Следите за новостями

Online-конференция по вопросам IT-образования

Стенограмма online-конференции с участием вице-президента АО «Международный университет информационных технологий» Искандера Алиева на тему «IT-образование международного уровня казахстанского IT-Университета: возможности и перспективы», прошедшей 21 июля 2010 года.

21 июля 2010 10:11, Bnews.kz
Рубрики: Образование

21 июля на портале BNews.kz состоялась online-конференция с участием вице-президента АО «Международный университет информационных технологий» Искандера Алиева на тему: «IT-образование международного уровня казахстанского IT-Университета: возможности и перспективы».

Справочная информация
Вице-президент АО «Международный университет информационных технологий» Искандер АлиевАлиев Искандер Шамильевич — вице-президент АО «Международный университет информационных технологий». Родился 28.05.1970 г. в Российской Федерации.

Образование: 1987–1993 гг. — Алматинский автодорожный институт, специальность: строительство дорог и аэродромов, квалификация: инженер-строитель. 1994–1996 гг. — Независимый Университет «Туран», специальность: бухучет и аудит, квалификация: экономист. 2002–2004 гг. — Институт профессиональных управляющих г. Москва по программе ACCA (The Association of Chartered Certified Accountants).

Служил в рядах СА в 1988–1989 гг. Свою трудовую деятельность начал в июле 1993 года в банковской сфере, работал в Национальном Банке РК.

С ноября 1997 года по август 2003 года работал в АО «Казахтелеком», в бухгалтерии, главным менеджером по обобщению статистической отчетности, начальником отдела Экономического департамента.

С сентября 2003 года переходит на государственную службу в Агентство РК по регулированию естественных монополий, где возглавляет Управление по регулированию сферы телекоммуникаций, почты и аэронавигации. В период с апреля 2004 года по март 2008 года в Агентстве возглавлял последовательно Департамент по регулированию и контролю в сфере трубопроводных и водоканализационных систем, Департамент по регулированию и контролю в сфере телекоммуникаций и аэронавигации, Департамент стратегического планирования и сводного анализа. В апреле 2008 года переходит на работу в АО «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау» в качестве директора Департамента корпоративного управления.

С 10 ноября 2008 года избран заместителем председателя Правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», был назначен членом совета директоров АО «Международный университет информационных технологий», председателем наблюдательного совета ТОО «Центр электронной коммерции».

8 июня 2010 года назначен вице-президентом АО «Международный университет информационных технологий».

— Наверное, начнем с того, что Искандер Шамильевич расскажет немного об этом ВУЗе, который был создан совсем недавно и на международном уровне является пока единственным в Казахстане специализированным университетом по подготовке IT-специалистов.

— Спасибо большое за приглашение на портал BNews.kz. Да, наш университет очень молодой. Мы были созданы в прошлом году по поручению главы государства. В прошлом году мы осуществили первый набор студентов. Он составил 405 человек. Нашим стратегическим партнером является университет Carnegie Mellon, находящийся в городе Питсбурге, США. Это мировой лидер по компьютерным наукам. В апреле этого года был опубликован Шанхайский рейтинг вузов и он там занял первое место. Наш стратегический партнер предоставляет программ мирового уровня так называемые курсы SSD, на которых наши студенты обучаются. Также Carnegie Mellon обучил и сертифицировал преподавателей, которые преподают у нас по IT-дисциплинам. Только те, кто прошли обучение и отбор, только те преподаватели у нас преподают. В прошлом году мы преподавали всего лишь по 4 специальностям: это «Информатика», «Информационные системы», «Вычислительная техника и программное обеспечение» и «Менеджмент». В этом году мы дополнительно открыли еще 4 специальности. Это, во-первых, «Математическое компьютерное моделирование», «Журналистика», мы ее называем «Электронная журналистика», это «Финансы в IT» и это «Радиотехника, электроника и телекоммуникации». Кстати, этим летом наш университет переехал в новое здание в Алматы по адресу: ул. Жандосова, уг. Манаса.

— Скажите, какие существуют шансы поступить на грант в IT-университет?

