Следите за новостями

До чего не дошел прогресс?

Итоги прошедшего в Астане II съезда IТ-предприятий Казахстана, на котором обсуждались вопросы настоящего и возможного будущего ИТ-технологий в стране.

24 сентября 2010 12:55, Багдат Хасенова, Деловой Казахстан
Рубрики: Бизнес, Рынок

В настоящее время день казахстанская IT-территория — пространство, не обжитое отечественными IТ-компаниями. Чего не скажешь об иностранных айтишниках, которые являются уверенными и активными пользователями казахстанского IТ-пространства, занимая во внутреннем потреблении ни много ни мало 90 процентов. Но даже эти угрожающие цифры сегодня не напугают представителей IТ-индустрии Казахстана, для них, наконец-то, забрезжил свет в конце туннеля. После долгих лет непонимания, игнорирования и равнодушия государство всерьез принялось за внедрение высоких технологий, без которых в современном мире само развитие страны представляется невозможным.

О настоящем и возможном будущем технологий будущего говорили на прошедшем в Астане II съезде IТ-предприятий Казахстана.

Сегодня многие казахстанцы под развитием высоких технологий понимают лишь проект электронного правительства и внедрения широкополосного интернета. Однако это лишь малая толика современного IТ-рынка и его возможностей. Отчасти в формировании этого общественного мнения виновно государство, которое расставило акценты в пользу автоматизации госуслуг и снижения информационного неравенства. Но пришло время посмотреть на IТ как бизнес, причем перспективный и рентабельный, что демонстрирует опыт ни одной страны мира. Вот почему, открывая мероприятие, президент Казахстанской ассоциации IТ-компаний Нурлан Исин сразу же оговорился, что под обсуждаемым вопросом развития IТ-индустрии подразумевается не традиционное внедрение информационных технологий, а развитие IТ-предприятий.

На сегодняшний день отрасль ИТ Казахстана представляют свыше 700 компаний, из которых наиболее активно работают более 400. При вышеобозначенных показателях импорта экпорт практически достигает нулевой отметки. При этом подавляющее большинство отечественных компаний — это торговые посредники. Квалификация специалистов и качество товаров и услуг местных айтишников ниже, чем у мировых лидеров IТ-индустрии. В структуре сектора информационных технологий IТ-услуги занимают всего 14 процентов, тогда как в развитых странах, таких как Великобритания, они достигают более 50 процентов. Из этого краткого, но красноречивого резюме становится ясным, в каком направлении намерены двигаться представители IТ-индустрии совместно с правительством.

Для совершения информационного рывка государство действительно готовится основательно. Создано профильное ведомство — Министерство связи и информации РК, которое взяло на себя ответственность за развитие IT-отрасли. Другой орган — Министерство индустрии и новых технологий РК — активизирует работу по вопросам инноваций и ИКТ (информационных и коммуникационных технологий). Одной из составляющих базового документа, определяющего развитие страны на ближайшую пятилетку, — государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития — стала отраслевая программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010–2014 годы.

Кроме того, как отметил министр связи и информации РК Аскар Жумагалиев, в отношении отечественных компаний большая работа ведется по снижению налогового бремени, устранению административных барьеров и увеличению казахстанского содержания в госзакупках. В частности, глава МСИ сообщил, что в настоящее время его ведомство ведет переговоры с Министерством финансов РК и другими профильными структурами по облегчению налоговых нагрузок на IT-сектор. И уже удалось добиться опеределенных результатов, поспешил обрадовать бизнесменов-айтишников министр. «Сегодня, не скрою, уже есть кое-какие подвижки: по амортизационным отчислениям, мы практически договорились о том, чтобы срок амортизации снизить с шести до 2,5 лет. Мы практически договорились на сегодняшний момент решить налоговые проблемы, которые касаются социального налога. В случае если 90% казахстанских представителей работает в компании, для них социальный налог будет обнулен», — сказал Аскар Жумагалиев. Этот список налоговых льгот далеко не полный и далеко не окончательный, заверил он, и правительство готово выслушать предложения IT-предприятий.

Впрочем, за ними дело не стало. Как отметил президент АО «Логиком» Сергей Швалов, с одной стороны сегодня государство демонстрирует желание развивать отрасль, а с другой — нежелание терять налоги, рисковать (правда, оговорился докладчик, это в основном позиция финансового блока в правительстве). Но если государство всерьез намерено повышать продуктивность сектора, оно должно будет рано или поздно выработать единую долгосрочную налоговую политику, предусматривающую налоговые льготы, снижение адмбарьеров. «Создание действительно благоприятного налогового режима усилит и без того жесткую конкуренцию в отрасли, что не позволит бизнесу значительно обогатиться на льготах, зато привлечет в отрасль новые инвестиции, молодых специалистов и предпринимателей», — уверил Сергей Швалов.

Контроль необходим

Как выяснилось, за последние 10 лет доля отечественой составляющей в IT-отрасли снизилась в семь раз: с 20 процентов в 2000–2001 годах до трех процентов в 2009–2010 годах.

Государство твердо намерено наращивать объемы казахстанского содержания, отдавая приоритет местным компаниям в госзакупках, что позволит к 2014 году довести показатели казсоставляющей до 80 процентов. С этой целью была определена уполномоченная организация АО «Холдинг «Зерде» (она же является оператором отраслевой программы развития ИКТ). Как пояснил Аскар Жумагалиев, «Зерде» будет прорабатывать закуп по отрасли ИКТ от нацкомпаний, госорганов, от всех субъектов государственного характера, после чего предоставлять их потребности поставщикам. Эта мера, по убеждению министра, должна серьезно повысить показатели местного содержания в госзакупках по ИКТ. Однако многих участников съезда идея не вдохновила. Из зала посыпались вопросы относительно целесообразности прохождения всего госзаказа через «Зерде». Но глава МСИ многоообещающе ответил, что проект удобен и полезен и в первую очередь для самих же IT-компаний, которые зачастую не располагают сведениями, какие продукты и услуги необходимы заказчикам. Кроме того, добавил министр, сегодня нет такой структуры, которая бы отслеживала госзакупки по отрасли ИКТ, а между тем контроль необходим для того, чтобы получить ясную картину по структуре отечественных госзакупок.

В ответ на столь весомую поддержку государства министр попросил полной отдачи работе и… максимальной откровенности. «Наши предприятия готовы осуществлять сервисную и техническую поддержку, но, к сожалению, еще не так сильно готовы предоставить софтверные программные решения, которые могли бы заменить предложения таких брендов, как Оракал и Майкрософт», — отметил министр. Поэтому прежде чем продвигать в госзаказе отечественное, государство хочет быть уверенным в возможностях казахстанских компаний. «Вы должны честно сказать: «На сегодняшнем этапе мы сможем сделать это, но не сможем сделать вот это, потому что сложно». После этого, думаю, начнется достаточно серьезное продвижение с точки зрения развития казахстанского содержания в закупках госорганов».

Впрочем, в отсутствии откровенности айтишников было трудно упрекнуть. Они как на духу выложили все проблемы отрасли, начиная от несовершенства законодательства, заканчивая кадровой политикой.

Ниша Казахстана

Сфера ИТ многогранна и сложно поддается классификации. Выделяют следующие направления развития информационных технологий на современном этапе: мобильность, беспроводные технологии, в том числе беспроводный интернет, широкополосный интернет, мультимедиа, робототехника.

В многогранном мире IT сегодня рано говорить о нише Казахстана. Отечественные технологические ниши могут появиться там, где есть школы, наработанный опыт и идеи, которыми «болеют» специалисты, заявил Нурлан Исин.

Но все же спикер определил ряд направлений, которые могут в перспективе стать «казахстанским». Это — разработка программного обеспечения (ПО) и развитие IT-услуг. В стране накоплен положительный опыт разработки программных продуктов и систем, технологической сборки персональных компьютеров, обосновал свой довод глава ассоциации. Соответственно, следует продолжать развивать производство средств вычислительной техники и другого оборудования. Мультипликативным эффектом станут рабочие места и рост интеллектуального потенциала.

Солидарность с коллегой выразил президент ТОО «Плюсмикро» Дмитрий Гусак. Несомненным преимуществом развития в Казахстане именно сектора ПО и IT-услуг, которые, кстати, не требуют вложения больших инвестиций, является тот факт, что в нашей республике уже имеется необходимая база: компании, продукция которых успешно конкурирует как по цене, так и по качеству с импортным прикладным ПО на внутреннем рынке, учебные заведения — разработчики информационных технологий.

