге. Начал восстанавливаться спрос и повысился оптимизм в потребительском сегменте, в сегменте МСБ, на проектном рынке. По итогам 2009 года доля настольных ПК составила 56,2%  от общего объема рынка, ноутбуков — 42,8%, серверов архитектуры х86 — 1%.

И все же, учитывая экономические прогнозы экспертов на 2010-й, аналитики IDC еще в начале года предполагали, что отрасль отреагирует на улучшение ситуации позитивной динамикой. Свою роль должен был сыграть и фактор отложенного спроса, накопившегося во всех трех сегментах; но особую роль в ожидаемом росте рынка ПК должен был сыграть сегмент ноутбуков. Минувший год продемонстрировал, что оптимистичные ожидания вполне оправдались. Заметный подъем, зафиксированный в первом полугодии, по мнению аналитиков, был не случайным всплеском, а объективным отражением потребностей в IT-продуктах восстанавливающейся после кризиса экономики. По итогам первого полугодия на рынке персональных компьютеров, включающем настольные ПК и ноутбуки (с начала 2010 года исследование серверов архитектуры х86 больше не входит в стандартный обзор рынка ПК) наблюдается чрезвычайно динамичный рост, свидетельствующий о начале восстановления в Казахстане данного сегмента IT-индустрии. За первые два квартала рынок увеличился на 81,3%  в натуральном и на 89,2%  в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Объем рынка достиг 179,3 тыс. штук общей стоимостью $128,5 млн. На долю настольных ПК пришлось 55,4%  от общего объема рынка, или 99,4 тыс. штук, а на долю ноутбуков — 44,6%, или 79,9 тыс. штук. «Мы наблюдали первые признаки восстановления рынка еще в III квартале 2009 года. Поэтому неудивительно, что в начале 2010 года, когда экономика страны начала стабильно подниматься, а уровень уверенности практически всех сегментов конечных пользователей значительно повысился, рынок ПК тоже показал рост. Фактически игроки рынка начали активно наверстывать упущенное в течение катастрофического падения первой половины 2009 года. В этой ситуации имел место феномен, присущий формату развития рынков информационных технологий. В частности, рост рынка ПК был значительно выше роста всей экономики», — объяснил причины такого расклада старший аналитик IDC Kazakhstan Андрей Верховод. Исследование IDC смежного рынка печатающих устройств (принтеры, МФУ и копиры) показало, что он также продемонстрировал довольно сильный рост. Принимая во внимание взаимосвязь обоих сегментов, факт такого совместного роста является еще одним весомым аргументом в пользу предположения об устойчивости положительного развития обоих рынков.

На протяжении последних лет представители IT-индустрии связывали ожидания роста рынка персональных компьютеров в первую очередь с сегментом ноутбуков. По данным IDC за первое полугодие прошлого года, поставки ноутбуков в натуральном выражении за этот период выросли более чем на 157%, но этот на первый взгляд взрывной рост, по мнению аналитиков, не должен был вызывать удивления, ведь сравнение проводилось с началом 2009 года, когда поставки всех типов компьютеров, в том числе и ноутбуков, рухнули. Между тем практически все основные игроки изъявили готовность удовлетворить восстанавливающийся спрос, в том числе предложив казахстанским покупателям достаточно недорогие модели. Ценовая доступность посткризисного предложения стала одной из причин того, что в денежном выражении рынок ноутбуков вырос значительно меньше, чем в натуральном, «всего» на 118,6%. Таким образом, нашел отражение факт снижения средней цены ноутбука. Важную роль в этом процессе сыграл рост популярности нетбуков, цена которых, как правило, находится на относительно низком уровне. До недавнего времени в Казахстане доля устройств этого класса в продажах заметно отставала от мировых значений, но с конца 2009 года резко пошла вверх. Рост продаж нетбуков, которые не стали прямыми конкурентами ноутбукам, а скорее дополняют их, способствовал тому, что доля ноутбуков в общем объеме рынка ПК выросла с 31,4%  в I полугодии 2009 года до 44,6%  в соответствующем периоде 2010 года. В первую пятерку игроков данного сегмента вошли НР, Acer, ASUS, Samsung и Sony. О том, что стремительный рост рынка ноутбуков характерен для отечественного рынка (и в этом смысле Казахстан не отличается от других стран мира), говорят и многие ведущие игроки. «Если раньше в мировом масштабе соотношение в каналах продаж составляло примерно 50 на 50, то в скором времени, согласно прогнозам нашей компании, соотношение будет 2 к 1 в пользу ноутбуков. При этом наиболее заметное снижение демонстрируют стандартные десктопы, так называемые tower, привычные для большинства из нас ящики. Мы совершенно нормально смотрим на этот процесс и полагаем, что у нас есть серьезные резервы для роста как в сегменте ноутбуков и нетбуков, так и на рынке настольных ПК», — считает директор Intel по продажам в регионе Средней Азии и Закавказья Юлия Смелкова. И все же, по данным IDC, по сравнению с «провальным» 2009 годом рынок настольных ПК в 2010-м также показал значительный (около 46,5%) рост по сравнению с I полугодием 2009 года, причем основным двигателем роста, как и в случае с ноутбуками, стал отложенный спрос. В процессе восстановления увеличились продажи не только в потребительском сегменте, но и в проектных поставках, в государственном секторе.

