Следите за новостями

Гранит ИТ-науки

Состояние и развитие рынка ИТ-образования в Казахстане.

9 сентября 2010 13:57, Валентина Фомичева, Computer Club Magazine

«Учение свет, да и учебников тьма» — довольно избитое выражение, но все же достаточно емко характеризует именно IT-образование. Ведь угнаться за его развитием крайне сложно. Стандарты, классификации и навыки меняются очень быстро, поэтому ничего не остается, как планировать что изучить сегодня, а что оставить на завтра. Иначе просто нельзя.

Но для начала давайте определимся — сколько нас, в Казахстане, грамотных по уровню владения компьютерными навыками. По состоянию на 2008 год ситуация выглядела следующим образом: начинающий пользователь — 22,6%, обычный пользователь — 59,8%, опытный пользователь — 15,9 и программист — 1,7%. Кроме этого уровень компьютерной грамотности у женщин выше, чем у мужчин. В классификации «обычный пользователь» женщин — 62,0%, а мужчин — 58,1%, среди опытных пользователей женщины также лидируют — 16,2%  и мужчины — 15,6%.

Исходя из этих данных, можно вполне определенно сказать, что бум компьютерного обучения прошел. Эпоха массовых курсов по обучению элементарным знаниям типа «включить и выключить» канули в лету, прихватив с собой остановки, обклеенные объявлениями «компьютерная грамотность за 5000 тенге». Теперь большая часть городского населения имеет персональные компьютеры, которые, что уж скрывать, чаще используются в качестве развлечения, нежели с целью изучения языков программирования или, скажем, обслуживания локальных сетей. Но в нашем случае цель использования компьютеров не столь важна, ведь на то он и персональный.

Если все же рассматривать этапы массовой заинтересованности развитием навыков использования компьютера, то стоит выделить следующие. 1995–99 годы, когда персонального друга было иметь крайне престижно, ведь стоимость нового компьютера была сравнима с ценой однокомнатной квартиры в Караганде.

В начале 2000-х появились международные организации, которые предоставляли целевым группам возможность научиться выполнять простейшие задачи на компьютере и, конечно, открыть персональный почтовый ящик на бесплатном сервере. Чаще всего в таких проектах участвовали студенты, школьники и их преподаватели. Кроме того, спустя еще некоторое время, за счет денег американских налогоплательщиков компьютерные сети буквально разрослись по всему Казахстану в рамках проекта всеобщей компьютеризации школ и подключения их ко Всемирной паутине. Вплоть до начала 2007 года общество само по себе занималось внедрением высоких технологий в профессиональную и личную жизнь.

В 2006 году была подписана государственная программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007–2009 годы. После этого знаменательного события стали снижаться тарифы на услуги интернета, государственные органы обзавелись сайтами и началось всеобщее обучение компьютерной грамотности на базах среднеобразовательных школ. В первый год реализации программы 101261 человек прошел обучение компьютерной грамотности в 2000 компьютерных классах. Для отчетности, быть может, это и значительная цифра, однако для почти 16 миллионов казахстанцев — судите сами…

На этом процесс всеобщего обучения компьютерной грамотности не заканчивается, пожалуй, он постоянный, так как количество людей, нуждающихся в профессиональном IT-образовании, увеличивается. Здесь только важно выбрать куда идти и за какими именно знаниями, ведь рынок достаточно насыщен различными предложениями.

Если говорить о начальном получении элементарных знаний, то в этом случае — прямая дорога на самые обычные компьютерные курсы, найти их легко: достаточно открыть газету с объявлениями. Как правило, такие учебные центры готовят за незначительную плату разноплановых специалистов, начиная от изучения английского языка и заканчивая курсами бухгалтеров. Стоит ли серьезно к ним относиться, каждый решает сам. На мой взгляд, если стоит задача получить начальные знания, превышающие потребности «включить/выключить и отправить почту», то лучше обратиться в профессиональные учебные центры, которые помимо предоставления курсов для айтишного бомонда читают курсы для простых обывателей. Так, скажем, базовая компьютерная подготовка (Windows XP: Word, Excel, Power Point, Интернет, устройство компьютера, оргтехника) может обойтись в 15000 тенге за 22 часа обучения, и столько же будет стоить курс компьютерной графики для школьников (основы Adobe Photoshop CS3, Corel DRAW).

