Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Торговые центры: Казнет не торжествует...

Обзор сайтов Казнета, посвященных торговым центрам.

20 декабря 2010 14:29, Яна Дексова, Computer Club Magazine
Рубрики: Интернет

Именно так проводить свободное время уже давным-давно принято на Западе, в последнюю пятилетку — приживается и у нас. Сводить девушку в кино, посидеть в интернет-кафе, пошопиться с подругами или отвести детей на детскую площадку в крытом, теплом и уютном помещении — во всем поможет наш друг, пусть небескорыстный, а порой и даже весьма дорого обходящийся - торгово-развлекательный центр. Кто и как из них позиционирует себя в Сети — узнать задача нашего обзора.

В целом, офлайновое формирование рынка торговых центров в РК началось с момента открытия первого «Рамстора» в алматинском микрорайоне «Самал» в 1999 году. С тех пор не только воды утекло много, но и центров, и сетей супермаркетов возникло немало, причем, не только в двух крупнейших городах страны, но и в областных центрах.

Однако, если говорить о них с точки зрения онлайна, картина в целом отнюдь не сливочным маслом, — проще говоря, безотрадная. Такое ощущение, что на волне открытия любого из них, в целях раскрутки и маркетинга, сайты, где шикарно раскинутся ценовые и товарные предложения, информация об акциях и скидках, где будут продвигаться дополнительные, сопутствующие услуги, — подразумевались по умолчанию, но доделать их, и тем более вести уже готовые веб-ресурсы, обновлять их, достраивать, не хватило ни сил, ни денег, ни желания практически никому.

Ни рыба, ни мясо

Встреча любого пользователя, пришедшего на сайт «Променада», начнется с экзотической музыки, которую можно менять прямо на титуле, где есть кнопочки плеера, регулятор громкости и насчитываются как минимум три варианта из одной мелодической обоймы. Тут же на шапке — алматинское время между парижским и нью-йоркским (казалось бы, причем тут «Променад»?).

Фотогалерея под названием «Подари весеннее настроение гардеробу» представляет собой 11 черно-белых превью, за каждым из которых почти того же размера цветные оригиналы. Раздел «События» пуст, в остальных крайне скупо либо вообще не описывается, к примеру, род тех или иных услуг, а просто задается параметр — химчистка, 1 этаж, номер бутика, номер телефона.

Гипермаркет Silk Way City — ровненькое и голубенькое техно, но бедновато по части контента, как говаривали когда-то давным-давно в одном блоговом царстве, «тема сисек не раскрыта».

Приз за самую конкретную информацию я бы отдала такой новости: «15 сентября гипермаркет Silk Way City совместно с автоцентром RENAULT провели розыгрыш призов по акции «Волшебное лето Silk Way City»!» Список счастливцев в табличке — прилагается. Холодильники, двд, тостеры, фены.

В общем, не сайт, а весьма приблизительная такая визитка — не более. И если на стене висит ружье — оно должно выстрелить, но не стреляет — раздел «Вакансии» есть, но самих вакансий — нет. Тогда зачем раздел? Может быть, пригодится в будущем? Согласна. Но тогда нужно оповещать пользователя: сейчас нет пока (уже), но если будет — вы увидите. А пустой страницей кого в наше время удивишь…

Сеть мебельных салонов «ЛюМир» — под девизом «Нежность уюта». Абсолютно непохоже по дизайну на разработку ImagineWebSolutions, но не будем забывать сколько времени утекло с тех пор, когда эта студия поражала воображение пользователей продвинутыми и креативными решениями. А сейчас на гора иногда выдаются слишком простенькие дизайны, вроде данного, красно-желтого, безыскусного, без графики, да и по функционалу, даже простейшему — полный атас.

Насколько непохоже на профессиональных разработчиков, когда надпись «По вопросам работы сайта обращайтесь сюда» с активным последним словом просто перезагружает страницу и больше ничего. Куда больше радует каталог продукции, там хоть есть картинки, которые можно порассматривать.

У пользователей ничего не получится узнать про дисконтную систему, на описание которой ведет активная ссылка, а внутри пустое окно. В архиве новостей пылится унылая строчка «Новостей нет». А сайт, между прочим, в прошлом году стряпали…

Сайт торгового центра «Каркара» сразу же бросился в глаза двумя (и единственными) заголовками чего-то-вроде-новостей на титуле — «Летний шопинг» и «Мода на лето 2010». Что примечательно, внутри первой есть фотографии витрин с утепленными мужскими пиджаками и какими-то изделиями из искусственного меха для женщин.

Если обратить свой взор на рубрикатор слева на внутренних страницах, то в рубрике «Мир моды» можно совершенно неожиданно наткнуться на сентенцию «Каждый гражданин нашей республики имеет право на свободу выбора, творчества, языка общения, вероисповедания. Мы же добовляем право свободного выражения своего внутреннего «Я», Бесконечного оптимизма и отличного настроения!». Или на такую: «Когда мужчина при выборе стиля смело идет на эксперементы, можно быть уверенной, что он смел во всем. Стоит только присмотреться…» (орфография и пунктуация бережно сохранены — прим. авт.). Про дизайн, игру шрифтами, их цветом и качество контента еще двух языковых версий разрешите скромно умолчать…

Сайт торгового комплекса «Мерей» сам по себе производит приятное впечатление, но чем глубже в страницы — тем менее понятно зачем так расшвыриваться местом? Масса пустот в колонках, совершенно непонятные ссылки с плашек под номерами 1, 2, 3, все ведущие на одну и ту же главную страницу, невразумительный подход к отображению контента в рубрике «Услуги» — в первых двух объявлениях есть и фото и текст, а остальные своими фотографиями, не сопровожденными никаким текстом, не вызывают ничего кроме тяжелого недоумения: если по надписи на сфотографированных вывесках еще можно понять что это, то узнать где — не представляется возможным. Нет, алматинцы, конечно, могут увидеть и возрадоваться знакомому месту, но вот человеку приезжему или не так давно ставшему жителем Алматы, они ни о чем не скажут.

Шик-блеск по вебу

На самом деле ни один из описанных под этим подзаголовком сайтов не тянет на то, чтобы его так презентовать, но как хочется, чтобы… В общем, попробуем побаловать себя более пристойными образчиками казнетовского веб-искусства.

На сайте известной торговой сети «Рамстор» очень заинтересовала самая меленькая надпись в правом нижнем углу, практически незаметная «Please read our disclaimer and privacy statement». Слово disclaimer — активно. Но, увы, мне так и не удалось узнать, о каком отказе от какой ответственности нас предупреждают создатели сайта или держатели Рамстора…

Внутри сайта есть белые пятна, но достаточно много и конкретной информации, и есть возможность сравнить казахстанский сайт Рамстора с турецким, македонским и азербайджанским.

Еще один бренд, который у всех на слуху, «Мегацентр». В офлайне не редкость услышать: «А где был день рождения ребенка? — В Меге!», «В кино куда пойдем? — В Мегу». И, думаю, не только в Алматы, но и в Астане, Шымкенте, Актобе. Самый ухоженный, с корректными изображениями и грамотными текстами, конечно, алматинский, а остальные, есть подозрение, залиты практически его же контентом, вот по нему и прогуляемся.

Можно скачать MEGAzine — ежемесячный корпоративный журнал ТРЦ MEGA или почитать его онлайн. Есть несколько фоторепортажей с акций, пусть в них от 3 до 10 фото всего, но ведь есть. Не такие уж и старые новости, хотя с изображениями к ним — напряженка. Расписание кино (правда, это ссылка на продвинутый kinopark.kz), явление бонусной карточки Mega Club в сотрудничестве с Homebank.kz, информация обо всех развлекательных точках вроде катка, скалодрома или центра Babylon Magic Park.

Ну и конечно, самое главное: систематизированная страница со ссылками на информацию (телефоны, электронные адреса и представительства в сети, у кого есть) обо всех бутиках, лавках, ресторанах, салонах, отделениях банков и цветочных киосках.

Ну чего еще пользователю надо? Да ничего! С чувством удовлетворения, узнав обо всем, что его интересует, он направится в Мегу. Хотя тот произвол, что царит на языковых версиях — угнетает. Иногда — заголовок на русском, текст — на английском, на казверсии, где не живет юникод, вместо специфических букв казахского алфавита — вопросики…

Сайт ТРК «Маxima» сразу обрадовал яркой шапкой и тем, что я его 11626-й посетитель. В разделе «Шопинг — галерея брендов» — о чудо! — и впрямь понемногу информации, в разделе «Фотогалерея» — прекрасного качества снимки многих уголков Maxima, жаль только, что результаты опроса «Как часто вы посещаете ТРК «Маxima» не показываются проходящим мимо ресурса лицам. И, чисто мое личное мнение, как пользователя — белый шрифт на темном бэкграунде — куда хуже, чем все с точностью до наоборот.