В интересах государства

Надо сказать, что государственная поддержка инициатив в сфере IT, от которой власти не отказались, несмотря на все трудности кризисного периода, оказалась одним из самых существенных факторов, позволивших рынку удержаться на плаву. Государственные инициативы, связанные с электронным правительством, с внедрением электронных систем в государственных структурах, проводились в соответствии с планами, новые технологии внедрялись в учреждениях здравоохранения и образования. Например, в минувшем году был озвучен проект внедрения системы электронного образования, в рамках которого предполагается внедрять в учебный процесс такие технологии, как электронное планирование, SMS-оповещение родителей, планируется обеспечить учителям и ученикам доступ ко всем известным образовательным ресурсам. К 2020 году все образовательные организации должны быть обеспечены локальными сетями, доступом к широкополосному интернету, цифровым контентом. Министерство связи и информации и Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» озвучили планы по организации производства в Казахстане (возможно, на базе парка инновационно-информационных технологий «Алатау») планшетных компьютеров для учащихся школ.

Всем инициативам в сфере высоких технологий государство оказывало поддержку, как финансовую, так и законодательную, а также проявляло готовность усовершенствовать содержание рынка с качественной точки зрения. Последнее проявилось в том числе и в стремлении повысить долю казахстанского содержания в индустрии. В ходе второго съезда IT-предприятий Казахстана, состоявшегося осенью прошлого года в Астане, были озвучены тревожные данные о том, что за последние 10 лет доля казахстанского содержания в IT-проектах и IT-услугах сократилась в 7 раз — с 20% в 200–2001 годах до 3% в 2009–2010 годах, причем данный тренд в равной мере был характерен как для государственных, так и для частных проектов. Для изменения ситуации правительство и госкомпании выразили намерение реализовать такие меры, как стимулирование инвестиционной и инновационной активности в сфере информационных технологий, увеличение доли казахстанского содержания в государственных IT-проектах, а также разработка новой редакции закона РК «О конкуренции». Предпринятые шаги должны способствовать доведению к 2014 году доли казахстанского содержания в проектах и услугах до 80%. Сложно сказать, найдут ли практическое воплощение амбициозные планы, ведь известны случаи, когда благие государственные начинания, связанные со сферой IT, на поверку не оправдывали ни возлагавшихся на них ожиданий, ни инвестированных средств. К тому же само по себе внедрение новых разработок в IT-сфере не гарантирует, что все они окажутся востребованы среди граждан. Скажем, далеко не все казахстанцы представляют себе, что такое электронно-цифровая подпись и в чем заключается ее назначение. И все же нельзя не признать, что осознание необходимости развития информационных технологий как непременного условия прогресса страны — безусловный плюс для имиджа власти.

