Следите за новостями

Цифра дня

269,5 млрд тг составили ИКТ-расходы в компаниях Казахстана в 2016 г.

«Портал» в прозрачность, или зачем правительство в Сети поселилось

Что изменилось за пять лет работы правительства в электронном формате — функционирования портала www.egov.kz.

14 декабря 2010 11:47, Светлана Антончева, Казахстанская Правда
Рубрики: Общество

За пять лет работы правительства в электронном формате — функционирования портала www.egov.kz — изменилось многое: так, экономика вышла на «пик» роста, опустилась на кризисное «дно» и снова возродилась к стабильности. И в это непростое время, когда сложности с бюджетированием «срезали» многие инициативы и расставляли приоритеты по местам, а особо «практичные» ораторы требовали свернуть прежде всего «виртуальные» проекты — мол, какая от них польза? — Глава государства категорично предписал продолжать электронные опыты Кабмина. И, что самое примечательное, эволюционные изменения, подкрепленные финансированием, затронули не только количество и качество предоставляемых сервисов, но и отношение к ним населения. Может, и рано говорить о том, что «привычка недоверия» и психологический барьер преодолены, но прогресс, безусловно, налицо.

Периоды. Задачи. Цены

«Прогрессивным и информационным» — именно таким с помощью «электронного правительства» должен был стать Казахстан, согласно идее, заложенной в первоначальной государственной программе по его формированию. Этот документ был утвержден Указом Президента РК от 10 ноября 2004 года №1471.

Планы были рассчитаны на 2005–2007 годы. А цели ставились самые что ни на есть актуально-антикоррупционно-оптимизационные: улучшение качества и сокращение сроков предоставления госорганами услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к информационным базам их деятельности, а в перспективе с учетом совершенствования административной системы — создание эффективного и оптимального по составу госаппарата.

За сухими установками были скрыты вполне доступные для понимания и благородные задачи по сближению Кабмина с народом — открытости и прозрачности его деятельности, прежде всего для удобства последнего. С другой стороны, ставилась задача… дистанцирования. Но это уже касается категории более мелких клерков, «волею работы» сталкивающихся со «страждущими» в очередях за нужной справкой и с появлением egov избавленных от искушения «облегчить» эти самые страдания незаконным содействием…

В Правительстве выбрали наилучшее средство — всенародное, да что уж там, всепланетное — интернет. Его покорение, а также общегосударственная «виртуализация» и автоматизация услуг были поделены на четыре этапа.

Информационный подразумевал лишь первоначальное присутствие госорганов в Сети: развитие сайтов, публикация статистики и отчетов, в общем, период знакомства. На интерактивной ступени предусматривалась возможность получения различных электронных справок и подачи форм отчетности. А вот более сложный транзакционный этап предполагает возможность осуществления платежей в режиме on-line. Лишь когда Всемирная паутина окажется перенаселенной не только сервисами, но и пользователями оных, которых будет значительно больше, чем апологетов бумажной альтернативы (если она еще останется), и задачи управления станут решаться электронным способом, можно говорить о «наступлении» информационного общества…

Тем не менее, первая программа носила большей частью исключительно инфраструктурный характер, и за три года, потратив 15,6 млрд. тенге, удалось создать лишь базовые компоненты: собственно веб-портал egov, Единую транспортную среду госорганов и систему электронного документооборота, государственные базы данных «Физические лица», «Юридические лица», «Регистр недвижимости», «Адресный регистр» и так далее. То есть интеграция информационных ресурсов и систем органов власти в единый комплекс была достигнута, но действовали эти «предложения» через раз, да и доступ к услугам гражданам и бизнесу был обеспечен далеко не повсеместно. Многие жаловались: мол, чиновники сами себе работу облегчают, а рядовые казахстанцы по-прежнему за нераспространенностью и немалой ценой широкополосного доступа в интернет вынуждены обивать их пороги.

Неудивительно, что по завершении программы, когда поставленные цели признали завышенными, а средства их достижения — не слишком эффективными, возник вопрос: а надо ли продолжать вкладывать в эти проекты правительственные силы, а главное — бюджетные средства? Если учесть, что «инвестиции» были весьма ограничены ввиду кризиса и деньги уж точно было куда потратить, помимо вложений «в Сеть». Однако дальновидность подсказала: надо.

— Надо шире использовать возможности «электронного правительства» и в целом современных технологий в управлении. …Главная его задача — максимальное исключение личных контактов граждан с чиновниками при оказании государственных услуг, — подчеркнул Глава государства, выступая на Антикоррупционном форуме НДП «Нур Отан» в 2008-м.