В то же время не стоит упускать из вида курсы, которые проводят различные общественные организации, — их сейчас немного, если сравнивать с 2001 годом, но они есть. Для примера, в начале августа проходила школа iTимуровцев на базе Первомайского учебно-производственного комбината в рамках проекта «Сетевая школа iTимуровцев», нацеленного на развитие и стимулирование использования интернета в регионах. Основным положительным моментом в такого рода проектах для потенциальных пользователей является то, что их проводят бесплатно в интерактивной форме.

Высшее техническое образование

Если раньше дети мечтали быть пожарными, космонавтами, то сейчас уже совсем другие желания: например «писать» произведения гейм-искусства, управлять базами данных Пентагона и т.д.  В любом случае, чем бы душа не тешилась, для начала придется отправиться в технический ВУЗ за фундаментальными знаниями. В этом отношении на отечественном рынке образования есть свои фавориты. Согласно вузовскому рейтингу, который последний раз проводился Министерством образования и науки РК в 2008 году, ситуация выглядит следующим образом. На первом месте — Казахский национальный технический университет им. К. Сатпаева, далее по популярности Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, Карагандинский государственный технический университет, Алматинский институт энергетики и связи, и замыкает Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева.

Однако, несмотря на то, что вышеперечисленные учебные заведения считаются лучшими среди государственных вузов, впечатления у выпускников этих и других вузов страны выглядят несколько пессимистично. Привожу некоторые высказывания закончивших обучение студентов (сохранена орфография оригинала): «Никто, НИКТО и НИКОГДА вам не даст реальные знания в университете», «Да тех программистов да Одминов что знаю, все только за счет себя и интернета научились чему то, а не в учебных заведениях». Таких и похожих мнений крайне много. Однако количество выпускников отделений «технические науки и технологии» в год — более 22000 специалистов.

Если просмотреть государственные образовательные программы и планы, то и там нет положительных характеристик системы IT-образования, в то же время задатки на улучшение ситуации ярко выражены. В качестве примера привожу отрывок из анализа текущей ситуации и тенденции развития стратегического плана Министерства связи и информации Республики Казахстан на 2010–2014 годы: «В целях развития образования в сфере коммуникаций проводятся следующие мероприятия: при Акционерном обществе «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» создано Акционерное общество «Международный университет информационных технологий» (далее — ІТ-Университет), получена государственная лицензия, набран штат высокопрофессиональных преподавателей, заключено лицензионное соглашение с мировым лидером в образовании по программированию университетом Carnegie Mellon (Питтсбург, США); на основе государственного заказа на 1 курсе бакалавриата по 4 специальностям обучаются 300 студентов по программам американского университета Carnegie Mellon на английском языке, также на 2010–2011 учебный год запланировано выделение 300 грантов; проводится отбор дополнительных зарубежных партнеров для ІТ-Университета среди высших учебных заведений Малайзии, Сингапура, Кореи и России; прорабатывается вопрос открытия специализированных ІТ-колледжей».

Что касается последнего пункта, то согласно плану уже к 2015 году в Казахстане будут созданы три специализированных IT-колледжа. А набор студентов начнется с 2012 года. То есть еще год-два и в республике будут созданы кузницы IT-кадров среднетехнического образования. Что касается статей расходов на создание новых учебных заведений, к сожалению, ничего не сказано. Хотя эта сторона вопроса очень важна и интересна, ведь техническое образование без хорошей материальной базы невозможно. Кроме того, согласно этому плану Министерства связи, отечественные IT-специалисты будут получать сертификаты iCarnegie. В документе сказано, что уже в 2013 будет сертифицировано сразу 300 специалистов.

