Следите за новостями

Нал или безнал?

Развитие интернет-банкинга и интернет-трейдинга в Казахстане.

28 октября 2010 16:04, Вероника Сабитова, Капитал.kz

Финансовые потоки в интернете.

Одни из самых развивающихся финансовых направлений в глобальной сети в Казахстане — это интернет-банкинг и интернет-трейдинг. Хотя происходит это не особенно быстрыми темпами. По мнению управляющего директора АО «Kaspi Bank» Павла Миронова, действительность отражают данные опроса, проведенного недавно финансовым порталом Profinance.kz, который показал, что 25,9%  респондентов никогда не пользовались услугами интернет-банкинга, а 22,2%  опрошенных казахстанцев даже не имеют представления об этой услуге.

Однако банки уже сегодня предоставляют клиентам самый широкий спектр услуг интернет-банкинга. Дистанционная система обслуживания позволяет пользователям применять обширный спектр банковских сервисов, включая информационные услуги, транзакционные услуги, межбанковские переводные операции в национальной и иностранной валютах, переводы между своими счетами, в том числе и с конвертацией в разные виды валют, возможность осуществлять различные платежи за услуги торгово-сервисных предприятий республиканского и местного значения.

Несмотря на относительно скромное число пользователей интернет-банкинга, участники рынка рассчитывают на значительный его рост в ближайшем будущем. «На данный момент порядка 11 тысяч клиентов обслуживаются дистанционно, но у нас достаточно оптимистичные планы. Мы надеемся, что 2011 год принесет нам пополнение в 20000 новых пользователей», — рассказывает Станислав Сяткин, директор департамента процессингового центра АО «Альянс Банк». По данным эксперта, сейчас наибольшей популярностью пользуется система дистанционного банковского обслуживания физических лиц. «Этому есть пара причин, во-первых, возможность обслуживаться дистанционно юридическим лицам была предоставлена совсем недавно, в начале лета этого года, во-вторых, наш банк очень долго развивал именно розничный бизнес, что, конечно же, создало все предпосылки для формирования большей доли физических лиц в клиентской базе Альянс Банка», — поясняет ситуацию Станислав Сяткин.

В будущем здесь планируют вывести практически все операции на дистанционное обслуживание. «Что касается перспектив развития качественной составляющей дистанционного банковского обслуживания, можно сказать, что стратегия проста — мы должны сделать так, чтобы наш клиент вообще не посещал отделения банка, все банковские сервисы, которые требуются клиенту, должны быть доступны дистанционно», — считает эксперт АО «Альянс Банк». По мнению специалистов банка, сегодня не стоит рассматривать интернет-банкинг в отдельности от прочих каналов дистанционного обслуживания, так как необходимо использование всех возможных каналов коммуникации с клиентами банка, в том числе и мобильных технологий.

В АО «Kaspi Bank» также признают необходимость развития интернет-банкинга, считая, что на сегодня в нем заинтересованы не менее 1 млн. человек. Однако здесь считают, что физический контакт с клиентами не потеряет своей актуальности и в будущем. «Помните, когда появились каталоги, все говорили, что магазины больше не нужны — и когда появился интернет — то же самое. Но магазины существуют и продолжают открываться! То есть все равно все приходят к тому, что специальные помещения для обслуживания клиентов нужны. Поэтому интернет и другие связи коммуникации с нашими клиентами мы будем рассматривать как важное дополнение для удобства, но розничный банк без широкой сети отделений в долгосрочной перспективе развивать очень сложно», — считает Павел Миронов. Поэтому здесь больший упор планируют делать на развитие розничной сети. «Когда дело касается достаточно больших сумм денег, казахстанцы предпочитают видеть лицо кассира банка, которому из рук в руки можно передать наличность. Пока с человеком нам всем привычнее иметь дело, чем с техническим аппаратом», — полагает управляющий директор АО «Kaspi Bank».

Рассуждая на тему сложностей и перспектив развития интернет-банкинга, Станислав Сяткин обращает внимание на то, что основа дистанционного банковского обслуживания — это инфраструктура, в первую очередь, телекоммуникационная и техническая, и дальнейшие факторы развития именно в данном направлении основаны на культуре использования банковских услуг и сервисов. «В последнее время мы наблюдаем усиление проникновения телекоммуникационной составляющей в Казахстане. Вместе с этим ширится и видоизменяется банковская сеть. Фактически расширение банковского присутствия основано, прежде всего, на телекоммуникациях. В свою очередь, именно присутствие банков в регионах формирует банковскую культуру. Итого имеем два основных фактора развития дистанционного банковского обслуживания: доступность телекоммуникаций и проникновение банковской культуры», — поясняет эксперт АО «Альянс Банк». К положительным трендам в этом направлении г-н Сяткин относит то, что средства связи становятся все более доступными, а банки реализуют свои программы по привлечению все новых клиентов из различных сегментов.

«Но мы считаем, что можно двигаться гораздо быстрее, и именно поэтому в основе наших новых идей лежит использование мобильной связи, проникновение которой сейчас составляет до 80% по всей стране. Сегодня уже однозначно можно сказать, что будущее дистанционного банковского обслуживания — в активном использовании сотовой связи, тому есть четкие предпосылки, а именно: готовность коммуникационной составляющей и стабильная культура ее использования. Ожидайте банк в вашем сотовом телефоне», — прогнозирует Станислав Сяткин.

Интернет-трейдинг развивается более скромными темпами, так как сам казахстанский фондовый рынок все еще в начале пути. В числе проблем этого сектора эксперты указывают низкую ликвидность, минимальное количество финансовых инструментов (7 ликвидных инструментов), неразвитую инфраструктуру и многое другое. Однако, как отмечает начальник управления трейдинга ФК «Real invest» Сергей Дон, очевидны и позитивные моменты. «Интернет-трейдинг во многом упростил и усовершенствовал процесс покупки и продажи ценных бумаг, сделал его оперативным, глобальным и доступным. Любой желающий может покупать тот или иной актив, торгующийся на бирже, непосредственно из своего торгового терминала, отдавая приказы через интернет, — поясняет Сергей Дон. — Сегодня это один из самых распространенных и удобных способов брокерского обслуживания на рынке ценных бумаг. Это способ самостоятельного совершения сделок на биржевой площадке с использованием защищенного канала связи и специального программного обеспечения».

В числе преимуществ проведения сделок посредством интернет-трейдинга эксперт отмечает доступ к актуальным данным по биржевым котировкам, что позволяет моментально принимать решение; доступ к торгам из любого места, где есть интернет; самостоятельность в принятии инвестиционного решения и отсутствие необходимости постоянно контактировать с сотрудниками брокерской компании; высокий уровень оперативности совершения операций в результате моментального поступления заявок на куплю-продажу финансовых инструментов в торговую систему; постоянный доступ к информации о состоянии личного счета и доступных для совершения торговых операций свободных денежных средствах; возможность получить дополнительный источник заработка, размер которого напрямую зависит от аналитических способностей и предпринимательской интуиции инвестора, и возможность для инвестора полностью контролировать все операции в режиме on-line.

Комментарии