Перейдем в торговый центр Domillion, благо расстояния интернету не помеха. Последний раз к сайту прикасались в 2009-м, не так давно, раз торговый центр был открыт в ноябре 2008 года, однако последняя новость — за май (непонятно абсолютно какого года, кстати).

И интересный факт для размышлений дает опрос (опять-таки, единственный в своем роде) — «Как часто вы ходите к нам?». Из 214 проголосовавших в период с августа 2009-го года, 137 человек, или 64%, ответили «Не хожу вообще». Для сравнения 6,5%  (14 человек) делают покупки в «Домиллионе» каждую неделю. Жаль, что в разделе «Бренды» самих брендов маловато.

Переходим на официальный сайт торговой сети SM market. Пусть всего одно, но голосование. Пусть всего три, и одна на непонятном языке, но описанные на сайте маркетинговые акции. Но самое главное — действующая гостевая книга, где на претензии клиентов, удивительное дело, подробно и обстоятельно отвечает специально обученный человек.

METRO Group — три языковые версии с более-менее совпадающим контентом (в Казнете существует распространенная практика исполнять их в разных вариантах, где преобладает и доминирует лишь одна, максимум две — русская и казахская — версии). Исполнено минималистски — лаконично, зато дельно, без багов и по существу.

Про приставку «недо-»

Торговый комплекс Magnum Cash & Сarry, как гласит «легенда» на сайте, открыл свои двери чуть больше трех лет назад. И вот этот «уникальный магазин, сочетающий ценовые преимущества торговли со склада с комфортом и сервисом розничной торговли в западном стиле» обзавелся своим сайтом.

Если на бреющем полете обогнуть его дизайн, то первым, что бросится в глаза, будет бегущая по шапке, исполненная в трех цветах строка «Мы убиваем цены», которая сама по себе слегка прибивает любого, кто впервые очутился на сайте…

Существует раздел «New!!! Кулинария от Магнум», в нем есть изображение, которое никто не видит ни в каком браузере и… все. Однако, если вы думаете, что есть на что посмотреть в других, более старых разделах, то это — печальное заблуждение…

Хорошо видны только безалкогольные напитки, а особенное издевательство происходит на странице со спиртным, где после вопроса «Магнум» интересуется, исполнилось ли Вам 18 лет? и утвердительного жамканья на пимпочку, перед глазами — снова девственная белизна и отсутствие чего бы то ни было.

На Левобережье Астаны, в ста шагах от Байтерека, расположился уникальный торгово-развлекательный центр «Керуен». На его сайте встречает бодрая музыка, шустрые верблюдики бегут в нижней части титульной страницы. Все остальное укладывается в одну фразу: «флеша много, а контента мало». Из 5 крутящихся лопастей активны и о чем-то говорят всего три, верблюдики тоже безмолвствуют, хотя так и хочется погладить по их горбикам мышкой…

Торгово-развлекательный комплекс «Ажар Центр», что оказалось лично для меня, как алматинки, новостью, имеет два филиала — в Астане и в Алматы. Выбрав алматинский вход, увидела значки аж четырех (традиционные плюс китайская) языковых версий сайта. Не долго думая, кликнула на казахскую версию. Началась загрузка, спустя 20 минут все так и застряло на 14%.

Однако врагу не сдается наш гордый варяг, пардон, обозреватель. Решила попытать счастья со стороны Астаны. Дело пошло куда быстрее, через 15 минут страница прогрузила свою незамысловатую заставку с бегущими мимо вверх облачками (полное ощущение, что находишься где-то в самолете, падающем с максимальной высоты со сверхскоростью вниз, сквозь слои стратосферы), но долгая и непонятная веб-сказка только началась…

Передо мной возникли нижний гозонтальный рубрикатор и верхний, раздел «Мероприятия» внизу открывает вверху подразделы… «Мероприятия» и «Акции». Которые только значатся таковыми. Как белые буквы на черных плашках.

