Следите за новостями

Казахстан на пороге цифровой революции

Интервью с Карлом Йоханнессоном, управляющим партнером компании J’son & Partners и председателем конференции Digital Communications Event 2010 о предстоящей конференции.

2 сентября 2010 11:51, Виктория Говоркова, Капитал.kz
Рубрики: Бизнес

Рынок широкополосных услуг в Казахстане в ближайшие 2–3 года начнет испытывать настоящий бум. Цифровой стиль жизни неизбежен, но как этот глобальный феномен сочетается с нашим менталитетом и кругом ценностей? Каков дальнейший путь для Казахстана? Какие технологии и какие услуги удовлетворят клиентские потребности? Есть ли возможности для создания центральноазиатской «Силиконовой долины»?

Эти и другие вопросы будут обсуждаться в Алматы на конференции Digital Communications Event 2010, обещающей собрать самых влиятельных игроков рынка — включая министров, руководителей крупнейших компаний телекоммуникационного сектора, а также известных экспертов международного масштаба из Казахстана, России, стран Азии и Европы. У делегатов конференции будет возможность обсудить ключевые аспекты и перспективы подключения Центральной Азии к цифровому миру.

В преддверии мероприятия «Капитал.kz» встретился с Карлом Йоханнессоном, управляющим партнером компании J'son & Partners и председателем конференции Digital Communications Event 2010.

Карл Йоханнесс, управляющий партнер компании J'son & Partners— Господин Йоханнессон, расскажите о предстоящей конференции. Какие основные вопросы планируется обсудить?

— Главная цель этого большого мероприятия — собрать вместе всех ключевых игроков сектора цифровых коммуникаций. Цифровые коммуникации сейчас затрагивают все сегменты современного общества, такие как мобильные коммуникации, телекоммуникации, Web 2.0,  широкополосный доступ, интернет, реклама, образование и цифровой контент. Кроме того, мы поговорим о внедрении цифрового телевидения и его перспективах в Казахстане. Подобной конференции еще не проводилось в вашей стране, поэтому сейчас подходящее время взглянуть на текущие и будущие перспективы этого направления.

Цифровые коммуникации — это очень динамичный сегмент, который не был затронут кризисом и начал быстро развиваться в 2010 году. Центральная Азия и Казахстан сформировали очень интересную картину, так как в ближайшие 2–3 года проникновение широкополосного доступа в интернет существенно возрастет, а так называемый «волшебный момент роста» начнется, когда будет пройден порог 30% доступа к сети интернет. Стоит отметить, что мы близко находимся к этой точке.

Одной из значимых тем, которая также будет затронута на конференции, станут электронные платежные системы, их важность для индивидуальных предпринимателей и для представителей малого бизнеса, так как этот сегмент рынка только начал развиваться.

Все зарегистрированные участники смогут построить бизнес-связи посредством модуля делового общения. Каждый делегат получит свой собственный профиль и возможность отправлять сообщения, комментарии и интерактивно общаться с другими пользователями.

Во время конференции мы планируем провести конкурс на лучший проект в области цифровых коммуникаций, цифрового бизнеса среди нашей талантливой молодежи. Жюри, состоящее из лидеров данной индустрии, определит победителей в номинации «Лучший бизнес-план», и мы надеемся поддержать этот проект. Все подробности конкурса можно получить на официальном сайте мероприятия.

— Как бы вы оценили инвестиционные возможности телекоммуникационного рынка Казахстана на текущий момент?

— Я думаю, что технически рынок развит достаточно хорошо, и это значит, что рынок услуг сейчас может развиваться и расти. Но для привлечения большего числа инвестиций на цифровой рынок потребуется больше цифрового контента, соответственно.

Хотелось бы выделить 3 категории инвестиций в этот сектор. Первая затрагивает крупные компании, такие как «Казахтелеком», «Кар-Тел» (Beeline) и GSM Kazakhstan/Kcell. Эти компании получают инвестиции и финансирование в сотни миллионов долларов от крупных финансовых институтов и, можно сказать, от фондовых рынков. Вторая категория — это развивающиеся телекоммуникационные компании, а также компании, предоставляющие широкополосный доступ, интернет и услуги кабельного телевидения. Инвестиции составляют десятки миллионов долларов. Мне кажется, что это наиболее привлекательный сектор для инвестирования, но основная проблема в том, что игроки данного рынка мало известны за рубежом. Инвестиционная привлекательность таких компаний меркнет за потенциалом Китая, Индии и России. Иностранному инвестору сначала нужно «протереть стекло», если он сделает это, то увидит страну, привлекательную для инвестиций. В Казахстане есть несколько проектов, достойных такого внимания, и мы хотим, чтобы зарубежные инвесторы заново открыли для себя Казахстан на нашем мероприятии.

И третья категория, интересующая инвесторов, — это молодые, талантливые ребята с отличными идеями. Наиболее распространенная проблема, в данном случае, это отсутствие четких бизнес-планов и опытного управления. Эти стартапы или растущий бизнес требуют меньшего капитала и, по моему мнению, нуждаются в помощи в построении бизнес-плана и поиске выходов на подходящих инвесторов.

— Что, по вашему мнению, может стать катализатором роста телекоммуникационного рынка Казахстана?

— Я занимаюсь управленческим консалтингом уже около 30 лет, видел тысячи проектов и могу сказать точно, что важнейшую роль играет время, когда ты выходишь на рынок. Даже у самой хорошей идеи или концепта могут возникнуть проблемы из-за несвоевременности: рынок бывает не готов, когда ты что-то начинаешь, или наоборот уже перенасыщен подобными проектами. Но если ты выходишь на рынок с правильным продуктом или услугой и в нужное время, то шансы преуспеть очень высоки.

Важным катализатором для Казахстана является привлечение новейших цифровых продуктов и услуг на рынок и нахождение всеми крупными предпринимателями новых способов формирования контента и монетизации услуг с помощью рекламы, микро-платежей и подписок на услуги.

Кроме того, крупный проект, такой как цифровое телевидение, которое мы обсуждаем на конференции, имеет большой потенциал развития в Казахстане, несмотря на то, что на сегодняшний день данное направление только начинает развиваться. Если говорить о цифровой рекламе, то необходимо «включить» дополнительные услуги, предлагаемые на рынке мобильными операторами и провайдерами мобильного контента и мобильного маркетинга, которые имеют большой потенциал. Внедрение новых технологий, таких как LTE, даст большие возможности, поскольку оно обеспечит 20-30-кратное увеличение скорости передачи информации. Бум в данной сфере ожидается во второй половине 2011 года и в 2012 году, сразу же после развертывания сетей нового поколения. Инновации исходят не от операторов мобильной связи, так как это не является основным профилем их бизнеса, инновации поступают от тех, кто может взять на себя риск в создании новых услуг. В настоящее время в Казахстане созданы все условия. Все большие дела где-то начинаются. В России в настоящее время рынок интернет-рекламы оценивается приблизительно в 1 млрд. руб. В Казахстане данный рынок оценивается приблизительно в $5 млн., а в 2013–2014 годах, по моему мнению, рынок может достичь оценки в $40–50 млн. и $100 млн. в будущем. Таким образом, рынок имеет большой потенциал.

— На конференции одна из сессий будет посвящена цифровому стилю жизни. Каким вы видите его в Казахстане?

— У Казахстана потрясающая древняя культура и великая история с различными традициями, но цифровые технологии уже вошли в жизнь. Молодое поколение Казахстана — это активные блогеры и пользователи социальных сетей. По данным J’son Partners , в Казахстане около 4 миллионов пользователей социальных сетей. Наиболее популярные -это российские проекты, но мы наблюдаем тенденции роста количества казахстанских социальных сетей, их уже более 30.

Жители Европы имеют больший доступ к цифровым технологиям, но Казахстан развивается бурно. Число пользователей фиксированного и мобильного широкополосного интернета может достичь 30% в течение двух лет. Половина населения или даже большая его часть будет иметь доступ в интернет к концу 2014 года. Такие тенденции будут активно проявляться, и одна из главных задач для нашей компании — предоставление исследований рынка и анализа, подготовка бизнес-планов и помощь игрокам рынка в привлечении как зарубежных, так и местных партнеров для развития этого рынка.

Большинство компаний не являются противниками таких влиятельных компаний, как «Казахтелеком». Наоборот, конкуренция и новые компании увеличивают долю рынка для каждого игрока. Эти тенденции наблюдаются во всем мире, с тех пор, как конкуренция в секторе телекоммуникаций началась в Европе в 1981 году (в Великобритании).

Другой вопрос — казахстанский контент. Сейчас 80% пользователей социальных сетей используют мобильный интернет для доступа к платформам. Несколько участников нашей конференции как раз будут говорить на данную тему. И поэтому для продвижения казахстанского контента одним из инструментов должен быть мобильный интернет. Сейчас у нас, к примеру, 30–40 очень активных интернет-сайтов. Если посмотреть на международный опыт, то такие сайты зарабатывают большие деньги и интересны для инвесторов. Если инвестировать правильно, они могут стать крупными игроками на казахстанском и региональных центральноазиатских рынках.

— Как вы оцениваете эффективность корпоративных блогов компаний и первых руководителей?

— Корпоративные блоги — это первый шаг в общении с клиентами, и такой подход становится уже популярным в Казахстане. Следующий шаг — это то, как использовать блоги и социальные медиа в целях интерактивной коммуникации, PR и как средство маркетинга. Это отличный метод для достижения новых аудиторий и клиентов для казахстанских компаний. Для этого не требуется больших средств, тем не менее, необходимы четкая стратегия и высокая потребность в регулярном развитии и мониторинге деятельности социальных медиа и их влияния. Молодые люди проводят в сети интернет по 3–4 часа ежедневно, и эта группа представляет целое поколение цифровых граждан и будущих лидеров Казахстана. Они привлекут положительные качества социальных медиа в свою профессиональную жизнь, и компании будут внедрять такие бизнес-процессы и подстраиваться согласно им.

Участвуя в нашей конференции, на протяжении двух дней вы сможете встретить и выслушать ключевых игроков на одной площадке. Мы ожидаем, что слаженные совместные действия по разработке бизнес-инициатив будут предприняты по мере того, как Казахстан по-настоящему войдет в эру цифровых коммуникаций.

Комментарии