Таким образом, инициированная Президентом новая программа на 2008–2010 годы «стоила» уже 28,6 млрд. тенге и была, в том числе, нацелена на максимальное использование ранее созданной инфраструктуры. Конечно же, при ее закономерном «наращивании». Так, в декабре 2008-го был введен в промышленную эксплуатацию шлюз «е-правительства», который «обеспечивает безопасную и надежную транзакцию запросов и обращений к ведомственным информационным системам». В том же году в опытную эксплуатацию в пилотной зоне с участием девяти лицензиаров была сдана ИС ГБД «е-лицензирование». В 2009-м в эксплуатацию промышленную введены Система учета разрешительных документов, позволяющая исключить дублирование ввода необходимой информации, и платежный шлюз, цель которого — автоматизация системы безналичной оплаты.

Таким образом, с 2005 по 2009 год в рамках программных планов реализовано 20 проектов. Среди них — Центр дистанционного обучения населения компьютерной грамотности, Казахстанский центр управления доменами (КазНИК), «е-Статистика»,«е-Агрокультура»,«е-Собеседование» Портал был «соединен» с Национальным удостоверяющим центром РК в части сервиса приема обращений и он-лайн-консультирования граждан.

Только за прошлый год посредством egov состоялось более 60 интернет-конференций с руководителями госорганов, активизировалась их блог-платформа, куда поступило более 28 тыс. вопросов от населения и бизнеса. Ведомства стали все активней подключаться к процессу, развивать собственные информационные системы.

С ведомства по «базе»…

К примеру, Министерство труда и социальной защиты оказывает через портал 12 услуг, касающихся пенсионного обеспечения граждан. На базе Государственного центра по выплате пенсий (ГЦВП) внедрена технология организации персонифицированного учета и осуществления пенсионных и страховых выплат с использованием электронной обработки данных.

Работник IT-сферы Сергей Лисицын давно оценил преимущества «е-доступа»:

— В организацию, где я на тот момент работал, пришли специалисты и всем желающим сделали электронную цифровую подпись: установили специальное программное обеспечение, дали пароли. Мне нужна была справка о состоянии своего пенсионного счета, я выбрал нужную услугу из списка, прошел аутентификацию ЭЦП, информация высветилась на экране компьютера — осталось лишь распечатать. Весь процесс занял три минуты.

В настоящее время 6 услуг от МТСЗН (в том числе справку о пенсионных начислениях) можно получить без ЭЦП. Следует заметить, что именно процедура ее получения, мягко говоря, смущала многих потенциальных пользователей egov. Даже специалисты признавались, что она была технически немного сложной для новичков.

— Мы значительно облегчили доступ, исключив в ряде случаев требование электронной цифровой подписи, которая оказалась препятствием для многих, — подтвердила, общаясь с журналистами, заместитель председателя правления инфокоммуникационного холдинга «Зерде» Бикеш Курмангалиева.

Тем временем, по утверждению вице-министра связи и информации Сакена Сарсенова, сейчас пользовательский интерфейс упрощен, а вместе с этим облегчены настройки, необходимые для работы с ЭЦП. Ведомство также инициировало акции по установке подписей пользователям «Мегалайн», госслужащим и сотрудникам национальных компаний. Предполагается, что до 2012 года будут охвачены 850 тыс. человек — 11% экономически активного населения страны.

По линии Министерства финансов, безусловно, одним из ключевых, успешно функ¬ционирующих проектов стало внедрение автоматизированной интегрированной информационной системы «Электронные государственные закупки». Здесь поставщики и заказчики могут находить друг друга, не выходя из офиса и минуя длительные тендерные процедуры, временами провоцирующие коррупционный «эффект». И, надо отметить, особенно с объявлением всеобщей обязанности осуществлять конкурсы методом ценовых предложений в «е-формате» количество участников выросло в несколько раз, а показатели развития самого «е-правительства» резко пошли вверх. Так, согласно Отчету ООН за 2010 год UN Global E-Government Survey 2010 по индексу развития «электронного правительства» Казахстан занял 46-е место из 192 стран — членов Организации, что на 35 позиций выше, чем в 2008 году. По развитости онлайн-услуг мы — 24-е в мире, а по показателю «электронное участие» — 18-е (в 2008 году — 106-е место). При этом наша республика опередила Российскую Федерацию (59) и Украину (54).

…Налоговый комитет Минфина также не отстает в «е-инициативах». В настоящее время через портал можно оплатить более 120 видов налогов и других обязательных платежей в бюджет с помощью веб-приложения «Кабинет налогоплательщика». Отчетность также можно предоставлять через интернет.