В то же время нельзя сказать, что сейчас нет учреждений, готовящих специалистов в области IT. Они есть, только носят более широкий профиль. Так, скажем, на отделениях «Информатика и вычислительная техника» на базе колледжей в Казахстане в 2008 году проходили обучение 38885 студентов. Учитывая повышенный интерес к IT-образованию, эти показатели сохранятся или даже увеличатся.

Однако, это еще не все перспективы, ожидающие систему IT-образования. Согласно стратегии развития Республики Казахстан до 2020 года, через десять лет система образования будет выглядеть следующим образом: обеспечен 100-процентный уровень доступности базовых услуг в сфере ИКТ для населения, повышен уровень компьютерной грамотности населения до 60%, функционирует эффективная система технического и профессионального образования, интегрированная в мировое образовательное пространство, внедрена Национальная квалификационная система, признаваемая внутренним и внешним рынками труда, образование Казахстана соответствует лучшим мировым практикам в области образования и так далее.

В итоге можно прийти к выводу, что грядут достаточно серьезные изменения в системе IT-образования республики, которые нас ожидают уже в ближайшее время. Ну а пока остается запастись терпением и ориентироваться на те тенденции, которые нам диктует рынок труда.

По информации рекрутинговых агентств, требования к IT-специалистам ежегодно повышаются. Связано это в первую очередь с появлением на рынке огромного количества новых технологий и продуктов. Что, соответственно, подразумевает постоянное получение дополнительного послевузовского образования. «Для того чтобы всегда быть в «тонусе», IT-специалистам необходимо профессиональное развитие и повышение квалификации, поскольку они и составляют главный капитал IT-компаний. Те работодатели, которые понимают важность этого вопроса, инвестируют значительные средства в развитие персонала. Чем уже сегмент, в котором работает компания, тем выше сумма инвестиций. В условиях, когда знания IT-специалиста обесцениваются очень быстро, а на рынке дефицит действительно квалифицированных кадров, компания, которая хочет развиваться, будет вынуждена инвестировать обучение. Найти кандидата, знающего всю специфику конкретного бизнеса, готового с первого рабочего дня сразу выполнять сложные специфические бизнес-задачи, трудно, а обучать нового сотрудника специфике в процессе работы для компании достаточно затратно. Достаточно распространенной формой обучения является делегирование сотрудника на внешний семинар или другое обучающее мероприятие. Это, безусловно, не коллективная форма обучения, а индивидуальная. Она может применяться к наиболее успешным работникам, молодым специалистам, сотрудникам, отработавшим в компании определенное количество лет и т. д. После прохождения тренинга может быть организован семинар, где происходит обмен опытом и приобретенными знаниями между коллективом и сотрудником, принявшим участие в обучающем мероприятии», — рассказывает о тенденциях рынка IT-труда Ксения Трохимец, менеджер HeadHunter по маркетингу и PR.

Таким образом, можно прийти к выводу, что пока система высшего и среднего технического образования начинает набирать свои обороты, единственным способом получения дополнительных знаний являются учебные центры.

Пожалуй, это самый распространенный вариант получения дополнительного профессионального обучения, которым чаще всего пользуются корпоративные клиенты, то есть компании, которые оплачивают дополнительное образование своим IT-специалистам. «В количественном отношении больше всего, конечно, идет обучение корпоративного клиента, т.к. у компаний стоит задача повысить квалификацию вновь прибывших сотрудников, поскольку без инструктора тяжело обучиться самостоятельно. Частные лица обучаются не так часто по отношению к корпоративным клиентам, этому есть свои объяснения. Человек ищет новое направление для себя, в некоторых случаях такого рода оплата за обучение говорит о том, что работающие сотрудники обучаются за свой счет, чтобы не быть зависимым от работодателя», — рассказывает Зауре Жанабекова, директор учебного центра ADVANCED Training Centre.

