Следите за новостями

Цифра дня

99% - интернет-проникновение в Астане

Талгат Шандаулов: «В интернете не покупатель идет в магазин, а магазин идет к покупателю»

Интервью с директором АМD Dream Талгатом Шандауловым о перспективах развития интернет-торговли в Казахстане.

2 декабря 2010 12:54, Марьям Бижикеева, Капитал.kz
Рубрики: Рынок, Интернет

Товары в сети предлагают около 100 интернет-магазинов Казахстана. Правда, понятие «родина» для них относительное. Многие магазины, для удобства пользователей из России и Украины, только зарегистрированы в доменных зонах .ru и .ua, а расположены в Казахстане. Как отмечают сами владельцы инет-магазинов, покупатели стран СНГ заметно отличаются друг от друга. Главная черта «характера» отечественных покупателей — осторожность. Не все готовы выкладывать на виртуальный прилавок реальные деньги. А как завести и использовать виртуальные деньги, знает лишь каждый восьмой казахстанец от 22 до 48 лет. О перспективах развития интернет-торговли рассказал представитель рынка — директор АМD Dream Талгат Шандаулов.

Директор АМD Dream Талгат Шандаулов— Вы активный покупатель в интернет-магазине?

— Нет, в интернет-магазинах я покупаю только программное обеспечение, музыку. Все остальное мне нужно пощупать руками. Привычка.

— Какими знаниями, навыками и бюджетом надо обладать, чтобы открыть свой интернет-магазин?

— Начнем с бюджета. Сегодня для открытия своего интернет-магазина нужно две вещи: желание открыть магазин и непосредственно выход в интернет. Сам интернет-магазин можно получить бесплатно, и таких сервисов в сети теперь много. Да, это будет бюджетная версия со стандартным набором возможностей и простеньким дизайном, но главное — там будут реализованы все основные функции для успешного старта. Как только вы зарабатываете первые $15–20,  для вас открывается возможность купить дополнительный функционал для бесплатного магазина. Прошли безвозвратно времена, когда на создание интернет-магазина нужно было тратить тысячи и десятки тысяч долларов.

— Настолько просто? А какие должны быть базовые навыки?

— Что касается знаний и навыков. У нас в стране, насколько я знаю, нет подготовки специалистов в сфере интернет-коммерции. Так что все знания приходится получать тоже из интернета. Благо на сегодня Google и Wiki знают практически все! Если несколько лет назад казахстанский пользователь, не владевший английским языком, мог себе позволить лишь просторы Рунета, то сегодня, с массовым внедрением онлайн-переводчиков, эти границы расширились, практически охватив все пространство доступного интернета. Имея скромные навыки работы с компьютером, пользователь получает доступ к информационному океану, который может дать фундаментальные знания в области астрономии, химии, физики, и уж тем более сможет ответить на вопрос «как открыть свой интернет-магазин». Причем ответов будет великое множество на любой случай, будь то магазин по продаже подгузников или магазин одежды, вам остается прочитать, подумать и сделать свой выбор. Моя идея открыть интернет-магазин продиктована самим временем. На сегодня все больше людей проводят значительное время в сети. При этом они в сети не только работают, но и общаются, знакомятся, учатся, выбирают подарки, покупают товары.

Таким образом, формируется совершенно новый слой потребителей, которые не привязаны географически к своим любимым магазинам, а могут выбрать любой товар, из любой точки мира. Я думаю, в конечном итоге, в интернете будет представлена вся торговля, а кто не сможет или не захочет — тот проиграет.

— Если мерить развитие рынка пятилетками, что на отечественном рынке интернет-магазинов изменилось в лучшую или худшую сторону?

— Казахстанские интернет-магазины, работающие на местную аудиторию, ограничены в темпах роста, нам нужно еще 5 лет активной интернетизации населения, чтобы мы смогли говорить о каких-либо итогах. Единственное, что я могу отметить — магазинов стало больше, и немного подросла аудитория интернета.

— Чем интересна динамика развития рынка?

— Динамика просто сумасшедшая. Рынок интернет-торговли меняется ежедневно. Появляются новые технологии, интересные решения, владельцами интернет-магазинов и разработчиками в борьбе за клиента придумываются какие-то просто невероятные «фишки» и нюансы. Ведь количество интернет-магазинов неуклонно растет, и каждый потребитель в итоге выбирает свой. А вот задача интернет-магазинов как раз заинтересовать своего потребителя и добиться, чтобы он, совершив покупку, вернулся к ним снова.

— Какие города в Казахстане активные и пассивные в плане активности инет-торговли?

— Среди активнейших — Астана, Алматы, Караганда и Шымкент. Пассивными, наверное, можно назвать — Казалинск, Курчатов и Кентау.

— Проблемы рынка инет-магазинов со временем только трансформируются. Например, быстрая доставки товаров.

— В Казахстане же основной проблемой я считаю не проблему доставки, так как она решаема при детальной проработке логистики и технологических схем взаимодействия всех подразделений, а проблему с электронными деньгами. Нет законодательной базы, которая бы регулировала функционирование электронных платежных систем. Про тарифы сотовых операторов при оплате товаров через sms вообще говорить не хочется, просто грабеж. Что касается доставки, то продукты питания в Алматы доставляются в среднем от 30 минут до часа. Такой оперативности добились организации, имеющие на карте города несколько точек реализации. Я думаю, это оптимальное среднее значение — и быстрей доставить — пока не получится. Если речь идет о товарах народного потребления, то оптимальная средняя доставка будет от одного часа до двух, в зависимости от габаритов товара.

— Перспективы?

— В краткосрочной перспективе — переселение интернет-витрин в социальные сети. Так как в интернете не покупатель идет за магазином, а, наоборот, магазин идет туда, где больше потенциальных покупателей. На сегодня насчитывается более полумиллиарда пользователей только в одной соцсети. Причем количество растет невероятно быстрыми темпами. Это огромный рынок. Не воспользоваться этим просто грех и упущение для интернет-торговли.

Комментарии