Следите за новостями

Перспектива электронного выбора

Интервью с председателем Центральной избирательной комиссии Казахстана Куандыком Турганкуловы о текущем состоянии и перспективах применения электронного голосования в государствах—участниках ОБСЕ.

23 сентября 2010 12:48, О. Сулейменов, Казахстанская Правда
Рубрики: Общество

Электронное голосование — отнюдь не новая тема ни в рамках экспертных семинаров, проводимых по инициативе ОБСЕ, ни в рамках национальной электоральной практики. Но это не исключает ее актуальности. О текущем состоянии и перспективах применения электронного голосования в государствах-участниках ОБСЕ мы побеседовали с председателем Центральной избирательной комиссии Казахстана Куандыком Турганкуловым.

Председатель Центральной избирательной комиссии Казахстана Куандык Турганкулов— Куандык Турганкулович, в Вене прошел семинар действующего председателя ОБСЕ о текущем состоянии и перспективах применения электронного голосования в государствах-участниках ОБСЕ. Наша страна выступила организатором данного форума. Какой круг вопросов обсуждался и какой была повестка?

— Глава государства Нурсултан Назарбаев назвал председательство Казахстана в ОБСЕ национальным стратегическим проектом. Поэтому каждое мероприятие, проводимое нами в этой почетной роли, имеет для страны огромное значение.

Сегодня эксперты разных государств по-разному оценивают возможности дальнейшего использования систем электронного голосования, акцентируя внимание на внедрении единых операционных и технических стандартов, обеспечении безопасности и надежности, соблюдении прав избирателей, наблюдателей и всех участников избирательного процесса.

Именно эти вопросы и стали главным объектом обсуждения в рамках семинара. Его участники постарались обозначить и определить ближайшие перспективы применения и развития электронного голосования в странах-участницах ОБСЕ, выявить наиболее проблемные моменты, определить первоочередные задачи, решение которых будет способствовать безусловному соблюдению принципов и стандартов демократических выборов при внедрении и использовании систем электронного голосования.

Семинар состоял из трех сессий. На первой обсуждались вопросы применения электронного голосования в странах-участницах ОБСЕ, на второй — международных стандартов по электронному голосованию, правового регулирования и международного наблюдения за электронным голосованием, на третьей — перспективы применения электронного голосования на пространстве Организации.

В форуме приняли участие представители центральных избирательных комиссий и других органов стран-участниц и государств-партнеров ОБСЕ, международных организаций (ООН, Совет Европы, Организация Американских Государств, СНГ), а также ряда НПО.

— Организация подобного семинара — сложная и ответственная задача. Большую роль играет подготовительная работа? Что было сделано ЦИК РК на этом этапе? Чем вы удивили или заинтересовали участников?

— Действующие председатели ОБСЕ ежегодно проводят семинары, посвященные выборным вопросам. В этом смысле настоящий семинар явился традиционным.

На предыдущем семинаре в Вене высказано предложение о проведении в 2010 году семинара по электронному голосованию, которое поддержано казахстанской стороной. Центральной избирательной комиссией РК и БДИПЧ/ОБСЕ подготовлен обзор международных документов по электронному голосованию, а также другие печатные материалы.

Кроме того, вниманию мы представили действующее оборудование АИС «Сайлау» и пригласили оценить его функциональность путем неофициального анонимного опроса. В рамках этой своеобразной деловой игры мы предложили всем ее участникам с помощью электронного бюллетеня ответить на вопрос: «Поддерживаете ли вы применение электронных избирательных систем?».

Данный опрос проводился в течение двух дней работы семинара, а его результаты мы объявили при подведении итогов форума.

— Ваша оценка перспективы развития систем электронного голосования?

— Внедрение новых технологических решений в сфере избирательного процесса и развитии систем электронного голосования — вопрос сложный, многоплановый и во многом дискуссионный. Конечно, при этом преследуется понятная цель — совершенствование реализации избирательных прав граждан, повышение активности электората, ограничение влияния так называемого «человеческого фактора» в электоральном процессе, ускорение подведения итогов выборов и т. д. И в этом плане перспективы у электронных систем, бесспорно, есть.

Как показал анализ, в настоящее время по уровню внедрения информационных технологий в избирательный процесс все государства условно можно разделить на три основные группы. Первая — это государства, полностью или частично внедрившие и использующие систему электронного голосования. Вторая — государства, имевшие опыт внедрения и использования электронных технологий, но по тем или иным причинам отказавшиеся от них. Третья — государства, не использующие автоматизацию в избирательном процессе и предпочитающие традиционные методы его организации.