По большому счету в последнем случае действительно есть разумное зерно, ведь повышая квалификацию за собственные средства, специалист надеется стать «дороже» на рынке труда, а значит, надеется либо на повышение заработной оплаты у работодателя, причем без необходимости отрабатывать вложенные средства, либо найти более интересные предложения о работе. В то же время в любом случае перед корпоративным или частным клиентом встает вопрос — куда пойти учиться.

В общей сложности на отечественном рынке можно насчитать порядка десяти учебных центров. Из «старичков» можно назвать «Учебный центр ELTC», который работает с 1997 года, или High Tech for Human, работающий уже 8 лет. Конечно, это и учебные центры «АЛСИ» и «Софтлайн». Стоит отметить наличие на отечественном рынке IT-образования специализированных, узконаправленных учебных центров. В момент написания материала удалось найти всего два — это Учебный центр «Лайн-Практик» и «Учебный центр №5» фирмы «1 С», которые проводят обучение по программным продуктов 1С, хотя еще года три назад был в Алматы центр, специализирующийся на дизайнерских прикладных программах.

Что касается самих специализированных курсов, учебные центры отмечают популярность следующих направлений: Oracle, Cisco, Sun Solaris, Microsoft Windows Server, Linux и баз данных. В принципе с этим не поспоришь. Ведь если задаться целью и просмотреть все имеющиеся предложения, которые сейчас есть на рынке, то вышеперечисленные будут практически у каждого центра. Единственное, стоимость может немного варьироваться от различных факторов, начиная от статуса постоянного клиента и заканчивая сезонными скидками. Но в любом случае стоит привести средние ценовые предложения.

Курсы
Designing a Windows Server
Designing a Windows Server 2008 Network Infrastructure — продолжительность 5 дней, стоимость — 80000 тг.
Designing a Windows Server 2008 Applications Infrastructure — продолжительность 3 дня, стоимость — 47500 тг.

Вводные курсы Oracle 10g
Разработка программных единиц PL/SQL — продолжительность 3 дня, стоимость — 45000 тг.
Основы PL/SQL — продолжительность 2 дня, стоимость — 30000 тг.

Системное администрирование Solaris 10
Практический курс по администрированию OC Solaris — продолжительность 5 дней, стоимость — 75000 тг.
Введение в UNIX на основе ОС Solaris 10 — продолжительность 4 дня, стоимость — 125000 тг.

Cisco Systems
Основы организации продаж Cisco (Версия 3.0)  — продолжительность 2 дня, стоимость — 55000 тг.
Использование сетевого оборудования Cisco ч. I — продолжительность 4 дня, стоимость — 85000 тг.

Администрирование Linux
Системное администрирование Linux — продолжительность 5 дней, стоимость — 60000 тг.
Администрирование сети и сетевых служб Linux — продолжительность 5 дней, стоимость — 75000 тг.

По сравнению со стоимостью курсов для обычных пользователей, профессиональные семинары стоят значительно дороже, однако, по мнению руководителей учебных центров, это не влияет на спрос. Но в то же время существуют некоторые нюансы.

«В период кризиса компании начали экономить на командировочных расходах, теперь местному рынку IT-образования стало уделяться больше внимания. Но обучение сотрудников по некоторым темам за рубежом было и будет всегда. Хотела бы привести ряд причин: клиент не знает, что требуемый курс уже проводится в одном из учебных центров страны; вторая причина — отсутствие локального тренинг-центра по данному виду обучения. Учебные центры не проводят курсы по определенной теме, так как нет штатного тренера по данному направлению или заказчик не готов оплачивать приезд тренера, иногда действительно дешевле отправить сотрудника за рубеж, — делится своим мнением Галина Фирсова, руководитель учебного центра ELTC. — Третья причина — мнение о том, что в зарубежных учебных центрах обучение качественнее, чем на Родине. В этом случае я уверена, что это стереотип, который мы, казахстанские учебные центры, должны ломать. Это очень спорный вопрос — ибо казахстанские тренеры сейчас не хуже, а порой на порядок лучше и как педагоги, и как технические специалисты. Наши тренеры ответственны, креативны, увлечены своей профессией, они в меру амбициозны и, самое главное, берегут свою репутацию. Дополнительным плюсом в нашу пользу является возможность слушателей поддерживать связь с тренерами и после прохождения курсов, что в условиях обучения за рубежом практически невозможно. Такое общение полезно для обеих сторон. Остановлюсь на вопросе штатных тренеров учебных центров. Подготовить и поддерживать высокий уровень тренера, как по усилиям, так и по времени, занятие трудоемкое и дорогое. В связи с тем, что рынок у нас относительно небольшой, такое могут позволить себе, как показывает практика, только учебные центры, работающие на базе крупных системных интеграторов.

И последняя причина, когда отправка на обучение за рубеж является одним из мотивационных инструментов для персонала», — считает Галина Фирсова.

В заключение хочется сказать, что несмотря на существующие проблемы, сложности внедрения образовательных элементов в общую систему IT-знаний, радует тенденция улучшения ситуации. Нам лишь остается наблюдать и выбирать, какие знания нужны сегодня, чтобы применить уже завтра.

BAS1 сентября прошлого года в Казахстане появился новый учебный центр — BAS University, — за короткий срок занявший лидирующие позиции на рынке ИТ-образования. Начав с авторизованного обучения по продуктам Oracle, сегодня BAS University успешно осваивает и другие направления: Cisco, Microsoft, IBM Lotus Domino, ITIL, Red Hat Linux, SAP, SUN, SCO, FreeBSD, информационная безопасность, управление проектами и др. На вопросы о работе центра ответила его руководитель, Ольга Сухова.

Сухова Ольга— Ольга, ваш учебный центр работает ровно год. Можно ли подвести какой-то итог?

— За первый год в BAS University прошли обучение около 500 студентов по направлениям Oracle, Cisco, Microsoft, IBM Lotus Domino, ITIL, SUN, RedHat Linux, ИБ. Это наше главное достижение. Спасибо всем, кто оценил наши усилия и кропотливый труд по формированию эффективного учебного центра. Надеюсь, нам удалось приблизиться к созданию комфортной атмосферы для эффективного и творческого взаимодействия слушателей с преподавателем.

— Как вам удалось в столь короткие сроки достичь таких успехов в сфере ИТ-обучения?

— Это стало возможным благодаря работе слаженной команды профессионалов, которых объединила единая концепция нашего УЦ по предоставлению эффективного ИТ-обучения. Особое внимание мы уделяем качественно поставленной организации учебного процесса. Главная ценность нашего УЦ — это преподаватели-практики, имеющие от 5 до 10 лет тренерского опыта и статусы сертифицированных инструкторов, параллельно участвующие во внедрении реальных проектов по разработке информационных систем.

— Что сегодня предлагает BAS University на рынке?

— Мы предлагаем услуги авторизованного обучения и учебные курсы собственной разработки по 15 направлениям. Кроме того, мы успешно реализуем специализированные корпоративные программы обучения не только для сотрудников ИТ-департаментов, но и для подразделений по защите информации и информационной безопасности, контактных центров, центров технической поддержки, Service Desk, отделов маркетинга, финансистов, бухгалтерии и др. Проводим бизнес-тренинги по уникальным программам нетехнического корпоративного обучения, направленного на эффективное использование человеческого ресурса в рамках делового взаимодействия. Для сдачи сертификационных экзаменов действуют авторизованные тестовые центры Pearson VUE и Prometric.

— Вы работаете только в Алматы?

— Мы располагаем тремя учебными классами в Алматы и всеми необходимыми ресурсами для проведения обучения и приема сертификационных экзаменов в Астане.

ELTC — авторизованный центр обучения и сертификации специалистов Sun Microsystems (Oracle)

ELTC SUNУчебный центр ТОО «ELTC» образован в 1997 году на базе казахстанского интегратора информационных систем «Компании ELSI Tech» и имеет статус Авторизованного учебного центра Sun Microsystems (Oracle) на территории Республики Казахстан. За время работы центра в нем прошли обучение более 4000 сотрудников коммерческих и государственных организаций Республик Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Среди них сотрудники ведущих телекоммуникационных компаний, банков и других коммерческих и государственных организаций.

Учебный центр имеет собственный штат тренеров, которые являются реальными практиками (такие как Герман Иофис, Денис Сизиков, Нурлан Тлеушев и другие), комфортные классы, оборудованные современной техникой в городах Алматы и Астана, собственную лабораторию с демооборудованием компаний Sun Microsystems (Oracle), Hitachi Datasystems, которая используется в процессе обучения. Все это дает преимущество для слушателей, так как в процессе обучения идет передача не просто теоретических знаний, а актуальных навыков и опыта. Девиз центра: «Инженеры для Инженеров».

В настоящее время центр проводит обучение и сертификацию по трем основным направлениям: ОС Solaris 10, язык разработки Java/среда разработки NetBeans, техническое обеспечение серверов, кластеров и устройств хранения данных производства компании Sun Microsystems (Oracle). Базой для каждого из них являются курсы начального уровня, за ними следуют специализированные и ориентированные на профессиональное изучение конкретных технологий. Так, для Java начальный уровень — это основы самого языка, изучение его базовых конструкций и библиотек. Среди специализированных курсов предлагается несколько направлений по изучению языка на более глубоком уровне, разработке веб-компонент и веб-сервисов, а также по созданию приложений для мобильных телефонов.

Стартовый уровень для направления Java — Sun Certified Java Associate. Получив его, специалист может начать свою карьеру в качестве разработчика приложений или менеджера проектов с использованием Java-технологии. Второй уровень — Sun Certified Java Programmer дает учащемуся фундаментальный набор навыков разработки на языке Java. Как видно из схемы, этот уровень разделен на пять различных направлений. Для получения сертификации по любому из них необходимо сдать лишь один экзамен — нет необходимости в получении базового сертификата Sun Certified Associate.

Самый верхний уровень — Sun Certified Java Enterprise Architect — готовит системных архитекторов для крупных предприятий, ответственных за дизайн и разработку сложных приложений Java EE. Для получения этого сертификата специалисту необходимо сдать базовый, теоретический и практический экзамены.

В направлении Solaris сначала изучается базовая структура операционной системы и основные команды (общие для всех UNIX-систем). Освоив этот курс, студент может продолжить обучение и стать специалистом либо по сетевому администрированию, либо в области безопасности данной операционной системы. Выделяется три основных уровня обучения: начальный, профессиональный и специализированный.

Предполагается, что специалист начального уровня — Sun Certified Solaris Associate — уже владеет основными UNIX-командами и знаком с глобальными принципами функционирования операционной системы Solaris. Специалист Sun Certified System Administrator должен обладать навыками базового администрирования сервера, работающего под операционной системой Solaris, а также осуществлять администрирование самой системы и техническую поддержку пользовательских приложений.

Последний уровень состоит из двух направлений. Первое — Sun Certified Network Administrator (SCNA), предназначенное для профессиональных администраторов, которые ответственны за работу Sun-систем в сетевом окружении под операционной системой Solaris. Сертификация по нему требует наличия статуса Sun Certified System Administrator.

Второе направление — Sun Certified Security Administrator, рассчитано на системных администраторов с опытом администрирования безопасности в ОС Solaris. Для прохождения экзамена рекомендуется обладать сертификатами Sun Certified System Administrator (SCSA) и Sun Certified Network Administrator (SCNA), хотя это требование и не является обязательным.

Схему прохождения обучения, полный каталог курсов и программы сертификации можно найти на сайте учебного центра (www.eltc.kz).