А вот председатель совета директоров АО «НАТ Казахстан» Александр Евсюков считает, что не надо делать акцент на развитие Казахстана как большой аутсорсинговой среды для поставки ресурсов за рубеж. Перспективными нишами могут быть инжиниринг, архитектурное проектирование, моделирование и управление проектами.

Несмотря на то, что по сравнению с предыдущим годом общий объем IT-рынка увеличился на 15,5 процентов (630 миллионов тенге), в настоящие момент отрасль ИТ испытывает серьезный финансовый голод. И помимо внешних факторов (мировой кризис) его причиной стали внутренние противоречия: финансирование отрасли по остаточному принципу, отсутствие программных документов, по сути обозначающих отсутствие в бюджете затрат на нее, неосвоение в полном объеме заказчиками выделяемых в бюджете средств на информатизацию, сложность получения инновационного и венчурного финансирования IT-проектов и банковских кредитов.

Состояние организационно-правовой среды продолжает оставаться тормозом развития отрасли, говорит Нурлан Исин. Сегодня сфера государственных закупок является одной из узловых, но в то же время проблемных участков работы IT-компаний Казахстана. Заказчики, как правило, предпочитают иностранных поставщиков, а сами госзакупки ориентированы не на качество решений, а на низкую цену, сетует глава Казахстанской ассоциации IT-компаний. Не редкость — неадекватное определение стоимости работ и услуг по IT-проектам, затягивание сроков объявления конкурсов как на разработку IT- проектов, так сопровождение и эксплуатацию действующих информационных систем.

Взаимоотношения заказчиков и подрядчиков в сфере информационных технологий надо менять, считает глава «Плюсмикро» Дмитрий Гусак. Он уверен, что некомпетентность, недисциплинированность и безнаказанность заказчика представляют серьезную угрозу для развития IT-сектора. При этом ответственность заказчика никакими правовыми актами не регламентируется и не предусматривается. В госзаказах встречаются и неопределенность, изменчивость требований к проекту и заниженное время реализации, и затягивание рассмотрения документов заказчиком. Между тем, по подсчетам экспертов, задержка рассмотрения документов на три дня увеличивает стоимость проекта на 1,4 миллиона тенге, а время его реализации — на 1,5 месяца. При изменении требований к проекту на 10 процентов время его разработки увеличивается на 1,5 месяца, а стоимость — на четыре миллиона тенге.

Для цивилизованного диалога заказчика и поставщика, по словам Д. Гусака, необходимо признать, что разработка IT-проектов — это инновационная деятельность с большой степенью риска, учитывать это при планировании бюджета и ввести ответственность заказчика за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

На сегодняшний день необходимо формировать квалифицированный корпус отечественных IT-предприятий. Но в силу отсутствия крупных заказов местные IT-компании в основном малочисленны. Сами же айтишники говорят, что для достижения вышеназванной задачи необходимо сначала определиться с ролью государственных IT-предприятий и АО со 100-процентным государственным участием как представителей госорганов и исключить их конкуренцию с частниками, ведь государственные IT-предприятия обладают административными преимуществами, даже на законодательном уровне имея статус национальных операторов.

Создание системы IT-рейтингов

Мировая практика развития рынка информационных технологий свидетельствует о постепенном снижении показателей национализации. Так, по сведениям председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Асхата Оразбека, в 1995 году доля государственных IT-компаний в Тайване составляла 32 процента, Индии — 35 процентов, Южной Корее — 25 процентов, Китае — 60 процентов. За 2005–2010 годы структура рынка изменилась в пользу частников, число госпредприятий сократилось: в Тайване — до пяти процентов, Индии — до восьми процентов, Южной Корее — до четырех процентов, Китае — до 30 процентов. В Казахстане же государственные IT-компании занимают три процента рынка. Конечно, в сравнении с развитыми странами цифра выглядит мизерной, но, учитывая немногочисленную армию частных компаний, которым к тому же приходится работать в жестких конкурентных условиях со своими зарубежными коллегами, беспокойство айтишников вполне оправданно. По мнению Асхата Оразбека, государственные IT-компании должны снизить объемы работ по системному анализу, разработке, техническому обслуживанию и ремонту ПК и оргтехники и сделать прерогативой услуги по управлению IT-проектами.

Это разделение труда позволит равномерно развивать отрасль. При этом государство и бизнес могут и должны выступать партнерами, обмениваясь опытом, знаниями и идеями.

На данном этапе отечественные предприятия отрасли ИКТ не строят иллюзий относительно выхода на внешние рынки — сначала необходимо освоить внутренний. Как выяснилось, причина столь низких показателей казсодержания во внутреннем потреблении кроется не столько в низком качестве и высокой стоимости отечественных товаров и услуг и не столько в их дефиците, а в элементарном отсутствии спроса, который не позволяет «загрузить» работой и без того малочисленные местные IT-предприятия. В этой ситуации, говорит председатель совета директоров АО «НАТ Казахстан» Александр Евсюков, не стоит надеяться на госзаказ, нужно вплотную заняться формированием спроса на частном рынке и делать это посредством внедрения налоговых преференций, причем не только для IT-предприятий, а для любых компаний, потребляющих IT-услуги. Налоговая политика должна стимулировать бизнес на собственную автоматизацию, заключил спикер.

А для того чтобы IT-предприятия повышали качество своих услуг, продолжил Александр Евсюков, нужно создать систему IT-рейтингов, которая к тому же поможет квалифицировать компании по сложности выполняемых ими работ.

Как известно, площадкой реализации IT-инициатив правительство видит СЭЗ «Парк информационных технологий». Представители IT-индустрии соглашаются, что ПИТ в перспективе, при правильной организации его работы, может стать катализатором развития отрасли информационных технологий, но для строительства инфраструктуры, накопления интеллектуального потенциала нужно время — и время продолжительное. Несмотря на то, что СЭЗ была создана еще в 2003 году, она до сих пор не выполняет своей основной функции: не решены вопросы инфраструктуры, несколько раз менялся налоговый режим, изменилась площадь ПИТ. Как результат, резюмирует Сергей Швалов, количество проектов, реализуемых в Парке, не выросло, а наоборот уменьшилось.

Не на голом энтузиазме

Проблемным представляется вопрос об участии в ПИТ IT-предприятий, разрабатывающих и внедряющих заказное ПО и оказывающих сервисные услуги. Такие субъекты в силу своей специфики работают на территории заказчика за пределами зоны ПИТ. Но это не должно значить, что такие IT-предприятия не нуждаются в поддержке со стороны государства. Поэтому, говорит Нурлан Исин, распространение льгот участников Парка информационных технологий на все предприятия, занимающиеся разработкой ПО, было бы хорошим катализатором для развития этого сегмента IT-отрасли.

Как и обещалось, на подведение итогов II съезда IТ-предприятий Казахстана прибыл премьер-министр страны Карим Масимов. Заверив представителей IT-сектора, что государство готово поддерживать производителей инновационных технологий, глава правительства дал ряд конкретных поручений. Так, премьер считает необходимым уделять больше внимания образованию в отрасли ИТ. Но просвещаться казахстанские айтишники должны не на голом энтузиазме, по мнению премьера, на образование в IT-отрасли «и госзаказов больше надо сделать и денег больше выделять». Подумать над практическими шагами решения данного вопроса глава кабмина поручил не только профильным ведомствам, но и самим представителям IT-сектора. Чуть раньше министр связи и информации Аскар Жумагалиев сообщил, что в настоящее время ведется работа по подготовке кадров для IT-индустрии. Начиная с прошлого года в Казахстане действует Международный IT университет, созданный в тесном сотрудничестве с I Carnegie, структурным подразделением университета Carnegie Mellon (США). В течение ближайших трех-четырех лет в стране будут открыты три профильных колледжа. Кроме того, с целью развития НИОКР в 12 университетах республики будут созданы R&D-лаборатории.

Премьер также поставил задачу дальнейшего внедрения широкополосного интернета и в целом развития отрасли. «Теперь вы должны оценить и предложить для правительства новые решения, потому что, даже создав идеальные условия для производителей вашей продукции, если они не соответствуют новым мировым тенденциям, у нас есть опасность законсервироваться в своем развитии», — сказал Карим Масимов.

Подчеркивая приоритетность обсуждаемого вопроса для правительства, глава кабмина пообещал лично присутствовать на первых пяти-шести заседаниях по развитию IT-отрасли.

По итогам съезда делегаты приняли обращение к государственным органам, национальным компаниям, предприятиям и организациям о поддержке отечественных производителей в сфере информационных технологий.

Комментарии