Следите за новостями

Цифра дня

99% - интернет-проникновение в Астане

Сбросьте мне на «мыло», или как коммуникационная революция «сверху»

О развитии и нововведениях электронного правительства Казахстана.

24 сентября 2010 10:59, Деловая неделя
Рубрики: Общество

Разумный человек приспособляется к миру; неразумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных.
Бернард Шоу

Получите факс из министерства (акимата/агентства/отдела)! — очередной раз доносится голос из телефонной трубки. — Слушайте, а нельзя как-нибудь по e-mail?  — Нет, по электронной почте у нас нельзя, не ведем мы деловой переписки по интернету. Вот типичный диалог между нашей приемной и каким-нибудь ведомством. Но есть праздник и на нашей улице: бумажный документооборот, наконец, захлестнул самые высокие кабинеты, которые решили перейти на электронные носители и средства коммуникации. Вот только станут ли наши чиновники от этого более мобильными, а вся государственно-бюрократическая система более продвинутой (не говоря уже просто о ее управляемости) — это вопрос, в котором не поможет разобраться ни LTE, ни BlackBerry. Примером тому может служить сага об электронном правительстве, которая тянется уже много лет, «съела» несколько бюджетов, но так серьезно и не смогла стать больше, чем просто справочной системой, явно не стоящей тех затрат.

Кстати, про электронное правительство. Его судьбу вновь обсуждали, только уже не в электронном, а в самом настоящем правительстве — кабинетном. Глава правительства, наконец, пускай и в самой неопределенной манере, но все же, наконец, поставил кого-то отвечать за этот дорогостоящий проект, который уже принес стране множество раскритикованных Счетной палатой затрат: «С точки зрения лидирующего органа я больше склоняюсь к Минфину (в качестве координатора работы по электронному правительству), я считаю, что и организационно, и технически, и по многим причинам это будет Минфин. Поэтому так определимся: Минфин — как лидирующий орган, Министерство связи и информации — это техническая связь, ну а бизне-процессы — это Министерство экономики».

Выходит, все эти годы, что проект работал, координировали его деятельность не так, о чем можно судить по неправильным затратам, и только теперь, «склоняясь», глава правительства наконец назначит тех, с кого можно будет за e-government спросить, поскольку раньше никто за неэффективность и растраты наказаний не понес. Сам Карим Кажимканович назвал пять лет работы сайта «колоссальным сдвигом», хотя, по большому счету, реально он помогает только в смысле подсказок, к какому госоргану и за чем обратиться. Очередей в ЦОНах, а тем более неразберихи хотя бы с документами, как показывает печальный опыт с обменом паспортов, «электронное правительство» не решило, хотя именно эти вопросы должно было решить.

Нет, конечно, нельзя игнорировать, что теперь через сайт можно получить аж 59 электронных услуг государственных органов, но стоило ли это 44 млрд. тенге (почти $300 млн.), потраченных на это в течение 5 лет? Самым большим прорывом, который следует ожидать от портала в ближайшее время, похоже, станет подача заявлений на регистрацию браков. Еще, наконец, должны упростить процедуры с электронной подписью, которой сейчас легче не пользоваться, чем пользоваться. Тоже, конечно, услуги, но как-то мелковато для суммы, на которую можно запустить не только работающий сайт, но и проекты покрупнее. В разы крупнее. Например, сумма лишь чуть меньше (40 млрд. тенге) заложена в бюджет этого года на целевые трансферты на развитие всем областным бюджетам, «на развитие, обустройство и (или) приобретение инженерно-коммуникационной инфраструктуры». Чтобы можно было сравнить — перевооружение и расширение «инженерно-коммуникационной инфраструктуры» 14 областей и городов республиканского подчинения и 1 (один) сайт с 59 государственными услугами. Как говорится, почувствуйте разницу.

Разницу почувствовал и г-н Масимов, которому тоже, наверное, надоело утопать в кипах бумаги, в то время как его коллеги из других стран давно поставили бюрократию на технологические рельсы. «Я сам лично видел, когда ко мне приезжали некоторые мои коллеги, они через планшетный компьютер или через сотовый телефон продолжали управлять в электронном виде своим правительством … Сейчас де-факто поручения (в правительстве РК) распечатывают помощники и на бумажке вам заносят… Давайте изменим ситуацию, — заявил он своим коллегам. — Я такое решение принимаю и поручаю Министерству связи и информации вместе с «Казахтелекомом» и канцелярией премьер-министра: нужно каждому члену правительства, а также главам правительственных агентств на базе BlackBerry либо другой базе организовать электронную, несекретную почту, в том числе и мне. И я буду давать вам поручения через нее, и вы же сможете обращаться ко мне через нее». На предложения от Минсвязи он дал недельный срок и будет действительно любопытно, в каком виде их представят Кариму Кажимкановичу — прислав e-mail, проведя презентацию на компьютере — или опять на бумаге?

Еще достаточно странно, что г-н Масимов упомянул BlackBerry, «фишкой» которого является высокий уровень зашифровки информации, недоступный для раскрытия даже иными спецслужбами, но оговорился, что правительству нужно организовать «несекретную почту». Тут либо одно, либо — другое. Платить за достаточно дорогие трубки, чтобы не использовать их возможности — это тоже из оперы про 44 миллиарда за один интернет-сайт. Беспокоит и то, что из всех слов премьера выходит, что ранее министры напрямую друг к другу обращались с большим трудом, хотя вроде как не слишком далеко друг от друга работают. По крайней мере, на одном — левом — берегу. А то представляете, какая тут начнется бумажная волна, если Минфин будет дергать Минсвязи, а Минэкономики вставлять свои пятьдесят копеек? Тут, как говорится, сама идея электронного правительства грозит утонуть в бумажном море с кораблями-помощниками, распечатывающими все новые и новые документы на подпись, приобщению к архивам ведомств и прочая, и прочая…

Что же касается самой идеи работать в ногу со временем, прибегая к новейшим достижениям в области коммуникаций, то в ней ничего плохого нет, даже наоборот — как минимум, бесплатный пиар получается. Много ли других распоряжений правительства РК цитировали международные информагентства? А это — процитировали в том же Reuter’s, и, что самое важное, за это никто и никому не платил, как было ранее с дорогостоящими и малоэффективными пиар-компаниями Казахстана в прошлом. Как говорится, чем не пример, как надо работать, не тратя лишней копейки. Проблема только в том, что если рекламу себе словами сделать еще как-то можно, то дела ими не заменить. Особенно если идет речь о правительстве, которое вытаскивает страну из болота мирового кризиса, обильно заполненного также грузом его собственных ошибок и перекосов. Тут не поможет ни BlackBerry, ни электронное правительство, если не будет стоять задача что-то поменять в этой стране в лучшую сторону, если чиновники не будут ответственными и профессиональными служащими, а не «большими начальниками».

Комментарии