Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Ценовые войны или интеграция?

Рынок Казахстана созрел для конвергентных услуг.

23 сентября 2010 12:52, Виктория Говоркова, Капитал.kz
Рубрики: Рынок, Связь

На рынке сотовой связи, да и в целом в телекоммуникационном секторе ведущим трендом становится конвергенция. Объединяются преимущества мобильного и фиксированного доступа у одного оператора, интегрируются в один пакет различные услуги, в сторону сближения движутся и сами операторы, создавая симбиоз платформ, решений и технологий. Об этом говорили на состоявшейся в Алматы конференция Digital Communications Event 2010, организованной компанией J'son & Partners.

По словам Таугазы Абдикулова, директора по развитию бизнеса на корпоративном рынке ТОО «КаР-Тел», сейчас ведущие сотовые операторы предлагают примерно равные условия, поэтому посткризисные корпоративные клиенты, выбирая для себя поставщика услуг связи, стали намного критичнее, оценивая соотношение цена/качество предлагаемых услуг, они требуют больше и лучше за меньшую цену. Именно кризис проявил преимущества конвергентной связи для конечного потребителя в лице бизнеса, ищущего новые пути повышения своей эффективности. «Мы уверены, что конвергенция это не просто антикризисная, а долгосрочная стратегия развития телекома, которая способна уже в ближайшее время существенно пересоздать ландшафт рынка, в том числе и в Казахстане», — отметил г-н Абдикулов.

На сегодняшний день ряд операторов и компаний уже предоставляют такие услуги, понимая, что именно за этим будущее, а ценовые войны на рынке B2B несут угрозы потерь не только для самих операторов, но и вызывают риски дестабилизации рынка в целом.

В корпоративном секторе постепенная конвергенция различных видов связи и дополнительных услуг приведет к получению некоего универсального телекоммуникационного продукта, который будет востребован современным бизнесом.

Сейчас темпы миграции клиентов между операторами в корпоративном сегменте быстро снижаются, в этой ситуации операторы отмечают, что на первый план выходят дополнительные услуги, возможности комплексного оказания коммуникационных услуг. По результатам опроса Informa Telecoms & Media, именно «интегрированные» операторы больше других ориентированы на получение прибыли и снижение операционных расходов за счет конвергенции сетей и услуг.

По оценкам экспертов, процесс конвергенции и интеграции мобильной и фиксированной связи будет продолжаться еще не менее 4 лет, но уже сейчас понятно, что те компании, которые начнут предоставлять эти услуги быстрее, раньше создадут себе клиентскую базу.

Как отметил г-н Абдикулов, несмотря на то, что в списке наиболее востребованных услуг связи в Казахстане среди корпоративных клиентов по-прежнему доминирует сотовая связь, все большие темпы роста набирает потребление услуги передачи данных. «Гибридный» оператор, объединяющий преимущества мобильного и фиксированного доступа, сможет предоставить наиболее полный, привлекательный для конечного потребителя сервис и получить большие совокупные доходы.

«Продолжая планомерную работу по повышению доступности и улучшению качества наших услуг в сегменте B2B, мы намерены в большей степени концентрироваться на содержательности и рациональности пакетов предлагаемых сервисов, а не на тарифной стороне, что будет способствовать удовлетворению потребностей бизнеса и в целом социально-экономическому развитию страны через развитие отечественного предпринимательства», — заявил Таугазы Абдикулов.

Между тем, именно тарифная политика сотовых операторов в последнее время в центре внимания как государственных регуляторов, так и потребителей. По оценкам экспертов, в среднем тарифы наших операторов в 2 раза выше, чем в России. Конечно, можно говорить, что в этом вопросе есть положительная динамика. Можно также вспомнить первые баснословно высокие тарифы «Алтела» и то, что по разным причинам сотовые операторы оказались в неравных стартовых условиях, но очень высокие ставки на пропуск межсетевого трафика, интерконнект, которые не менялись уже много лет (19,98 тенге), все же вызывают много вопросов. Стоимость интерконнекта между мобильными операторами в нашей республике в 4,5 раза выше, чем в России, в 2,7 раза выше, чем в Турции и в 1,5 –2,5 раза выше, чем в странах ЕС.

Такая высокая ставка на интерконнект — одна из преград, препятствующих вхождению на рынок новых игроков с выгодными тарифами. Об этом в частности говорил Никлас Сонкин, исполнительный вице-президент Tele2 Центральная Европа и Евразия, председатель совета директоров NEO, но пообещал, что скоро NEO разрушит олигополию двух операторов на рынке мобильной связи в Казахстане. Компания Tele2 намерена занять 30% рынка мобильной связи в Казахстане.

«Мы повторяем нашу стратегию, отработанную также в России, по покупке небольшого игрока и превращению его в машину роста», — заявил Никлас Сонкин.

В Агентстве по защите конкуренции РК не раз заявляли, что мониторят ситуацию на рынке, проводят анализ деятельности всех сотовых операторов с целью выявления злоупотреблений доминирующим положением и причин, тормозящих развитие конкуренции на этом рынке.

Представители GSM Казахстан/Kcell и ТОО «Кар-Тел», в свою очередь, не раз говорили, что «за» снижение ставок, однако это должно происходить эволюционно, а не революционно. Радикальное снижение тарифов на интерконнект может привести к резкому возрастанию объемов межсетевого трафика и, как следствие, понижению качества оказываемых услуг связи.

Ждут операторы и решения вопроса с разворачиванием сетей третьего поколения. Между тем, в минувший вторник на выездном заседании правительства премьер-министр РК Карим Масимов поставил перед Министерством связи и информации задачу по развитию системы LTE в Казахстане, добавив, что здесь необходимо не пропустить момент, потому что так долго ожидаемые связи третьего поколения уже теряют свою актуальность.

«По LTE — не упустите этот момент. 3G — это уже пройденный этап», — считает глава правительства.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии