Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

От традиционных услуг — к инновационным сервисам

Интервью с Маратом Абдилдабековым, главным директором по информационным технологиям АО «Казахтелеком», о развитии новых услуг компании.

28 октября 2010 16:06, Виктория Роденкова, Капитал.kz
Рубрики: Бизнес, Связь

Будет ли в Казахстане безлимитный интернет, войдет ли мобильная связь четвертой составляющей в xPlay, когда компаниям станет выгодно отдавать всю IT-структуру на аутсорсинг, что популярнее — Co-location или Dedicated? О сложных вещах можно говорить просто и интересно. В этом «Капитал.kz» убедился, побеседовав с Маратом Абдилдабековым, главным директором по информационным технологиям АО «Казахтелеком».

Марат Абдилдабеков, главный директор по информационным технологиям АО «Казахтелеком»— Еще 5 лет назад технология ADSL-доступа была очень востребованной, бренд «Мегалайн» для многих даже ассоциировался с самим понятием интернета. Но сейчас, с появлением разных приложений, которые требуют более широкой полосы, необходимы другие скорости последней мили. Расскажите о том, как компания внедряет технологии на основе FTTH-доступа.

— Общий тренд такой — разнообразие и объем контента растут семимильными шагами. Мультимедийный контент, онлайн-вещание, ТВ-вещание в интернете, то, о чем сейчас заговорил Google, — все эти решения очень требовательны к высокой скорости, поэтому сегодня можно констатировать, что решения класса DLS постепенно становятся решениями вчерашнего дня. Компания ориентировалась на DSL в силу инвестиционных возможностей, потому что использовались проводные решения, которые в компании уже были проложены, фактически на существующих решениях мы давали интернет по технологии DSL. Это помогло в целом увеличить количество абонентов интернета, дать импульс к развитию Казнета, однако на сегодня приходится констатировать, что технологии DSL постепенно уступают место технологиям, которые обеспечивают более широкие скорости. Это FTTH (Fiber To The Home) — решение, которое доводит оптическое волокно до жилых массивов, до домов, конкретно до квартир. Эти решения позволяют давать клиенту ту скорость, которая полностью покрывает его запросы как с точки зрения потребности в отношении контента, так и в целом возможностей максимального использования решений для передачи данных. Компания готовит соответствующую программу развития FTTH-решений приоритетно в городах и областных центрах, а это требует существенных инвестиций.

Эти технологии дадут огромный толчок к развитию интернета в Казахстане, контента, как внутреннего, так и возможностей потребления внешнего контента, поэтому нынешний менеджмент компании четко осознает, что за этим направлением будущее, проект достаточно серьезный и очень важный для нашей компании. Реализация данного проекта позволит компенсировать потерю дохода от традиционных услуг за счет увеличения доходов, с другой стороны, это подстегнет развитие экономики государства в целом, потому что возможности интернета, вопросы инфраструктуры, транспорта, скоростей являются определяющими в развитии новых видов сервисов и услуг в рамках государственной программы е-правительства. Мы считаем, что этот проект для компании очень важный, и в ближайшее время мы предполагаем усилить нашу активность в увеличении скоростей доступа по технологии оптического волокна.

— А могут ли пользователи интернета от «Казахтелекома» в ближайшей или среднесрочной перспективе рассчитывать на безлимитный интернет без падения скорости доступа на внешние ресурсы после достижения порогового значения трафика? Даже учитывая то, что по тарифному плану он очень большой — 40 Гб?

— Да, мы идем к безлимитному интернету, как и весь мир. Есть такое понятие как «перегрев сети». Этого допускать нельзя. То есть если сейчас, на данном этапе мы объявим тотальный безлимит, то мы просто можем оказаться несостоятельными технически. Пока спрос превышает возможности. Мы расширяем каналы, магистрали, но все это непростые задачи, это большая работа. Мы проводим upgrade всех наших систем, внедряем новые биллинговые системы, автоматизированные системы взаимоотношений с клиентами. Этот процесс бурлит внутри компании и находится на достаточно неплохом уровне. Но объем контента растет, мир становится мультимедийным, мы видим, что крупные интернет-компании уже переходят в вещательный режим, а это требует увеличения скорости. Наша задача — максимально успевать за спросом, за этими трендами, предложениями, вот почему мы сейчас и активизируем работу по внедрению технологий FTTH. Это будет для компании своеобразный выход из постоянного состояния бега. Здесь вопросы безлимитного интернета очень важны, мы понимаем, что клиент становится требовательнее, ему не нравятся ограничения, пороги. Возможно, это наша ахиллесова пята, но мы делаем все и с технической точки зрения, и с точки зрения модернизации, чтобы идти в сторону безлимитного интернета для нашего клиента и увеличения скорости. Эта задача актуальна для компании.

— Насколько активно компания планирует внедрять технологии предоставления пакетных услуг Triple Play? Можно ли назвать предоставление пакетных услуг — тенденцией будущего?

— Мы сейчас как раз позиционируем себя как компания, предоставляющая услуги Triple Play. Это собственные услуги телефонии, объем доходов от которой существенно падает, потому что есть замещение — Skype и другие технологии, услуги передачи данных и доступа в интернет, а также услуги ТВ. Таким образом, мы говорим о трех базовых, ключевых услугах для конкретного клиента из одной розетки. Сегодня «Казахтелеком» эти услуги уже предоставляет.

В перспективе предполагается, что будет четвертая составляющая — мобильная связь. Мы прорабатываем с нашей дочерней компанией «Алтел» возможность предоставления услуг клиенту с мобильным номером, или мобильную услугу в числе X Play.

Для того, чтобы все это работало слаженно и качественно, необходима очень четкая и непрерывная работа всех систем. В первую очередь, это сетевые решения, и во вторую — информационная система. Компания внедрила биллинговую систему Amdocs — это решение очень высокого класса, которое позволит обеспечивать возможности пакетизации услуг, когда клиент может фактически сформировать себе услугу.

«Казахтелеком» в рамках реализации концепции Triple Play находится в очень активной фазе, и компания активно изучат возможности предоставления услуг Quadro Play, когда сотовая составляющая станет частью услуг для клиентов от компании «Казахтелеком».

— Ведутся ли переговоры с  GSM-операторами или пока речь идет только о технологии CDMA?

— Это вопрос перспективы и зависит от доброй воли GSM-операторов и «Казахтелекома». На сегодняшний день, учитывая тот факт, что «Алтел» — стопроцентная «дочка» «Казахтелекома», все-таки проще и спокойнее договариваться именно с ними, чем с другими операторами.

— АО «Казахтелеком» сейчас занимает ведущее положение на рынке хостинга?

— Да, мы номер один. Причем мы продаем услуги хостинга дешевле, чем хостинговые компании России. Одна из причин — мы предоставляли услуги хостинга со слоганом «Дома лучше, возвращайтесь домой!», потому что фактически большая часть наших компаний получала хостинг в России. Сделав услугу более дешевой, может быть, где-то даже чуть ниже себестоимости, мы вернули компании, которые размещались в России, в Казахстан.

— Недавно в Актау был открыт десятый дата-центр. И какая из услуг дата-центров (ID Shared, ID VPS, ID Place, ID Server) пользуется на данном этапе наибольшим спросом?

— История создания дата-центров имеет для «Казахтелекома» определенные вехи. Когда мы думали о том, нужно ли нам заниматься дата-центрами или, возможно, в этом нет необходимости, конечно, одним из ключевых факторов стал тот факт, что буквально несколько лет назад наши клиенты в основном посещали ресурсы, которые располагались в дата-центрах других стран. Соотношение было очень тяжелым для нас: порядка 10–15% приходилось на казахстанские ресурсы и 85–90%  — на зарубежные, в первую очередь, конечно, на Рунет. Многие казахстанские интернет-компании пользовались услугами хостинга, то есть размещали свои сайты, порталы, интернет-решения в дата-центрах России и других стран. Для нашей компании это было крайне невыгодно, мы всегда были заложниками необходимости увеличения внешних каналов «Казахтелекома» для того, чтобы клиент мог приемлемо, с нормальной скоростью открывать те или иные ресурсы, которые находились не в нашей стране. Доля платежей компании за эти каналы весьма существенна.

Сегодня «Казахтелеком» имеет общую скорость на внешних каналах 29 Гб и платит за это немалые деньги. Если бы мы не предприняли определенных шагов, в первую очередь я имею в виду строительство дата-центров, то мы были бы заложниками ситуации, когда внешние каналы должны были расти постоянно. Поэтому в свое время решение строить дата-центры и размещать там ресурсы контентных компаний, интернет-компаний было принято. Таким образом, мы простимулировали развитие Казнета и дали возможность размещать ресурсы как казахстанским компаниям, так теперь уже потенциально и зарубежным компаниям в Казахстане. Это существенно сняло напряженность в части внешних каналов.

Мы сейчас не увеличиваем внешние каналы, как это было раньше, на сегодня можно констатировать, что внутренний трафик мегалайнеров составляет порядка 65–70%, то есть налицо кардинальное изменение ситуации.

Утилизация ресурсов дата-центров в Алматы была обеспечена буквально за 6–7 месяцев, в Астане чуть больше — 8–9 месяцев. Сейчас активно заполняются ресурсы дата-центров в регионах.

Популярны на сегодняшний день, в первую очередь, традиционные услуги дата-центров, это, конечно же, хостинг. По free хостингу у нас уже более 10 тыс. клиентов, зарегистрированных клиентов на ID Host более 6 тыс.

Наиболее доходными для компании являются услуги Co-location — предоставление стойко-мест для серверов клиента, Dedicated server — предоставление наших серверов по требованию клиента. При этом надо отметить, что все эти услуги не требуют присутствия клиента в наших сервис-центрах, клиент все делает удаленно, и весь процесс полностью автоматизирован, включая необходимость платежей. У нас работает автоматизированная система Parallels, и есть договор оферты. Наши специалисты обеспечивают администрирование всех серверов и бесперебойную работу интернет-ресурсов 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. То есть это является бизнесом для компании.

— Как в компании планируют использовать потенциал дата-центров?

— Если говорить о дальнейшем развитии дата-центров, можно отметить, что новым трендом в их развитии становятся облачные вычисления, то, о чем сейчас все говорят очень активно, так называемый cloud computing. Первые элементы cloud computing - это предоставление SааS-услуг (software-as-a-service, программное обеспечение как услуга). Раньше они позиционировались как ASP-услуги, еще одной составляющей cloud computing являются IT SааS-услуги — информационные технологии как аутсорсинг. То есть появляется возможность предоставлять платформу как услугу. Это новый тренд, здесь никто далеко не ушел. На Западе эти услуги тоже только начинают развиваться. Очень многое в данном вопросе зависит от рынка и от его готовности размещать свои ресурсы, свои системы — это могут быть бухгалтерские системы, системы класса CRM, системы управления предприятием. Очень важно, чтобы клиент понимал, что он готов размещать эти ресурсы в дата-центрах. Этот комплекс, когда клиент не доверяет свою информацию чужим дата-центрам, гермозонам — это то, что нам придется переломить. Ведь клиент экономит на этом существенные средства. Для телеком-операторов и для тех, кто работает на рынке дата-центров, это новое направление в бизнесе и такой путь нам предстоит пройти. Фактически сегодня «Казахтелеком» — компания, которая формирует этот бизнес, рынок дата-центров, и является, по сути, пионером, предлагая первые SааS-услуги.

Некое дальнейшее развитие интернет дата-центров от традиционных услуг к услугам более высокого класса — путь, который предстоит пройти компании в ближайшее время, и мы четко себе это представляем и осознаем, как мы будем это делать.

К чему должны привести дата-центры в идеале? Корпорации, а в принципе и МСБ, отдают все свое IT, автоматизацию систем, решений компаниям, которые предоставляют услуги cloud computing дата-центров. Это фактически IT-аутсорсинг. Представители МСБ могут больше не держать IT-структуру, будет достаточно одного координирующего IT-менеджера, все остальное находится на аутсорсинге, например у «Казахтелекома». Это фактически и сеть, если она там есть, локальная, корпоративная, различные информационные приложения, системы, которые обеспечивают автоматизацию, это и системы безопасности — то есть весь комплекс, который мы называем IT-решениями. Они в полном объеме могут находиться на аутсорсинге. Это конечная остановка с точки зрения идеальной работы дата-центра — предоставление информационных технологий для конкретного клиента полностью от одной компании. Вот к чему мы должны прийти, но этот путь может оказаться непростым, потому что формирование рынка и готовность рынка является в данном вопросе существенным.

Мы имеем намерение построить на севере страны большой дата-центр, чтобы можно было предоставлять казахстанские услуги дата-центров для российских компаний.

То есть дата-центры когда-то переломили для нас ситуацию по трафику, в перспективе, когда придут услуги cloud computing, мы рассчитываем, что этот проект получит новый виток своего развития.

На Западе МСБ уже предпочитает аутсорсинг IT. У нас несколько другой менталитет, но в любом случае, спустя время, тренды, существующие во всем мире, будут актуальны и у нас. Клиенты созреют и поймут, что нет смысла держать большой штат IT, когда можно все это отдать как услугу на аутсорсинг, экономить, понимая, что все это будет доступно и будет работать. Мы к этому придем. Предполагаю, что через 3–4 года будет активный рост услуг cloud computing на всем постсоветском пространстве.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии