Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

К эффективности — через заказное ПО

О преимуществах использования заказного программного обеспечения.

14 января 2011 13:54, Александр Васильев, Profit.kz
Рубрики: Софт

Министерство индустрии и новых технологий РК прогнозирует ежегодный рост рынка ИT-услуг до 2014 года включительно на уровне 27%. Т.е. рынок ИT-услуг в Казахстане должен вырасти с совокупного объема продаж в 14 млрд. тенге в 2009 году до 58 млрд. тенге в 2014 году. В качестве факторов роста указываются увеличение госинвестиций в отрасль и стимулирование инвестиций со стороны частного бизнеса, а также увеличение казахстанского содержания в расходах на ИT-услуги. Продажи лицензионного программного обеспечения, по прогнозам МИНТ, вырастут с 7 млрд. тенге в 2009 году до 36 млрд. тенге в 2014 году, что соответствует ежегодному росту на 26%.

И, скорее всего, прогнозу суждено сбыться, ведь главная задача ИТ в современных условиях — обеспечивать максимальную эффективность бизнеса, а тут главную роль играют именно ИТ-услуги и ПО. Но и сами информационные технологии при этом должны быть максимально эффективными, ведь в посткризисный период все компании тщательно пересматривают свои ИТ-бюджеты с точки зрения окупаемости инвестиций. Поэтому перед многими крупными компаниями встает вопрос: какое именно программное обеспечение использовать — приобрести готовое или обратиться за разработкой индивидуального?

Главная цель любого прикладного программного обеспечения — создание информационной системы, позволяющей быстро, адекватно и безопасно управлять информацией, необходимой для успешной деятельности предприятий. Высокая скорость получения и полнота информации позволяет бизнесу успешно расти и опережать конкурентов. Если же говорить о госсекторе, точная информация позволяет субъектам государственной власти принимать верные решения во внешнеполитической деятельности, оперативно решать внутренние вопросы социального, политического и экономического характера.

Общеизвестно, что каждое отдельно взятое предприятие имеет уникальный, неповторимый и специфичный только для этого предприятия набор правил работы, технологий производства, базы нормативов, коммуникаций и т.п. Кроме этого, предприятие имеет тесную связь с внешней средой (клиенты и рынки, партнеры и конкуренты, государство, общество) и очень сильно зависит от изменения ее состояния.

«Только индивидуальный подход к каждому предприятию при анализе бизнеса, диагностировании проблем, проектировании, разработке и внедрении программного обеспечения позволяет в десятки раз облегчить и повысить качество выполнения большого ряда функций, примером которых являются планирование, организация, учет и контроль; производство, логистика, распределение, сбыт и т.п. В этом и заключается главная ценность заказного программного обеспечения», — считает Вячеслав Хван, управляющий директор АО «НАТ Казахстан».

Схожей точки зрения придерживается и Нурлан Исин, президент Казахстанской ассоциации IT-компаний: «Компания, специализирующаяся на разработке заказного ПО, каждый раз должна вникать в предметную область клиента. Преимущество здесь в том, что работая в разных предметных областях, компания нарабатывает уникальный опыт».

В целом можно отметить следующие преимущества заказного программного обеспечения. Его внедрение и использование позволяет:

— повысить производительность и результативность труда административно-управленческого и инженерно-технического персонала;
— обеспечить высокое качество товаров и услуг, производимых предприятием;
— снизить себестоимость производства товаров и услуг за счет существенного сокращения издержек на единицу производимой продукции;
— повысить прозрачность процессов, выполняемых на предприятии;
— интегрировать отдельные функциональные блоки предприятия в единый механизм, действующий целенаправленно, слаженно и эффективно;
— повысить эффективность информационного и экономического взаимодействия в плоскостях B2B, B2C, B2G;
— создавать новые виды бизнеса, новую ценность.

При этом результаты использования заказного ПО не заставят себя долго ждать. «Положительный экономический эффект от инвестиций в разработку специального программного обеспечения (соответствующего специфике конкретного предприятия) наступает уже в первые 2–3 месяца после внедрения. Прежде всего, заметны изменения в структуре затрат фонда рабочего времени сотрудников. Удобные ИТ-инструменты, предоставляемые в составе специального программного обеспечения, делают работу сотрудников более быстрой, минимизируют количество допускаемых ошибок и просчетов, и главное — позволяют большую часть рабочего времени посвящать выполнению основных рабочих функций/операций, в ходе которых создается добавленная стоимость, не затрачивая при этом силы и время на выполнение рутинной, но обязательной работы», — рассказывает Вячеслав Хван.