— Шансы очень даже велики. Мы являемся государственно-частным проектом. Нашим учредителем является национальный холдинг «Зерде» и, соответственно, Министерство связи и информации. Благодаря помощи правительства и государства нам еще в прошлом году было выделено 300 государственных целевых образовательных грантов только под наш университет. В прошлом году мы набрали 405 студентов, из них 300 по госгранту. В прошлом году проходной балл был 77 баллов. В этом году мы ожидаем, что он будет выше. Во-первых, средний балл ЕНТ по стране был выше. Во-вторых, уже люди узнали про наш университет. В прошлом году мы только-только открылись, поэтому информации было мало. Поэтому торопитесь. В этом году, кто? сдавал физику могут подавать именно на IT-специальности, кто географию — на менеджмент и финансы. Сдавайте документы, подавайте документы на грант. В этом году еще будет дополнительно 10 грантов, кроме 300, на магистратуру.

— Гарантирует ли использование международных программ в обучении 100 процентное трудоустройство выпускникам вашего университета или это просто корочка, не имеющий вес сертификат?

— Международные программы сами по себе не могут 100% гарантировать трудоустройство. Надо их успешно изучить. Во-вторых, тот, кто успешно закончил наш университет, тот действительно получает диплом нашего университета и плюс должен получить 2 сертификата университета Carnegie Mellon. Эти сертификаты будут отражены в базе самого Carnegie Mellon. При любом запросе работодателя им будет дан ответ, что действительно, такой студент у нас обучался. То есть мы одновременно зачисляем студента к нам и в Бизнес-школу Carnegie Mellon. Все знают Carnegie Mellon в мире. Этот вуз имеет достаточно большой вес и поэтому с трудоустройством, не думаю, что возникнут проблемы. Более того, наши студенты уже проходят практику во многих организациях IT — это только после первого курса. У нас пока только первый курс закончился. Они будут показывать там себя. Уже очень много заявок есть на наших студентов из разных организаций, и, я думаю, с трудоустройством проблем не будет. Более того, будет со временем борьба за наших студентов.

— Почему основное предпочтение вы отдаете обучению на английском языке?

— Все дело в том, что английский для айтишника это как латынь для медика. Основной прорыв в ИТ-индустрии прошел в англоговорящих странах. Это Индия, Ирландия и так далее. Если ты не знаешь языка, то где ты устроишься за рубежом, куда пойдешь? Дальше у тебя не получится ни по учебе, ни по работе, если ты хочешь работать по специальности. На практике у нас так сложилось, что не все тянут обучение на английском языке. Есть, что люди отстают и мы в этом году решили и на русском языке сделать курсы именно Carnegie Mellon SSD. Мы сейчас переводим своими силами на русский язык и в этом году у нас будет обучение и на русском для тех, кто не в состоянии на английском языке учиться. Мы дополнительно и для школьников, и для абитуриентов проводим обучение английскому языку, готовим их.

— Каков профессиональный уровень преподавателей МУИТ? Где они сами получили IT-образование?

— У нас преподаватели довольно молодые в основном. Они закончили ряд авторитетных вузов: Колумбийский университет, Пекинский, Бременский, Оклахомы, Бауманский, во Франции. Все наши предподаватели по айти-дисциплинам первоначально прошли обучение Бизнес-школе Carnegie Mellon и получили сертификаты, дающие право преподавать программу Carnegie Mellon. Там был тоже очень серьезный отсев. Не все потенциальные преподаватели прошли этот отбор.

— Что можете сказать о связях IT-университета с зарубежными ВУЗами?

