Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Интервью с главой представительства Hewlett-Packard в Казахстане

Интервью с директором представительства Hewlett-Packard в Казахстане и Кыргызстане Муратом Нургали о развитии IT-индустрии в Казахстане.

16 февраля 2007 14:22, Карим Токтабаев, Деловой Казахстан
Рубрики: Бизнес

Компания Hewlett-Packard в прошлом году отметила выпуск 100-миллионного лазерного принтера. За двадцать с небольшим лет некогда революционная технология лазерной печати стала неотъемлемым атрибутом нашей повседневной жизни. Впрочем, HP известна не только своими принтерами. Компания разрабатывает решения для дома, бизнеса, корпоративного сектора, а также обладает солидной исследовательской лабораторией. Начавшая свой путь в гараже одного из основателей, НР на сегодняшний день входит в список самых успешных и влиятельных компаний в мире.

Сегодня своим видением развития IT-индустрии в Казахстане, а также некоторыми аспектами истории развития HP в стране с нами поделился директор представительства Hewlett-Packard в Казахстане и Кыргызстане Мурат Нургали.

Представительство Hewlett-Packard работает на рынке Казахстана уже 8 лет. С чего все начиналось? Как за это время изменилась сама компания (в Казахстане)? Как изменилась казахстанская IT-индустрия за эти годы?

— Hewlett-Packard на территории Казахстана работает давно — еще до открытия офиса, с начала 90-х годов. Тогда компания вела свою деятельность через локальных партнеров. Я как раз работал в одной из партнерских компаний.

В 1995 году был подписан первый дистрибьюторский контракт, один из первых с казахстанскими партнерами. Первые проекты реализовывались в то время на территории Казахстана и Кыргызстана по линии Министерства образования. Постепенно с ростом потребностей в современных решениях деятельность компании приобретала все большую значимость и масштабность. Так, в 1999 году, выиграв государственный тендер, HP осуществила первый, по сути, крупный проект — модернизация Казначейства. Данный проект совпал с открытием представительства HP в Казахстане.

Все начиналось довольно скромно: в первое время работали 2 человека, потом — 4. Сейчас работают около 50 человек. В настоящее время мы представлены в нескольких городах Казахстана: Астане, Алматы, Атырау, также мы работаем еще и в Кыргызстане.

HP является одним из мировых лидеров IT-индустрии, в том числе и в Казахстане. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития нашего рынка информационных технологий, особенно в секторе аппаратного обеспечения?

— Считаю, что работы много и перспективы развития весьма обширные. Несмотря на небольшую плотность населения, обширная территория страны требует быстрого развития ИКТ (информационных и коммуникационных технологий). HP постоянно разрабатывает новые технологии, увеличивая качественный уровень сервиса и поддержки и содействуя, таким образом, росту IT-рынка в Казахстане.

Особое внимание мы уделяем обучению наших партнеров, заказчиков и других местных компаний, а также стараемся своими силами оказывать различную поддержку всем тем, кто заинтересован в развитии IT. Так, например, на 75-летие КазНТУ мы подарили целый комплекс оборудования и программного обеспечения.

Hewlett-Packard является одним из главных партнеров Alatau IT City наряду с Siemens, Cisco, «Казахтелеком» и другими. Какова ваша роль в развитии технопарка?

— Мы одни из первых подписали меморандум о сотрудничестве. Несомненно, создание технопарков — ключевой показатель роста IT-бизнеса. И мы это всячески приветствуем. Другое дело, как это будет работать. Необходимо еще вдохнуть жизнь в этот проект. И в этом плане очень много вопросов.

Попытки производства различных продуктов были у многих компаний. Для того чтобы выпускаемая продукция была коммерчески оправданной, масштабного производства недостаточно.

Немаловажен вопрос конкурентоспособности продукции. Продукция должна быть привлекательнее, чем те же товары китайского производства, поскольку Китай, обладая огромными трудовыми ресурсами, может устанавливать более привлекательные цены для потребителей. Причем это касается не только информационных технологий, можно говорить вообще обо всех товарах.

Особенно остро встают вопросы распространения и сбыта. Казахстан географически находится между Китаем и Европой, являясь своего рода транзитной зоной. Соответственно, было бы разумно создать транзитный коридор с льготными условиями для сбыта продукции. Почему бы не везти товары через территорию Казахстана наземным транспортом? В идеале на территории Казахстана можно разместить сборочное производство типа консигнацион.

Мы, со своей стороны, должны учитывать все эти факторы. Создание эффективного производства — длительный и трудоемкий процесс. Думаю, самое главное, все мы должны иметь четкое представление о том, как это надо правильно делать.

С вашей точки зрения, какие проблемы возникнут у IT-компаний в связи с переходом на казахский язык и латиницу? Что можно сделать для решения этих проблем?

— С аппаратным обеспечением? Никаких проблем! Считаю, что эта проблема слегка преувеличена. Если брать IT-терминологию, можно сказать, что она очень устоявшаяся. Как бы мы ни говорили, интернет он и будет интернет на любом языке. По-другому мы его не назовем.

Я с интересом наблюдал за проектами «Майкрософт» (локализация Windows и Office) и считаю, что они справились. Значит, это возможно. Также я очень внимательно следил за дискуссией о переводе на латиницу и принципиальных проблем здесь не вижу.

Переходите хоть на арабский. Просто люди должны привыкать к новому. Например, ребенку покажи букву на арабском, или на латинском, или на кириллице — разницы для него большой нет. Что касается старшего поколения — им, возможно, будет сложнее адаптироваться. Однако через поколение-другое это все вполне установится.

Согласно последним новостям: «В ноябре НР распространила информацию о завершении сделки по покупке софтверной корпорации Mercury. Сделка интегрирует возможности Mercury в сфере управления и установки приложений с обширным портфелем решений HP для управления возможностями вычислительных систем. При этом внутри компании HP было сформировано подразделение HP Software, которое с помощью объединенного портфеля становится лидером индустрии в области оптимизации бизнес-технологий». Планирует ли НР предложить новые услуги на казахстанском рынке? Каковы перспективы в данном направлении?

— Вы попали в точку. Дело в том, что Oracle и Microsoft большое внимание уделяют программному обеспечению в сфере приложений. Microsoft в сфере настольных приложений, а Oracle, — наоборот, корпоративных систем. Но они все равно между собой конкурируют.

А Hewlett-Packard — это инженерная компания. И вопрос всегда поднимался такой: для чего нужно это оборудование? Как его эффективно использовать? Ответы на эти вопросы связаны с так называемым инфраструктурным программным обеспечением.

Здесь присутствует своя идеология: настолько разнородными могут быть оборудование и технологии. Сейчас этот сектор программного обеспечения OpenView постоянно расширяется как за счет новых разработок, так и за счет использования ресурсов других компаний. Покупка Mercury — одна из последних, до этого еще множество других компаний было приобретено.

Если говорить о программном обеспечении от НР, могу сказать, что у нас не система управления предприятиями. У нас системы управления IT-инфраструктурой. Мы держим фокус на этом направлении.

Конечно, IT-инфраструктура и бизнес-инфраструктура — взаимосвязаны. Ведь именно бизнес дает деньги, чтобы строить эту инфраструктуру, потому что она приносит пользу для бизнеса.

HP инвестирует значительные средства в R&D,  ваши инновационные технологии получили широкое признание. Продукты какого плана и какие технологии, по вашему мнению, будут определять будущее IT?

— Я могу сказать про нано-технологии, хотя многие думают, что это далекое будущее. На сегодняшний день единственное, что реально можно «пощупать» и ощутить, — это все те же IT-продукты и технологии. В будущем они должны быть ближе к человеку. Человек должен обращаться с ними как бы интуитивно, управлять чуть ли не голосом.

Я думаю, что именно в эту сторону должно идти развитие: в область упрощения процесса использования, понимания IT-технологий. Собственно говоря, IT Service Management именно для этого и предназначен, чтобы эта пропасть между инженерами, специалистами по информационным технологиям и бизнес-менеджерами сделалась как можно меньше.

Что для этого необходимо сделать? Рядового пользователя нужно больше просвещать, обучать. Человек будущего должен хорошо ориентироваться в современных решениях, по крайней мере, уметь пользоваться.

Какой продукт НР был у вас первым? Чем он вас привлек?

— Моим первым продуктом от НР был лазерный принтер. В 1988 году я, будучи научным работником, впервые увидел, как печатает лазерный принтер, и был поражен. Это была модель HP LaserJet IIP.

Я был на каком-то семинаре, и нам показывали документальный фильм про горячую точку. В фильме были кадры, где лазерный принтер прошила автоматная пуля, после чего принтер продолжал работать как ни в чем не бывало. Такой «рекламно-маркетинговый» ход в сочетании с действительно небывалой для того времени производительностью аппарата не мог не произвести впечатления.

Есть ли у вас личная формула успеха? Чем ее можно выразить?

— Трудно сказать. Жизнь — сложная штука. Но, по крайней мере, мне кажется, что все еще впереди. Смысл всего — в движении, не просто в физическом движении. Я имею в виду движение в широком смысле слова, прежде всего — идеи и мысли.

Комментарии