Раздел «Бутики» утолить любознательного клиента тоже вряд ли сумеет. Заявленные «План этажа», «Кинотеатр» и «Контактные сведения бутиков» не кликабельны, а из кликабельных на черно-бело-серой карте местности 29 квадратиков, обозначающих какие-то заведения, отозвались, вывалившись желтым квадратиком побольше сбоку, только два — АТФ-банк, подписанный почему-то Banka и вездесущий «Рамстор».

В общем, лучше один раз увидеть самому, чем сто раз обзор перечитать. Возможно у меня не все в порядке на компьютере с какими-нибудь программными наворотами, с помощью которых этот сайт расцветает невиданным изобилием и содержательностью. Попробуйте, может быть вам улыбнется удача?

Регионы

Как ни странно, но региональные разработчики отнеслись к сайтам ТЦ с гораздо большим тщанием, чем столичные студии.

Круглосуточный гипермаркет европейского образца (как уверяется на сайте) в Актюбинске «Олжа.kz», увы, не дал собой полюбоваться в старом «эксплорере», на помощь пришла Opera. Во всей красе предстала первая страница, заполненная графикой. Два рубрикатора — верхний классический горизонтальный, и нижний, со ссылками на рисунках

Последняя новость от начала октября, совсем неплохо, рубрика с нетрадиционным названием «Жалобы» с просьбой от администрации «в случае непредвиденных неприятностей», писать «пожелания, претензии, стратегии изменения тех или иных событий». Красочный, пусть и не обширный «Каталог лучших цен», в общем, хоть чуточку логичным и деловым и граммулечку креативным подходом порадовали сотрудники данного предприятия и Rifma Group, которой они заказали свой сайт.

На сайте петропавловского АТЦ «Рахмет» — крупные понятные схемы всех четырех этажей. Большие иконки, разумная навигация и почти полное отсутствие контента по товарам…

Здесь мог быть ваш торговый центр…

На www.adem.kz — непонятно чей агрегатор российских новостей. Каким-то бизнесменам для определенных нужд, в том числе и торговых, можно было бы использовать словечко mega (например, www.mega.kz), но имя уже давно перекуплено предприимчивыми дельцами, раскручивающими Мамбу, так что идет переадресация на kiss.kz, ну а там по всем канонам жанра: некий Palermo, 44, Алматы, ищет Парня, Девушку или Пару М+Ж. Или Жанара, 22, Астана, ищет Парня, Девушку, Пару М+Ж, Пару М+М или Пару Ж+Ж… Ну как тут не воскликнуть, вспомнив столетний анекдотец: «Замуж тебе надо, дура! Срочно замуж!».

Неплохой адрес — gross.kz. Учитывая одноименную сеть. Но в первый заход редирект уводил почему-то на www.avto.kz, а позже выдал крупную алую надпись «Домен возможно продается! This domain might be for sale!».

Есть в Алматы торговый центр «Алма». Правда, наиболее подходящий для него домен занят городской социальной сетью блогового образца, буду честна — совершенно пустой. Никак не просвещает пользователя и копирайт на сайте — «© 2008 сделано в студии www» (тройное дабл ю, кстати, активно, но ведет в никуда).

Тех, кого с нами нет

Ну и, по традиции, мартиролог. Находим и снимаем шляпу над теми сайтами, которые были или должны были быть, но сейчас, по неизвестным вашему покорному обозревателю причинам, недоступны.

Центр оптовой торговли «Алтын Алма», бывший алматинский ЦУМ, ныне известный как торговый дом «Зангар», торговый центр «Зере», что неподалеку от него же.

Я уж не говорю о тех, у кого до сих пор нет сайта, хотя они уже построены: например, Prime Plaza Aksai.

***

А ведь какую конфетку, а не сайт (пусть сейчас речь лишь о теоретическом аспекте) можно было бы сварганить для любого из ТРЦ при заинтересованном отношении хозяев к бизнесу!

Какая еще информация настолько предметна и полезна для рядового потребителя? Особенно для самого активного — молодого, который не менее нескольких часов в день проводит в интернете, пользуется различными мессенджерами, блого- или форумными площадками, чтобы делиться своими находками и советами: а вот тут товар качественнее, ассортимент шире, а цены — лучше.

Нет, не понимают пока в Казнете выгоды на перспективу, жалеют средства на то, что обязательно рано или поздно окупится, разумеется, при грамотном и внимательном отношении.

Комментарии