Данное разнообразие имеет место и на пространстве ОБСЕ. 26 стран-участниц частично или полностью внедрили системы электронного голосования. Еще четыре государства использовали подобные системы, но по тем или иным причинам отказались от них.

— Какие электронные системы сейчас используются в мире?

— Внедряемые и эксплуатируемые сегодня системы электронного голосования также условно можно разделить на три основные группы: системы оптического сканирования бумажных бюллетеней, системы прямой записи электронного голосования, системы дистанционного голосования. Все три вида с большим или меньшим успехом применяются уже на протяжении довольно длительного времени.

Однако, как показал анализ, использующие их государства столкнулись с рядом проблем, связанных с обеспечением основополагающих принципов выборной демократии при внедрении новых технологий, форм и методов организации избирательного процесса. Зачастую высказываются сомнения, что при использовании систем электронного голосования не обеспечивается достаточная прозрачность для наблюдателей процедуры голосования, учета и обработки электронных бюллетеней. Актуальными остаются и вопросы обеспечения надлежащей безопасности системы, в частности, защиты от попыток внешнего взлома.

Определенные вопросы вызывает и уровень знаний организаторов выборов в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также их подготовленность к работе с электронным оборудованием.

Поэтому, по нашему мнению, полное или даже частичное применение автоматизации в электоральных процедурах не является единственным и неизбежным путем развития избирательных систем.

Решение о разработке, внедрении и эксплуатации таких систем зависит от целого ряда экономических, политических и социальных причин, а также от уровня компьютерной грамотности населения, развитости инфраструктуры и других факторов.

— У Казахстана имеется опыт в этом направлении. Как, на ваш взгляд, проявила себя АИС «Сайлау» за прошедшие годы?

— Действительно, еще в апреле 2004 года в казахстанское избирательное законодательство внесены поправки, регламентирующие особенности проведения выборов с использованием электронной избирательной системы.

15 сентября 2004 года госкомиссией подписан акт о приемке АИС «Сайлау» в эксплуатацию, положивший начало использованию электронной системы голосования в выборных мероприятиях. В частности, она применялась на парламентских выборах 2004 и 2007 годов, а также на президентских 2005-го.

При этом хочу отметить, что за весь период использования автоматизированной системы фактов срыва составляющих избирательного процесса по причине программных или технических сбоев не было. Достаточную квалификацию показали и специалисты, обеспечивающие эксплуатацию оборудования, и члены участковых избирательных комиссий.

Вместе с тем мы не можем сказать, что электронное голосование у нас получило однозначное признание общества и всех участников избирательного процесса. По этой причине на избирательных участках, где установлено оборудование АИС «Сайлау», мы предоставили гражданам право самим выбирать способ голосования.

Как свидетельствуют прошедшие выборы, избиратели в большинстве своем предпочли воспользоваться традиционным бумажным избирательным бюллетенем. Так, если в 2004 году услугами электронного голосования воспользовались всего 7,2%  избирателей, принявших участие в выборах, то в 2005 году — 5,8%, а в 2007-м лишь 2,2%.

Происходящие на практике кратковременные перебои в работе системы из-за отключения электроэнергии, перезагрузки компьютеров и т. д. тоже вызывают дополнительные трудности в популяризации системы.

Остается актуальной и проблема низкой эффективности использования системы в межэлекторальный период, а также необходимость постоянных финансовых затрат на ее содержание и модернизацию.

Все эти недостатки электронного голосования в ходе эксплуатации осознавали прежде всего мы — организаторы выборов. На них обращали внимание эксперты и наблюдатели БДИПЧ/ОБСЕ, миссий по наблюдению СНГ, политические партии и общественные объединения страны, а также сами избиратели.

— Дайте оценку, если можно, перспективам АИС «Сайлау». Будет ли она модернизироваться, совершенствоваться, и, самое главное, станет ли она применяться на предстоящих в 2012 году выборах президента страны и мажилиса парламента?

— В последние годы, в связи с известными негативными тенденциями в развитии экономики, обострились проблемы финансового обеспечения содержания и реализации проекта по модернизации существующей системы электронного голосования. Наша заявка на выделение средств из госбюджета на эти цели в 2011–2012 годах рассматривается в правительстве. Окончательное решение будет принято в ближайшее время. От этого решения зависит и то, будет ли использоваться АИС «Сайлау» в будущих избирательных кампаниях.

— Спасибо за беседу.

Комментарии