Наблюдения показывают, что период возврата инвестиций в заказное ПО обратно пропорционален сложности рабочих процессов и функций, автоматизируемых в разработанном программном обеспечении. Логика в этом простая: чем выше сложность и нелинейность процессов, тем выше вероятность возникновения ошибок, просчетов, ведущих к низкому качеству или браку производимых товаров и услуг. Поэтому именно в подобных случаях использование специального программного обеспечения — верный путь к преуспеванию, качеству и безошибочности.

«Обозначить четкую универсальную математическую закономерность, по которой можно определить ожидаемый срок возврата инвестиций в разработку и внедрение программного обеспечения под специфику конкретного предприятия — задача с большим количеством неизвестных, — рассуждает управляющий директор АО «НАТ Казахстан». — Это не тот простой случай, когда инвестируя в средства производства, покупая новые станки или оборудование, бизнесмен имеет возможность рассчитать планируемые объемы выпуска продукции, исходя из заявленной производителем мощности оборудования. В каждом конкретном случае, у каждого предприятия, необходимо проводить комплексный анализ всей цепочки добавленной стоимости, выявлять участки непродуктивной и ресурсоемкой работы, диагностировать неэффективно организованные рабочие операции и бесполезные функции, обнаруживать несоответствие уровня профессиональной подготовки персонала. Это и есть ключевые точки, они являются резервами повышения продуктивности персонала и качества выпускаемой продукции».

Определив ключевые точки воздействия, руководитель начинает разрабатывать варианты решений. И здесь необходимо помнить, что информационные системы, программное обеспечение — это полноценные и высокотехнологичные средства производства (наряду со станками, оборудованием и т.п.), применение которых даст необходимый руководителю эффект.

Главная задача менеджмента — снижать себестоимость и повышать качество выпускаемой продукции/услуг. Вячеслав рекомендует руководителям задать себе три простых вопроса, ответив на них максимально честно:

— Сотрудники выполняют работу эффективно?
— Качество выпускаемых товаров/услуг превосходно?
— Прибыль в разрезе двух последних лет выросла?

И если есть хотя бы два отрицательных ответа, профессионалы советуют инвестировать в информационные системы, разрабатывать программное обеспечение, это позволит предприятию стать еще более конкурентоспособным, успешным и прибыльным.

Но тут встает другой вопрос — к кому обратиться с заказом на разработку программного комплекса? «Отечественные ИT-компании, работающие в сфере разработки прикладного ПО, имеют достаточный опыт и способны разрабатывать программные продукты и системы не хуже зарубежных компаний. Однако существующий менталитет ориентироваться на «запад», не видя своих накопившихся возможностей, и ряд других причин привели к тому, что опыт отечественных предприятий сегодня не всегда востребован», — считает Нурлан Исин. Как говорится, нет пророков в своем отечестве. Между тем, в копилке отечественных разработчиков очень много серьезных и интересных проектов национального масштаба.

При этом отечественный разработчик имеет опыт работы в Казахстане и прекрасно представляет себе локальные особенности задач компаний, глубоко понимает специфику деятельности и быстро реагирует на запросы клиента. Только в таких случаях можно создать уникальное, точно подходящее решение для каждого заказчика.

К тому же, участники рынка отмечают, что отечественные компании более трепетно относятся к своей репутации, их специалисты «болеют» проектом. У иностранных же компаний отношение к выполнению обязанностей, как правило, более формальное. Они не боятся провала отдельного проекта, потому что на их «международный бренд» отдельная неудача в Казахстане существенного влияния не окажет.

Нельзя не отметить и вклад отечественных разработчиков в повышение казсодержания. В последнее время все чаще стали подниматься вопросы о доле казахстанского содержания в отечественном ИТ-секторе. Как было отмечено в ходе второго съезда IT-предприятий Казахстана, который прошел в сентябре 2010 года в Астане, за последние 10 лет доля казахстанского содержания в ИT-проектах и ИT-услугах сократилась в 7 раз: с 20% в 2000–2001 годах, до 3% в 2009–2010 годах. Схожая динамика наблюдается как в государственных, так и в частных проектах.

В то же время на отечественном ИТ-рынке наблюдается существенный дисбаланс — в его структуре преобладает доля «железа», на которое приходится около 80% расходов. Идеальным же считается примерно равное, по 33%, распределение долей услуг, «софта» и «железа», что соответствует развитому рынку. Очевидно, что с точки зрения повышения казсодержания наиболее перспективными являются направления ИТ-услуг и разработки программного обеспечения. И что особенно радует, на нашем рынке есть сильные отечественные компании, которые давно и успешно работают в этих сферах, накопив уникальный опыт.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии