Следите за новостями

Вроде есть Казнет, только счастья нет

Создание отечественных социальных сетей спонсируют казахстанцы, но есть ли у властей четкая стратегия развития или проект может «вылететь в трубу» вместе с бюджетными деньгами?

24 ноября 2010 13:02, Дарья Максимова, Взгляд
Рубрики: Интернет

Создание отечественных социальных сетей спонсируют казахстанцы. Но есть ли у властей четкая стратегия развития или проект может «вылететь в трубу» вместе с бюджетными деньгами?

Днем рождения Казнета принято считать 19 сентября 1994 года, когда был зарегистрирован домен KZ. За эти годы в национальном сегменте были созданы более 60000 веб-сайтов, 90% из которых почти мгновенно ушли в небытие.

Большинство новых ресурсов сразу же сталкивались с суровой реальностью, ведь число посетителей не превышало количества людей, их создавших.

Ситуация изменилась благодаря популяризации широкополосного доступа в интернет. С тех пор как стало возможно размещать на ресурсах видеоматериалы, львиная доля отечественных популярных сайтов представляет собой порталы для скачивания видеороликов и фильмов. Когда пользователи убедились, что на внутренних ресурсах скорость выше, чем на внешних, никого и не пришлось агитировать качать в Казнете. Тем более что трафик здесь оказался дешевле.

На сегодняшний день в Казнете действуют чуть более шести тысяч ресурсов. Большинство из них - так называемые сайты-визитки. Бизнес-проекты, приносящие реальный доход их владельцам, можно пересчитать по пальцам.

Миллионы в Сеть

Успехи Рунета не дают покоя казахстанским властям. Желание создать в интернете подобное, только под доменом KZ, прослеживается во всем, начиная с телепрограмм (есть даже казахстанская версия «Дома-2» под собственным названием) до местных социальных сетей.

Так, в структуре Министерства информации и связи было создано АО «Казконтент». На содержание этой компании в текущем году только по статье «Государственные закупки» были выделены 145,5 млн. тенге, согласно годовому плану госзакупок от 23 декабря 2009 года, опубликованному на сайте компании.

Отметим, что «Казконтент» реализует такие проекты, как социальная сеть Ilike, видеопортал kaztube, новостной ресурс bnews. На развитие Ilike в этом году выделили 44 млн тенге. Ресурс существует около года на бюджетные средства, но до сих пор популярности среди казахстанских пользователей не имеет. Всего на сайте их зарегистрировано около 800, из которых активных не больше 30 человек.

Планов громадье

Любопытно, что в стратегии развития АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» на период 2011–2020 гг. расписаны ожидаемые результаты. Так, на первом этапе (2011–2012 гг.) запланированы развитие и поддержка до 45 социально важных и популярных интернет-проектов образовательного, информационно-новостного, развлекательного характера. Что касается развития и продвижения интернет-ресурсов АО «Казконтент», то в стратегии приводятся цифры, предполагающие рост пользователей. В частности, количество ежедневных посещений информационно-аналитического портала bnews.kz предполагается на уровне восьми тысяч пользователей, видеопортала kaztube.kz — 12000 человек, развлекательного портала Ilike.kz — 25000 человек. К 2020 году эти пока перспективные цифры должны многократно вырасти. К примеру, портал Ilike.kz через десять лет, по расчетам его владельцев, ежедневно будут посещать 250 тысяч пользователей.

Что же касается бюджетной поддержки, то в стратегии она не предусмотрена. Планируются получение прибыли от интернет-проектов и развитие ресурсов именно на эти средства. Ожидаемый рост доходов начинается с 5,1 млрд. тенге в 2011 году и доходит до 6,9 млрд. тенге в 2020-м.

Копия всегда бледнее оригинала

Казахстанские социальные сети российским пока не конкуренты. Число отечественных пользователей интернета увеличивается с каждым годом, но родные ресурсы до сих пор в аутсайдерах.

Сегодня практически каждый интернет-пользователь живет своей виртуальной жизнью. В отличие от реала там он лепит себя своими руками, делает таким, каким хочет быть или казаться. Этот мир — красивый, добрый, там только друзья.

По информации исследовательской компании ICT-Marketing, каждый третий казахстанец пользуется интернетом. К концу 2009 года количество пользователей в РК составляло 3,16 млн. человек (или 19,8%  населения). Сегодня эта цифра естественным образом выросла, учитывая, что за прошлый год, по данным компании, рост числа пользователей составил 30%.

Интернет-ресурсов, на которых виртуальная жизнь бьет ключом, — великое множество, и казахстанский сегмент — не исключение. Здесь также создаются соцсети, но почему-то популярностью среди отечественных пользователей они не особо пользуются. Большинство отдает предпочтение российским ресурсам, поэтому у многих время от времени возникает идея создания соцсети на казахстанском интернет-пространстве. Но можем ли мы сформировать ресурс, отличающийся от российских, который будет интересен пользователям и иметь значительные преимущества перед конкурентами?

Глава АИС РК Куанышбек Есекеев в режиме одной online-конференции заметил, что первые социальные сети — «Одноклассники», «Мой мир», которые ассоциируются у нас со школой, вузом, — уже привлекли аудиторию.

Выходит, казахстанская соцсеть не должна копировать эти ресурсы. Многие эксперты утверждают, что необходимо создать интеграционную платформу. Допустим, человек пользуется несколькими сетями — facebook, «Мой мир» и другими. А казахстанский сайт сосредоточит все в одном месте, выводя своих друзей с «Одноклассников» и facebook на одну страничку.

Однако прародитель Казнета Александр Ляхов считает, что создание единого интерфейса конкурентам, естественно, не понравится. Поэтому такие инициативы наталкиваются на сопротивление.

Попыток создания казахстанской социальной сети в стране тоже было немало. Так, в 2008 году успех прогнозировали сетям: vmire.kz, ludi.kz, kontaktta.net, liveinternet.kz. Сегодня некоторые из этих сайтов не открываются, а те, куда еще есть доступ, не могут похвастать посещаемостью. Комментарии пользователей на ресурсе двухгодичной давности.

Однако надо отдать должное некоторым отечественным сайтам. Это хорошо знакомый всем «Центр Тяжести», хотя это больше форум, чем социальная сеть, и your vision. Последний также пришелся по нраву казахстанцам. В день портал посещают от семи до девяти тысяч человек. А это значит, что будущее у казахстанских социальных сетей все же есть. Главное, не делать второй «Мой мир», только потому что у нас должно быть все свое, казахстанское. Идеи нужны оригинальные, а не украденные.

Комментарии