— Стратегическим у нас остается Университет Carnegie Mellon, но кроме него мы сейчас уже наладили с Малазийским университетом Tenaga Nasional University. Мы уже с ними договорились и об обмене студентами и об обмене преподавателями. Сейчас на стадии завершения у нас переговоры по двойным дипломам. То есть студент, отучившись у нас 2–25,5 года, уезжает в Малайзию, там заканчивает образование и получает сразу 2 диплома: и наш, и сертификат Carnegie Mellon, и диплом Малазийского университета. Их студенты также приезжают к нам и точно также получают. В этом году уже их преподаватели приедут к нам и парочка преподавателей поедут туда. Более того, этим 35 наших студентов прошли практику в Малайзии в этом университете. Причем, малазийские преподаватели отмечают достаточно высокий уровень наших студентов, хотя это были всего лишь первокурсники. Они за полтора часа смогли освоить ту программу, которую обычный малазийский студент проходит неделю. Можете представить? Кроме того, у нас налажены связи с Санкт-Петербуржским университетом информационных технологий, механики и оптики. Мы с ними больше сотрудничаем в рамках подготовки к олимпиадам по компьютерному программированию. Они трехкратные победители чемпионата мира и мы с ними в этом году уже провели евразийскую олимпиаду школьников по информатике. И лучшим студентам — наш университет, их университет, наше АО «Национальные информационные технологии», которое входит в группу «Зерде», дали гранты победителям данной олимпиады. Кроме того, у нас сейчас налаживаются связи с Рижским университетом, Корейским — вот и все пока.

— Интересно узнать, по каким критериям вы отправляете студентов на практику за границу?

— Естественно, он должен успешно сдать экзамен. Кто более успешно сдает, тот и едет. Вот, я сказал, что 35 человек. У нас сейчас на первом курсе учится порядка 380 человек. У нас порядка 405 человек поступило, но около 15 уехали по «Болашаку», что тоже наш уровень показывает. Несколько человек отчислилось. Естественно, человек должен быть активным, показывать себя в студенческой жизни. У нас есть студенческое правительство, студенты в этом достаточно активно участвуют и вообще в жизни университета. Едут самые лучшие. Практикум мы оплачиваем не 100%, должны быть плюс к этому какие-то материальные возможности у студентов. Студенты пользуются этой возможностью.

— На каких условиях можно продолжить образование после IT-университета за пределами Казахстана?

— Мы уже, как я сказал, практически договорились с малазийцами. У нас такая же договоренность и с Carnegie Mellon. Договор, мы как таковой еще не подписали, мы особо еще и не торопимся. Потому что это очень дорого. Поскольку, если 2–2,5 года идет обучение у нас, затем нужно поехать туда и оплатить учебу там. Учеба за границей стоит от 20 тыс. долл. до 50 тыс. долл. в год. Поэтому особого наплыва желающих нет. Но, если кто вдруг пожелает, устная договоренность у нас на это имеется. Это не вопрос. Преподаватели Carnegie Mellon тоже приезжают сюда, они отмечают достаточно высокий уровень наших студентов. Они отмечают целеустремленность и активность наших студентов. У Carnegie Mellon порядка 20 таких вот университетов и они нас выделяют. Наряду с нами такие университеты есть в Китае, и в Катаре. И считается, что наши студенты наиболее «продвинутые». Я могу сказать, что у нас обучение дешевле, нежели в Китае, и тем более, в Катаре. И мы будем со временем пользоваться этим преимуществом. Брать студентов иностранных, которых пока у нас пока нет. Хотя сейчас идет набор. Посмотрим.

— Насколько будут востребованы, по вашему мнению, выпускники IT-университета на казахстанском рынке труда? Запрашивают ли ваших студентов крупные международные IT-компании?

— Я уже говорил, что наш университет входит в группу компаний холдинга «Зерде». В холдинге находится две компании, имеющие статус национальных компаний. Наши студенты уже сейчас проходили практику в этих компаниях. Мы стараемся, чтобы наши учебные программы были максимально приближены к потребностям рынка, ИТ-организаций. И это является одной из тех вещей, которые гарантируют их трудоустройство. Во вторых, в наших ближайших планах- переезд в парк информационных технологий «Алатау». Там, помимо университета, будут находится крупные производства. Мы там начинаем строительство общежития, будут построены учебные корпуса, лаборатории, ожидается, что туда приедут и мировые ИТ-гиганты и крупные ИТ-компании. И наши студенты, я думаю, будут участвовать в их проектах, еще будучи студентами, как на практике, так и как участники проектов. Я думаю, что уровень наших студентов, это позволяет. И уверен, что за наших студентов будет борьба. А кто-то будет со 2,3-го курса вести наших студентов, и фактически выбирать их, еще не закончивших образование.

— Какова стоимость обучения в вашем вузе и насколько эта плата соразмерна с зарубежными учебными заведениями подобного профиля?

— Кто поступает на госгрант, там все покрывает грант. На платной основе, стоимость обучения по всем специальностям у нас 605 тыс. тенге, по информатике и журналистике — 505 тыс. тенге, заочное на базе колледжа — 250 тысяч тенге. Насчет соразмерности, сколько в Carnegie Mellon, я уже сказал. В Малайзии обучение стоит 18–20 тыс. долл. за все время обучения. Т.е.  4–5 тыс. долларов в год, то есть оно приближено к нашим ценам. Поэтому у нас программа двойных дипломов может пройти достаточно безболезненно. В Катаре, насколько знаю, стоимость обучения составляет порядка 10–20 тыс. долл. в год. По программам Carnegie Mellon у нас самые низкие цены.

— Занимаются ли ваши студенты разработкой программных продуктов? Какие из них уже нашли применение на практике?

— Не смотря на то, что наши студенты всего лишь первокурсники, они только после школы. Когда я их первый раз увидел, мне они показались такими юными. Но, не смотря на это, они принимали участие в разработке программы электронный акимат в Павлодарской области. Она уже успешно применяется. И разработали видеоролик Института кардиологии Алматы, и данный проект оформляется на патентование.

— Какова потребность в  IT-cпециалистах на казахстанском рынке? И сколько специалистов данного направления ежегодно выпускается в Казахстане?

— Точные данные по потребностям на сегодня, может быть, есть у министерства труда и соцзащиты. Нам сейчас нужно речь вести не о том, каковы сейчас потребности, а о прогнозах на 2013–2017 годы. Всем понятно, что ИТ-специалисты нужны не только в ИТ-организациях. Они нужны и в металлургии, и в нефтянке, и в нефтехимии, в торговле, везде. Причем спрос увеличивается. Есть программа индустриально-инновационного развития страны. Судя по ней, ИТ-сфера должна развиваться опережающими темпами, для того, чтобы поспевать и обеспечивать развитие других отраслей. Поэтому в госпрограмме прямо написано, что это будет обеспечиваться развитием нашего университета. Более того, в этой госпрограмме написано, что гранты на инфокоммуникационные специальности, по сравнению с 2009 годом будут увеличиваться в 2 раза. Если такое написано в программе, значит потребность есть и немалая. Ежегодно казахстанские вузы выпускают порядка 3–3,5 тыс. специалистов. Часть из них отрасль покидают по разным причинам. Я могу сказать, что сейчас госгрантов на инфокоммуникационные специальности, на бакалавриат порядка 2 тыс. 460 госгрантов. В прошлом году было 2 тыс. 200 грантов. Есть рост на 10%.

— Российские ученые всегда поднимают проблему, так называемых, «ножниц» между уровнем вузовской подготовки и требованиями рынка, образование не поспевает за новыми веяниями и технологиями столь стремительно развивающейся отрасли ИКТ, иными словами, как угнаться за меняющимися трендами. Как вы считаете, насколько эта проблема актуальна для нас?

— Темпы научно-технического прогресса таковы, что технологии сегодня устаревают за 3 –3,5 года. Хотя наши программы, которые мы используем, они и международные, современные, но в какой- то момент и они будут устаревать и мы естественно, будем их обновлять. Мы намерены работать с министерством образования и науки по совершенствованию самих программ. Мы сейчас вынуждены, мы ведь и по международным программам работаем, но мы должны и государственный стандарт по каждой специальности соблюдать на 100%. Поэтому, мы даем и это, и это. Сейчас мы работаем с МОН РК над совершенствованием программ, чтобы наши программы уже учитывали международный опыт. И тогда все ВУЗы вынуждены будут давать одинаково, так как мы вместе с МОНом это сделаем. Плюс, хотим привлекать на постоянной основе практиков, приглашать, чтобы они нам давали лекции, чтобы они участвовали в учебных программах, чтобы они участвовали в практических занятиях, и этим мы постараемся эту проблему решать. Мы работаем и с выпускниками школ, и английский язык преподаем, и стараемся в 10–11 классе им рассказывать про наш университет. В течении зимы мы проехали по всему Казахстану, в наших планах еще открыть колледж, года через 3–4.