В приоритете эффективность

Не столь однозначно складывалась ситуация в корпоративном секторе. Последний ощутил на себе влияние кризиса в полной мере, и данный факт не мог не скорректировать планы компаний, в том числе и в отношении сектора IT. Данная тенденция проявилась как на мировом, так и на отечественном рынке: многие компании столкнулись с финансовыми трудностями и стали проявлять осторожность в инвестиционной политике, в том числе и в отношении сектора IT. Вместе с тем кризис оказал очевидное влияние на изменение структуры спроса. Как отмечал в ходе одного из проходивших в прошлом году IT-форумов вице-президент компании Fujitsu Сатору Хаяши, спросом стали пользоваться продукты и решения, помогающие клиентам снизить затраты, демонстрирующие более высокую эффективность. В то же время некоторые решения, оказавшиеся неконкурентоспособными в новых реалиях, стали пользоваться меньшим спросом.

«В настоящее время перед заказчиками остро стоит два вопроса: с одной стороны, необходимо сократить затраты, расходы на поддержание систем, а с другой — мы видим, что IT-системы у наших заказчиков становятся более зрелыми. Соответственно, обретает актуальность вопрос повышения надежности систем. И здесь наши услуги по бизнес-критичным приложениям позволяют получить необходимый результат. В Казахстане есть возможность предоставления максимального спектра услуг по поддержке бизнес-критичных приложений, здесь создана вся необходимая инфраструктура, и мы готовы предложить ее клиентам. Перед нами стоит задача привнести наработанные компанией технологии, знания, опыт в те отрасли казахстанской экономики, которые начинают развиваться. Мы предлагаем обновленный портфель Superdome 2, который позволяет увеличить производительность, надежность, а также новые решения в области печати. Кроме того, есть вариант, когда заказчик может платить за конкретный результат, конкретное качество; внедрение таких технологий позволяет заказчикам экономить бюджет», — считает генеральный директор HP в Казахстане Ерлан Дуйсенбин.

По мнению г-на Хаяши, наблюдается рост спроса на услуги, поскольку компании испытывают потребность в решениях, которые вендоры готовы предоставить в качестве услуги. Принимая во внимание то обстоятельство, что в структуре казахстанского IT-рынка около 80% приходится на «железо», а доля программного обеспечения и услуг соответственно значительно скромнее, есть основания надеяться, что заказчики извлекут уроки из кризиса, начнут по-другому смотреть на формирование затрат на IT-сферу, и доминирование одной из трех составляющих рынка станет менее явным. По прогнозам Министерства индустрии и новых технологий, продажи лицензионного ПО, скажем, должны вырасти с 7 млрд. тг. в 2009 году до 36 млрд. тг. в 2014 году. Последние годы показали, что в период вынужденной экономии многие пользователи предпочли отказаться от обновления оборудования — это касается как частных лиц, так и компаний, особенно из сегмента МСБ, предпочитавших усовершенствовать имеющуюся базу за счет обновления программного обеспечения.

Кроме того, заказчики пришли к пониманию того, что экономия на инвестициях в IT далеко не всегда свидетельствует о рачительном расходовании средств, если речь идет об эффективности. Именно поэтому многие вендоры сегодня уделяют меньше внимания выпуску недорогих продуктов, сосредоточившись на более дорогостоящих, но и более продуктивных решениях. В связи с этим на отечественном рынке наметился рост интереса к современным системам хранения данных, к актуальным во всем мире технологиям по виртуализации, максимально эффективному использованию существующих мощностей. Во внедрении передовых технологий наиболее преуспели банковский и телекоммуникационный секторы, и данная ситуация, в принципе, характерна для рынков многих стран, поскольку именно финансовые и телекоммуникационные структуры, с одной стороны, вынуждены решать весьма сложные задачи, требующие соответствующего уровня IT-решений, а с другой — обладают достаточным количеством средств, чтобы обеспечить выполнение этих решений. Государственные структуры в плане внедрения высокотехнологичных инноваций, как правило, проявляют большую настороженность и консервативность. Необходимость оценивать IT-решения и продукты с точки зрения их эффективности способствовала росту квалификации специалистов. В значительной степени на рост уровня компетенции специалистов работали специальные программы для партнеров, реализованные вендорами. К слову, многие игроки расценивают образовательное направление как одно из наиболее важных. Та же HP в прошлом году подписала меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере развития технологий с МОН РК, крупные игроки, такие, например, как Oracle или Microsoft, поддерживают проведение IT-олимпиад и программ по повышению грамотности в области IT, адресованных учителям и студентам.

