Следите за новостями

Госорганы зарабатывают «баллы» за свои «виртуальные представительства»

О методике оценки эффективности деятельности госорганов по применению информационных технологий и электронного правительства в Казахстане.

10 декабря 2010 11:55, Ризат Нуршабеков, председатель Комитета связи Министерства связи и информации, Бизнес & Власть
Рубрики: Общество

Одна из «граней» «электронного правительства» — беспрепятственное, но при этом «антикоррупционно-обезличенное» взаимодействие населения и госорганов.

Этому служит не только собственно сам портал e-gov, но и многочисленные сайты министерств и ведомств, качественное наполнение которых — серьезная ответственность и «лицо» властной структуры. Но как определить, не подменяется ли красивым интерфейсом доступность услуг и емкое содержание? Простых и субъективных откликов пользователей тут явно недостаточно. В связи с этим в соответствии с Указом Президента РК от 19 марта 2010 года №954 «О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы» была разработана специальная методика оценки эффективности деятельности госорганов по применению информационных технологий.

Цель этой методики — повысить прозрачность работы госорганов в целом, оптимизировать бизнес-процессы. Специальная рабочая группа станет анализировать сведения, получаемые из всех источников (самого госоргана, его интернет-ресурса, информационных систем электронного документооборота, проверок Министерства связи и информации), на предмет их достоверности путем сопоставления данных. Заключения о результатах оценки, подготовленные Министерством связи и информации, будут направляться в Министерство экономического развития и торговли.

Критерии достаточно строги и охватывают все важнейшие аспекты деятельности госоргана. По каждому определены показатели, в соответствии с которыми выставляется балл с учетом степени значимости того или иного критерия — от 10 до 40. К примеру, 20 баллов министерство получит, если его интернет-ресурс действительно открыт и доступен для общественности.

Данный аспект является очень важным. Нужно отметить, что при составлении ООН международного индекса развития электронных правительств оценивается не только портал «электронного правительства», но и официальные интернет-ресурсы госорганов, особенно таких социально значимых, как Минздрав, Минфин, Минтруда и соцзащиты населения, Минобразования.

Оценка интернет-ресурса предполагает несколько этапов. Проверяется не только их доступность для пользователей в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю (что означает периодический просмотр веб-страниц исследователями), но и «продвижение» сайта в сети интернет. А это предполагает присутствие ссылок в международных поисковых системах (google, yandex, rambler, yahoo, altavista), употребление актуальных словоформ для более легкого поиска.

Естественно, оцениваются полнота, качество и своевременность размещения информации. Чтобы поставить оценку по данному критерию, интернет-ресурс госоргана проверят на соответствие 20 индикаторам, из которых складывается этот показатель: это и наличие информации по исполнению посланий главы государства, и присутствие персональных блогов руководителей госоргана, и наличие информации о деятельности госоргана, его структуре, порядке работы с населением и многое другое.

Особый акцент при проведении оценки сайта делается на соблюдении социально значимых параметров. Под таковыми подразумевается наличие на сайте интерактивных опросов, форумов, интернет-конференций и других средств обратной связи с населением, так как они являются действенным механизмом снижения административных барьеров.

В этом году был запущен пилотный проект по оценке эффективности деятельности госорганов. Пилотными госорганами определены Министерство труда и соцзащиты населения, АРЕМ, акимат Акмолинской области. Министерство связи и информации в течение месяца проводило оценку эффективности деятельности этих госорганов, в том числе оценивало интернет-ресурсы.

Проведенная оценка показала, что у всех госорганов интернет-ресурсы доступны в 24-часовом режиме и достаточно хорошо индексируются в поисковых системах. Однако существует проблема несоответствия информационного наполнения сайтов на государственном и русском языках, а также низкое количество предоставляемых электронных услуг населению и бизнес-сообществу.

Между тем, несмотря на указанные недостатки, в целом оценка интернет-ресурсов госорганов уже привела к положительным результатам в плане информационного наполнения сайтов госорганов, актуализации информации на них, а также активизации работы госорганов по повышению цитируемости интернет-ресурсов.

Комментарии