Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

«Лоскутный» отечественный софт

Точка зрения «Казахстанской Ассоциации софтверных компаний» на государственные софтверные проекты.

31 января 2007 14:44, Надежда Акулова, Computerworld Казахстан
Рубрики: Софт, Общество

Точка зрения «Казахстанской Ассоциации софтверных компаний» на государственные софтверные проекты.

В реализации программы электронного правительства важную роль играют казахстанские софтверные компании. К ним относятся не только частные фирмы, но предприятия и научно-исследовательские институты при ведомствах, национальных компаниях, университетах, основная деятельность которых заключается в разработке программного обеспечения (ПО). По мнению президента «Казахстанской ассоциации софтверных компаний» (КАСК) Сулейменова Еркина, софтверные компании играют роль не только «рабочих лошадок» электронного правительства и автоматизации госструктур, но и своего рода мини-университетов. Последние взращивают профессиональные кадры у себя в виду острой нехватки отраслевых специалистов, несовершенства соответствующих вузовских программ. «Кроме того, имея тесные партнерские отношения с ведущими мировыми вендорами, казахстанские фирмы и предприятия зачастую являют собой лаборатории самых современных технологий», — считает он. Они основаны на промышленных платформах, новых подходах к проектированию и разработке ПО, современном менеджменте и стандартах качества. Имея опыт разработки информационных систем государственных ведомств, сегодня предприятия-разработчики нацелены на активное участие в обсуждении методологических, концептуальных проблем электронного правительства.

Само понятие электронного правительства в мире имеет множество трактовок, порой достаточно противоречивых. К тому же программные технологии, как и в целом ИТ-отрасль, развиваются столь быстрыми темпами, что соответствующие программы и концепции нуждаются в регулярной корректировке в соответствии с доступностью новых технологических решений. Электронное правительство с точки зрения пользователей — это получение гражданами государственных услуг он-лайн, то есть через сеть интернета. С точки зрения технологий — это, прежде всего, построение мощной интеграционной инфраструктуры (или интеграционной шины), которая позволяет рассматривать правительство как единый организм, а не разрозненную совокупность ведомственных систем. Внутри этой инфраструктуры формируются любые услуги, как отдельных ведомств, так и межведомственные композитные услуги. Доступ потребителей данных услуг осуществляется посредством технологии веб-порталов.

Идея консорциумов

Уровень технологий на данный момент, а именно, сервис-ориентированная архитектура позволяет реализовать интеграционную инфраструктуру. Однако успех этого сложного проекта во многом зависит от консолидации усилий различных ведомств, а также предприятий-подрядчиков. Основной проблемой реализации электронных правительств в различных странах мира, и наша страна при этом не является исключением, является ведомственная обособленность. Это приводит к так называемой «лоскутной» информатизации. «Задача государственных уполномоченных органов в области информатизации — преодолеть ради общего дела эту отчужденность, порой доходящую до враждебности между ведомствами, между фирмами», — говорит по этому поводу Сулейменов Еркин. Естественно, что в одиночку ни одна отечественная компания не способна реализовать проекты такого масштаба, а конкуренция со стороны соседних и других быстроразвивающихся стран нарастает. Исходя из этой теории, ассоциация выдвинула некую идею на конференции «Развитие электронного правительства Республики Казахстан и Казнета» проходившей летом прошлого года в Астане. Идея заключается в создании консорциумов из нескольких компаний для реализации сложных и крупных государственных проектов.

Точка-точка, шина и… свое е-правительство

При реализации концепции электронного правительства в свете построения интеграционной инфраструктуры можно выделить три уровня интеграции информационных систем, которые могут применяться в данном проекте. Первый уровень заключен во взаимодействии «каждый с каждым или точка-точка». Это наиболее простой способ, которому сейчас следуют некоторые ведомства. Несмотря на то, что разработчики здесь отдают предпочтение новой технологии веб-сервисов, этот способ применим для реализации единичных сервисов внутри одного ведомства или нескольких ведомств в рамках концепции «одного окна».

Взаимодействие информационных систем посредством сообщений через интеграционную шину представляет собой второй уровень интеграции. Шина в данном случае играет роль интеллектуального маршрутизатора, при этом становится возможным взаимодействие множества информационных систем различных ведомств. Гражданин будет иметь возможность получать услуги любых ведомств из единой точки входа — веб-портала. В этом процессе высокая роль отводится разработчикам ведомственных систем.

И, наконец, третий уровень — это процессная интеграция. На основе глубокого анализа управленческих процессов всех государственных органов выделяются базовые процессы, на основе которых строится модель — правила построения практически неограниченного числа новых процессов. Данный подход требует высокого уровня аналитики, реинжиниринга функций многих ведомств и серьезной переработки информационных систем. При этом КАСК отмечает, что технологии от веб-сервисов до интеграционной шины и процессной интеграции являются технологиями сегодняшнего дня. Отечественные софтверные компании уже знакомы с ними, готовы их применять и, более того, уже применяют. Например, в Министерстве финансов и Администрации президента РК. «Это дает нам возможность, не оглядываясь на прошлый опыт других стран, двигаться в ногу со временем и строить свое электронное правительство, ориентируясь на день завтрашний», — говорит президент КАСК.

Чиновники и подрядчики объединяйтесь

Президент КАСК считает, что главной движущей силой в развитии софтверной отрасли остается участие наших предприятий в государственных проектах, в работе с нацкомпаниями. Благодаря этому компании повышают свой профессиональный уровень, улучшают свою конкурентоспособность. Также он считает, что сегодня чиновники и подрядчики должны начать совместно решать устоявшиеся проблемы реализации государственных софтверных проектов. Начиная от масштаба электронного правительства или электронного ведомства до ИС подразделений. При совместном решении необходимо учитывать четкое формулирование целей проекта и постановку задачи (ТЗ, формализация требований по международным стандартам). Также необходимо учитывать управление рисками, формализованное описание архитектуры системы, обоснованный и справедливый расчет стоимости реализации. В этот список входит планирование и контроль исполнения задач, и четкие критерии завершения проекта.

Завершая публикацию, уместно привести цитату Еркина Сулейменова: «И вот когда наши софтверные компании и предприятия вместе со своими заказчиками на основе разработок в государственном секторе будут иметь тиражируемые продукты и продаваемые решения, когда отечественные интернет-проекты и коммерческие электронные услуги перейдут границу нашей страны, тогда мы сможем с уверенностью считать себя конкурентоспособной страной».

Комментарии