Министерством юстиции реализуется 10 «виртуальных» госуслуг (выдача архивных справок о регистрации рождения, заключения и расторжения брака, перемене Ф. И. О., подача заявок на установление отцовства, усыновления/удочерения). До конца текущего года станет доступной подача заявлений на регистрацию брака через интернет. Уже действует порядка 200 «е-лицензий», а справки о наличии или отсутствии недвижимости с 17 мая 2010 года в областных центрах, Астане и Алматы выдаются только в электронном виде, что позволило сократить сроки оказания этой услуги с 3 рабочих дней до 30 минут.

Форсируется интеграция базы данных «Регистр недвижимости» с ИС «Электронный нотариат», то есть автоматизируется регистрация недвижимости. И после посещения нотариуса в скором времени можно будет не обращаться в ЦОН и органы юстиции.

По мнению вице-министра связи и информации Сакена Сарсенова, проведенная гос¬органами работа позволила увеличить число электронных справок в 10 раз. До конца текущего года количество услуг, которые можно получить на портале «е-правительства», в целом предполагается довести до 65 (сейчас их 59). В частности, граждане республики смогут через веб-сайт Министерства внутренних дел оплачивать штрафы за нарушения Правил дорожного движения. Все «виртуальные» чеки легитимны: три месяца назад вступил в силу Закон РК «Об электронном правительстве».

— На своем опыте мы поняли: одно дело создать услуги, другое — добиться, чтобы их начало использовать общество. Популяризация egov рассчитана на то, чтобы до каждого казахстанца донести главный посыл: бумагам и очередям в тех же ЦОНах есть альтернатива. Растет не только количество услуг, но и качество. Психологический барьер можно преодолеть, только наглядно доказывая преимущества «е-сервисов», — констатировала в одном из интервью замглавы «Зерде» Бикеш Курмангалиева.

В МСИ не сомневаются, что электронные услуги со временем станут очень популярными. Впрочем, преимущества предложений egov уже оценили многие, о чем красноречиво свидетельствует статистика: если за весь 2009-й было выдано менее 20 тыс. электронных справок, то на сегодня их 1,3 млн.

Польза как индикатор

«Электронное правительство» действительно доказало, что очередей может не существовать, документы могут готовиться не три недели, а три минуты, а встречу с «ненавистными» тружениками окошек можно заменить нужным окошком, открытым в браузере…

С недавнего времени портал представлен в новом, модернизированном дизайне.

— Мы сгруппировали услуги по категориям, жизненным ситуациям и по госорганам, чтобы было легко найти нужную. Каждая имеет свое описание, где указаны сроки ее предоставления, необходимые документы и так далее. В случае если она уже автоматизирована, то пользователь может получить ее в режиме on-line в считанные минуты, — рассказывал в ходе презентации новшеств вице-министр связи.

Функционал пунктов общественного доступа — инфо-киосков, установленных в ЦОНах и других местах большого скопления людей, также меняется с акцентом на удобство. Определенный комфорт обеспечивает call-центр, работающий с начала 2010 года. Позвонив на номер 1414, пользователь egov может получить консультацию об услугах. Впоследствии в Минсвязи обещают организовывать круглосуточную службу.

— Сложности на пользовательском уровне — это мелочи. Вся система в целом очень даже «продвинутая», например в России такого и близко нет, — уверяет работник IT-сферы Сергей Лисицын.

Казахстан, без малого, — единственная страна на постсоветском пространстве с большой территорией и невысокой плотностью населения, где создана единая инфраструктура «е-правительства» и достаточно активно запускаются сервисы. И нужно заметить, что обычно на это уходит от 10 до 15 лет, а нашей республике хватило пяти.

— Приятно, когда все сделано для того, чтобы посетителю-клиенту было понятно и удобно, — говорят в своих откликах пользователи портала. — И сразу просьба. Примите, пожалуйста, меры к тому, чтобы и сайты других госорганов, особенно местных, повернулись к нам «лицом».

— Нужно также активизировать внедрение в регионах «электронных акиматов», которые будут работать по принципу «одного окна», выдавать все разрешительные документы на строительство и земельные участки, оказывать другие услуги населению и бизнесу, — такое поручение прозвучало и от имени Президента Нурсултана Назарбаева.

Внедрение услуг «е-акимата»  — один из целевых индикаторов Отраслевой программы развития информационных и коммуникационных технологий в РК на 2010–2014 годы, разработанной «в реализацию» ГП форсированного индустриально-инновационного развития.

Итак, в ее рамках «е-правительство» продолжается. В течение пяти лет половина всех социально значимых услуг в стране будет предоставляться через портал.

Комментарии