Сертификационные экзамены сдаются в центрах сертификации компании Prometric. Ваучеры на сдачу экзаменов приобретаются непосредственно как у компании Sun Microsystems (Oracle), так и локальных партнеров. Срок действия всех сертификатов является пожизненным и не требует подтверждения через определенный промежуток времени.

Solaris

Java

Всего в мире более 100 тыс. сертифицированных специалистов Sun Microsystems (Oracle). В настоящее время для большинства казахстанских работодателей сертификат пока не играет значимой роли — основные требования предъявляются к знаниям и опыту сотрудника. По-настоящему важен сертификат для компаний-партнеров Sun Microsystems (Oracle), крупных интеграторов ИТ-рынка. Но многие казахстанские специалисты заинтересованы в сдаче экзаменов и получении статуса сертифицированного специалиста в частном порядке, что радует и заслуживает уважения.

АйтилектСтремительное развитие технологий в сфере ИТ показывает, что ИТ-специалист должен постоянно усовершенствовать свои знания, уметь и хотеть быстро обучаться новым технологиям и продуктам. Учебные центры, предлагающие краткосрочные курсы ИТ-обучения, на сегодняшний день являются наиболее гибкой формой обучения специалистов, ориентированной на получение практических навыков, расширение знаний в области новых методик и технологий. Своим мнением о рынке ИТ-образования поделилась Ольга Долгоненко, директор компании «Айтилект».

Долгоненко Ольга— Рынок авторизованного ИТ-обучения становится все более зрелым и поэтому меняется структурно. На растущем рынке выделились крупные игроки, которые также продолжают расти, развивая новые направления в своей деятельности. Еще один важный процесс — это выделение в среде авторизованных УЦ не просто тренинговых компаний, а учебных центров, работающих с корпоративными клиентами в проектном обучении.

Их основное отличие состоит в том, что такой центр предлагает не только учебные программы, разработанные вендорами, но и готов сам создавать обучающие курсы. Таким образом, он реализует полный цикл обучения: от разработки до доставки обучающего контента слушателям, предлагает консалтинговые услуги в области методологии, построения и интеграции бизнес-процессов, разработки регламентов обучения и создания программно-аппаратной инфраструктуры. Кроме того, он оказывает консалтинговые услуги непосредственно в части обучения, такие как разработка концепции обучения, выбор оптимальных форм и методик обучения, составление учебных программ и пр. Деятельность таких учебных центров, к которым относится и Академия «Айтилект», выгодно отличается своей мобильностью и ориентированностью на запросы заказчиков.

— Какие курсы наиболее востребованы?

— Сегодня среди наших заказчиков особой популярностью пользуются курсы по информационной безопасности, Linux/FreeBSD, PHP, IBM Lotus, безусловно, курсы по Oracle и Java. Нельзя не отметить растущую заинтересованность клиентов в приобретении курсов по бизнес-обучению — управлению проектами, ИТ-менеджменту. Можно уверенно прогнозировать устойчивый спрос на учебные программы по многим нашим авторским разработкам, направленным на потребности заказчиков.

— Существуют ли проблемы спроса, и если «да», то какие?

— Академия «Айтилект» всегда отличалась особой гибкостью на рынке обучения. Мы никогда не останавливаемся на достигнутом, а идем вперед, предлагая все новые и новые услуги, чуть-чуть предупреждая потребности наших клиентов. Поэтому проблем со спросом у нас не существует.

— Ваши прогнозы относительно развития рынка ИТ-образования в Казахстане.

— На мой взгляд, рынок ИТ-обучения в Казахстане будет только расти. В связи с активным распространением информационно-коммуникационных технологий в регионе потребность в высококлассных специалистах будет увеличиваться, а такие учебные центры как Академия «Айтилект» помогают удовлетворить желание программистов и администраторов, топ-менеджеров и пользователей повышать свою квалификацию.

Важно подчеркнуть, что обучение в ИТ-сфере — это самостоятельная услуга, а не дополнительная опция в работе интеграторов или консультантов, которые не имеют навыков профессиональных инструкторов.

Комментарии