Новые лица и старые знакомые в новом статусе

Компании, уже присутствующие на казахстанском рынке или присматривающиеся к нему как к новому плацдарму для работы, оценили как готовность государства поддерживать развитие IT-индустрии, так и зрелость корпоративного сектора, готового принять новые решения. Не случайно в 2010 году об открытии своих офисов в Казахстане объявили многие компании, деятельность которых связана с самыми разными аспектами IT-индустрии. В частности, об открытии алматинского офиса, первого на территории СНГ, и о выходе на казахстанский рынок таких производителей программного обеспечения, как Graphisoft, Nero, Corel, Gdata, заявила российская компания CPS, один из крупнейших дистрибьюторов программного обеспечения. Компания ведет свою историю с 1993 года, и в настоящее время дистрибьюторский портфель CPS насчитывает более 100 российских и зарубежных вендоров. «Идеология компании заключается в том, что все пользователи ПК имеют право на качественный программный продукт, обеспеченный квалифицированной технической поддержкой и документацией от производителя. В свою очередь компании, занимающиеся продажей программного обеспечения, имеют право на помощь в продвижении продуктов. Мы помогаем нашим дилерам и партнерам грамотно продавать программные продукты. Кроме того, большой плюс лицензионного ПО заключается в наличии сертифицированной технической поддержки, то есть клиент не останется один на один со своими проблемами», — отметил руководитель проектов CPS Сергей Ольховский. Компания поставила свои продукты в города Казахстана и Кыргызстана, выиграла ряд тендеров.

Свой офис в нашей стране открыл и один из мировых лидеров в сфере систем хранения данных компания NetApp. Как сообщил глава представительства NetApp в России и странах СНГ Роман Волков, на мировом рынке у компании есть планы стать ведущим игроком в своем сегменте, и в Казахстане NetApp попытается достичь столь же высоких результатов. «По состоянию на сегодняшний день мы уверенно чувствуем себя на этом рынке, хотя пришли сюда относительно недавно. На пространстве СНГ для нас этот рынок второй после России с точки зрения оборота, инвестиций — в ближайшие 2–3 года инвестиции в Казахстан значительно увеличатся. Мы видим большой потенциал и взвешенный подход со стороны заказчиков при выборе того или иного решения: учитываются моменты, связанные с экономикой, правильностью технологий, с рядом вопросов, которые на многих рынках выносятся за скобки. При меньшем объеме рынка сегмент хранения данных в Казахстане на протяжении последних пяти лет рос более высокими темпами, чем в России», — отметил г-н Волков. Казахстанский офис стал вторым, после московского, офисом NetApp, действующим на пространстве СНГ. Один из мировых лидеров на рынке систем хранения данных присутствует в Казахстане уже несколько лет, и за это время реализовал несколько крупных проектов в банковском и нефтяном секторах, в телекоммуникационной индустрии, несколько крупных проектов в государственном секторе.

Буквально в конце прошлого года на казахстанском IT-рынке появился еще один игрок — компания АОС, специализирующаяся на производстве мониторов и телевизоров. Компания расценивает Казахстан как растущий рынок, довольно высокими темпами восстанавливающийся после падения в 2009 году. Именно поэтому одним из основных направлений своей работы совместно с партнерами — компаниями Logycom и «Инкар» — АОС считает развитие розничного сегмента. На отечественном рынке компания работает через авторизованного дистрибьютора Fire Bird. По словам регионального представителя Fire Bird Виталия Кантера, АОС тщательно изучила казахстанский рынок, прежде чем принять решение о выходе на него, и готова предложить потребителям высокую функциональность в сочетании с оригинальным дизайном по умеренной цене. «Изюминкой АОС являются дизайн и технологии: в частности, компания представила самый тонкий и энергосберегающий монитор в мире со светодиодной подсветкой RAZOR. Дизайн и характеристики данного продукта разрабатывались специально для потребителей, желающих приобрести не только стильный, но и экологичный, энергосберегающий монитор. Мы готовы предоставить клиентам широкий выбор продуктов с диагональю до 27 дюймов, LED и LCD, мониторы с ТВ-тюнером и 3D, а также с сенсорными панелями. Также планируется сделать ставку на небольшие рабочие группы и офисы, предлагая несколько продуктовых линеек мониторов, отличающихся от остальных стильным глянцевым дизайном и современными характеристиками по приемлемой цене», — сообщил г-н Кантер. Свою задачу на 2011 год АОС видит в том, чтобы довести свою долю на рынке до 20%. Впрочем, существует понимание того, что достичь этого результата будет непросто. Сегодня потребитель заинтересован в том, чтобы приобрести товар, оптимальный по соотношению цены и качества, и в этом заключается одна из причин высокого спроса на ноутбуки. Тем не менее производители мониторов уверены в том, что поставленная ими амбициозная задача относится к разряду выполнимых.