— Какие специальности у вас есть и какие планируются внедрить в ближайшее время?

— С этого года у нас 8 специальностей, повторяю: это информатика, это информационные системы, вычислительная техника и программное обеспечение, это математическое компьютерное моделирование, радиотехника, электроника и коммуникации, это финансы, менеджмент и электронная журналистика. 8 специальностей, которые с этого года работают. В этом году мы открыли по магистратуре еще 2 специальности — это информационная безопасность, вычислительная техника и программное обеспечение. Пока других специальностей в планах нет. Я думаю, что этого пока достаточно. Единственное, у нас есть пожелание по компьютерной графике, по анимации, но мы пока до конца не решили, на основе каких программ и как это будем делать.

— Вы могли бы сказать, есть ли какой- то рейтинг вузов и можете ли сказать что-либо о своих конкурентах и других учебных заведениях, ведущих подготовку ИТ-специалистов?

— Мы можем только косвенно говорить, у нас рейтинг вузов есть в стране, но кажется в 2009 году не проводился. Наш, тем более, только в прошлом году был создан. Мы можем сказать только по участию в олимпиадах по компьютерному программированию. В этом году наши первокурсники вошли в полуфинал чемпионата мира. Мы считаем, что это уже достижение, поскольку в других командах там аспиранты и старшекурсники участвуют, а у нас первокурсники. Сильные школы у нас в КБТУ, и университет имени Демиреля. Был чемпионат республики по компьютерному программированию, мы там тоже заняли 3-е место, вслед за этими вузами. Но, поймите, мы первокурсники, а они аспиранты. Но, думаю, года 2 и мы их уже обгоним.

— Какие специальности пользуются наибольшим спросом, куда идет молодежь?

— Молодежь лучше нас чувствует, куда «мир катится» и они выбирают информационные системы, вычислительную технику и программное обеспечение.

— Как будут отслеживаться коррупционные действия сотрудников и руководства ВУЗа? Что введено нового в процессы ВУЗА для уменьшения коррупции?

— Я могу сразу сказать вам, у нас вообще нет коррупции. Той коррупции, о которой говорят студенты, о какой-то плате преподавателям, чтобы проставить зачет или экзамен, деньгами ли, или покупкой чего-то. Смотрите, экзамены по курсам SSD принимаются американскими профессорами. То есть, в он-лайн режиме студент заходит и набирает. Они принимаются этими профессорами и профессора ставят оценки. Наши предметы, которые здесь, наши преподаватели тоже у нас специальная электронная программа, компьютер выбирает 30 вопросов самостоятельно, студент отвечает, и тут же ему выдается результат. Могу сказать, что у нас по итогам 2-х сессий, зимней и летней 165 ритейков. Если бы не было этих ритейков, о какой коррупции можно говорить. Все бы сдали или почти все сдали. Порядка 80 человек сейчас проходят переобучение и заново сдают экзамены по различным предметам. Мало того, мы каждый месяц проводим анонимное анкетирование студентов, где одним из вопросов является — были ли случаи материального вознаграждения преподавателей. По анкетам, таких случаев не было. Кому то может быть из студентов нравится, кому то нет, но реальность такова — коррупции у нас нет. У нас молодая и амбициозная команда, мы добьемся своего.

— Каков процент отсева студентов, которые не проходят жесткие барьеры в процессе обучения?

Где-то 80 студентов, как я уже сказал, из 380 заново обучаются, или пересдают экзамены. Если видно, что студент не тянет, он проходит переобучение и сдает экзамен. Плюс в течение года у нас человек 10–15 отсеялось в другие группы, не в английские, а в казахские, и отчислилось совсем около 5–7 человек.

Комментарии