Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Е-волюционный держите шаг

2010 год обещает стать серьезным этапом в реализации проекта «электронного правительства», в особенности той его части, что касается предоставления е-услуг.

3 ноября 2010 16:22, Борис Щербаков, Экспресс-К
Рубрики: Общество

2010 год обещает стать серьезным этапом в реализации проекта «электронного правительства», в особенности той его части, что касается предоставления е-услуг. К уже имеющимся 59 госуслугам до конца этого года планируется автоматизировать еще 15.

Ситуация, когда за какой-либо справкой из госучреждения не нужно будет специально ходить, не за горами. Достаточно иметь компьютер и доступ в интернет. «Электронное правительство» активно развивается и совершенствуется. Уже созданы базовые инфраструктурные системы, к которым относятся системообразующие базы данных физических и юридических лиц, а также адресный реестр недвижимости. При этом основное внимание уделяется именно оказанию гражданам электронных услуг.

Среди востребованных государственных услуг можно выделить выдачу справки о зарегистрированных правах на недвижимое имущество физического или юридического лица. За первое полугодие 2010 года выдано 518459 справок, а традиционным способом — 492143. Часто обращаются за справкой о наличии или отсутствии недвижимого имущества: с помощью портала граждане в течение 6 месяцев этого года получили 214129 справок, тогда как традиционный способ предпочли в 465742 случаях. Также в топ-листе  — выдача информации о поступлении и движении средств вкладчика и получение дубликата свидетельства о присвоении социального индивидуального кода.

Разобраться в портале «электронного правительства» несложно. Сейчас государственные услуги на портале www.e-gov.kz сгруппированы по категориям, среди которых есть, например, «Приобретение недвижимости», «Пенсионное обеспечение», «Социальная помощь», «Семейные отношения» и другие. Можно выбрать группировку услуг по жизненным ситуациям, где уже подробно расписаны «Рождение ребенка» и «Приобретение недвижимости».

— Для каждой государственной услуги имеется стандартное описание, содержащее наименование поставщика услуги, адреса, необходимые документы, сроки и форму оказания услуги, — объясняет заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Руслан Енсебаев. — При этом, если форма оказания услуги «автоматизированная» или «частично автоматизированная», пользователь имеет возможность тут же, в считанные минуты, получить эту услугу или сервис.

Например, в категории «Семейные отношения, регистрация актов гражданского состояния» можно ознакомиться с процедурами регистрации и расторжения брака, регистрации усыновления, смены фамилии или установления отцовства. Пока не все они интерактивны, но напротив пункта «Выдача повторных свидетельств или справок о регистрации актов гражданского состояния» есть два значка, говорящие о том, что эту услугу можно оплатить и получить on-line с помощью электронной цифровой подписи. То есть человеку достаточно будет авторизоваться на портале, а также с помощью ЭЦП заказать себе справку. Для того чтобы воспользоваться преимуществами портала в полной мере, лучше выпустить электронную цифровую подпись.

Молодые мамы — одна из тех категорий населения, для которых особенно важно иметь виртуальный доступ к различным услугам.

— Еще будучи беременной, я узнала о портале и зарегистрировалась на нем, — рассказывает Наталья Жирова, которая сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком. — И теперь я могу получать информацию о последнем поступлении пособий по уходу за ребенком, не выходя из дома. Мне не нужно идти куда-либо или звонить в банк и тратить свое время. Для этого даже не нужна электронная подпись, но я все равно собираюсь обзавестись ею в ближайшее время.

Кстати, с помощью ЭЦП можно также получить информацию о назначении или отказе в назначении пособий на рождение ребенка. Эта услуга — одна из немногих, которые будут полностью автоматизированы. Без ЭЦП возможно также получать информацию о назначении соцпособия по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту и других специальных пособий.

Планируется, что до конца года будет внедрено еще 15 электронных госуслуг. Среди них и одна из самых ожидаемых автовладельцами — возможность оплаты административных штрафов дорожной полиции, а также государственная регистрация юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства. Всего же в сентябре в республике оказано 669000 электронных услуг, а до декабря этот показатель вырастет до 1424 миллиона. При этом количество электронных лицензиаров увеличат с 9 до 20.

Стараются не отставать по части предоставления е-услуг и акиматы, которые к концу 2010 года будут оказывать 20 электронных услуг. К 2012 году «электронный акимат» должен быть внедрен в 10 регионах, а к 2014 году будет охвачена вся республика. К примеру, на сайте алматинского акимата любой зарегистрированный посетитель может подать жалобу в управления образования, пассажирского транспорта или здравоохранения. Результат рассмотрения будет прислан по электронной почте. Также предоставлена возможность зарегистрироваться на «Бирже труда» или подать обращение об оказании единовременной материальной помощи. Скоро станут доступными назначение адресной социальной помощи, проведение государственной экологической экспертизы, размещение офиса в жилом доме, получение разрешения на открытие торговой точки, постановка на учет и очередность граждан, нуждающихся в жилье из государственного жилищного фонда.

К 2014 году в рамках «электронного правительства» в виртуальную форму планируется перевести не менее 50 процентов госуслуг. И видя, какими темпами развиваются технологии, эта задача не кажется нереальной.

Комментарии