В целом, отмечают игроки сектора, тенденция рынка такова, что все крупные компании, имеющие в Казахстане солидную клиентскую базу, предпочитают открывать собственные представительства, во-первых, в силу того, что у вендоров есть четкое разделение территорий и для многих крупных корпораций, Россия и страны СНГ — это два разных региона. Во-вторых, местные заказчики также предпочитают работу с локальными партнерами, к которым в случае чего оперативно можно обратиться за консультацией, технической поддержкой, а то и высказать нарекания.

Время блогеров

Что касается интернет-пространства, то согласно озвученным на текущей неделе данным IT-портала PROFIT, в 2010 году на регистрацию доменов в зоне kz. Было подано 17355 заявок, что соответствует среднемесячной активности 1446 заявок. Однако реальный рост количества доменов был намного меньше и составил около 65% от количества поданных заявок. Эксперты PROFIT объясняют данное обстоятельство тем, что не все новые заявки оплачиваются, а также тем, что не продлевается поддержка части ранее существовавших доменов. В итоге такие доменные имена вновь переходят в разряд свободных. Таким образом, предполагают эксперты, доменная зона kz. за 2010 год реально пополнилась примерно на 11 тысяч имен, а общий доменный пул зоны kz. по состоянию на конец 2010 года составил около 53 тысяч имен, тогда как в конце 2009-го насчитывалось 42 000 доменов. Это подтверждают и данные Казахского центра сетевой информации (КазНИК), согласно которым на конец 2010 года в зоне kz. было 53 206 доменных имен. В целом интерес к доменной зоне KZ остается высоким, о чем свидетельствует стабильно растущий спрос на доменные имена. За прошлый год было подано 706 заявок на регистрацию доменных имен на кириллице. Как свидетельствуют данные PROFIT, основная масса доменных имен сегодня регистрируется через частных регистраторов, где лидером является компания Hoster.kz, на которую по итогам года приходится около 40% доменного пула зоны kz., тогда как доля КазНИК в последние два года сокращается.

Одним из трендов года в области интернет-пространства стало развитие блогосферы и социальных сетей. Более активно проявили себя нишевые соцсети, призванные объединить людей с общими интересами, наметилась тенденция к технологизации уже существующих социальных сетей, к их сращиванию с бизнесом. Данная тенденция сегодня прослеживается во всем мире, однако в Казахстане пока бизнес использует социальные сети не столь активно, и данный тренд пока остается прерогативой людей, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с IT-индустрией. В Казахстане, как и в Центрально-Азиатском регионе в целом, пока не получили развития мобильные социальные сети, что, по мнению участников рынка, закономерно: развитие таких сетей предполагает использование мобильных телефонов для общения в социальных сетях, у нас же мобильный интернет, несмотря на растущую популярность, пока развит не слишком широко. На рынках практически всех стран Центральной Азии доминируют российские социальные сети. По мнению игроков рынка, причина заключается в том, что затраты на создание и продвижение интернет-проекта достаточно велики, но в отсутствие действенных механизмов монетизации люди опасаются инвестировать средства в электронные ресурсы. Зато блогосфера, по оценкам экспертов популярной платформы Yvision.kz, за минувший год увеличилась практически в три раза и закрепила за собой статус площадки формирования гражданского общества. Безусловно, в числе самых заметных событий, имевших место в казахстанском интернет-пространстве на протяжении последнего года, является конфликт вокруг портала «Центр тяжести». Спор стал прямым следствием неопределенности в вопросах авторских прав в Казнете, а данная тема сама по себе заслуживает отдельного разговора.

Комментарии