Следите за новостями

Быть или не быть аутсорсингу?

Мнения пользователей рынка услуг ИТ-аутсорсинга об его качестве в Казахстане.

10 июля 2010 10:29, Computer Club Magazine
Рубрики: Бизнес, Рынок

«Отдадим компьютер в заботливые руки». Возможно ли это? Скорее да, ведь многие западные компании, сокращая расходы на содержание отделов IT-сопровождения, прибегают к услугам сторонних специализированных организаций. Ну, а что происходит в Казахстане? Чтобы ответить на этот вопрос, мы опросили пользователей рынка услуг аутсорса: как они относятся к ИТ-аутсорсингу — используют или нет и почему?

Михаил Лавренов,
исполнительный директор интернет-магазина HIT.kz

Да, в данный момент интернет-магазин HIT.kz использует аутсорс. Считаю это очень выгодным в том случае, если нечем нагрузить собственного специалиста на полный рабочий день. К тому же это интересно и тем, что можно обговорить оплату по конечному результату и привязать к определенному сроку по времени. В этом случае все риски за переработки берет на себя поставщик услуг.

С другой стороны, стоит вопрос выбора специалиста или компании по аутсорсингу. Порой на рынке сложно найти качественного поставщика услуг. Чаще бывает, что предлагают очень завышенную цену, в разы, за те знания и компетенцию в вопросе, которыми обладает поставщик услуг.

Ольга Легкая,
компания Sinooil

К аутсорсингу я лично отношусь положительно. В данный момент мы обходимся собственными силами, но после перехода на 1 С:Бухгалтерию 8-й версии, который планируем в этом году, возможно, появится необходимость искать компанию по обслуживанию 1 С и у нас.

Марина Шиянова,
старший продавец отдела цифровых фотоаппаратов магазина «Зангар»

Мы не пользуемся услугами аутсорса. У нас просто нет в этом необходимости. Так же, как и не прибегаем к услугам постоянного администратора. В каждом отделе есть персональные компьютеры продавцов, но это их частная собственность, поэтому каждый решает свои проблемы с обслуживанием компьютера самостоятельно. Чаще всего это два варианта: либо самостоятельно настраиваем компьютер и ставим необходимый софт, либо пользуемся разовыми услугами IT-специалистов, которые работают в ЦУМе.

Анна Курлова,
IT-директор компании FoodMaster

Использование IT-аутсорсинга считаем обоснованным в случаях возникновения временной потребности в тех или иных услугах. Опять же, стоимость таких услуг должна быть как минимум соизмерима по трудозатратам и возможностям собственных сотрудников. Когда же потребность носит постоянный характер, IT-аутсорсинг вчистую проигрывает собственным квалифицированным сотрудникам. При принятии решения необходимо правильно подобрать количество человеко-часов, что целиком зависит от размеров и потребности компании. Мировая практика и практика Казахстана идут в одном направлении, но не одной тропой — стоимость услуг наших компаний, предлагающих IT-аутсорсинг, завышены, зачастую в разы, квалификация работников в таких компаниях неоднородна. Поэтому при обращении и выборе компании необходимо также выдвигать требования не только к самим работам, но и к специалистам, реализующим данные работы.

Сергей Малышев,
директор
IT-проектов компании Avia

Несмотря на то, что давно прибегаем к услугам аутсорса, мне трудно сказать однозначно, так как все зависит от конкретных IT-проектов компании-заказчика и, естественно, их юридического сопровождения. Порой трудно решиться на крупный аутсорсинговый проект, так как по-прежнему не проработана законодательная база аутсорсинга, вопросы страхования аутсорсинговых контрактов, не выработаны государственные и индустриальные стандарты предоставления услуг. Ко всему прочему, наши казахстанские аутсорсеры думают больше о платежах, чем о качестве проекта и реализации всех требований. Консультанты не могут гарантировать качество ИС, так как не заинтересованы в нем. При этом на них давят сроки и ограниченность ресурсов, что заставляет их упрощать задачу и методы, зачастую — создавать временные, не самые эффективные решения.

Но это еще не все, есть опасность, что после передачи процессов аутсорсер будет иметь возможность диктовать свои условия. И самое важное, особенно для банковских IT-проектов,  — угроза информационной безопасности, которая исходит от сотрудников аутсорсинговых компаний, так как сложно организовать контроль над сторонними специалистами. Пожалуй, это самая основная причина, по которой отечественные банки обходят стороной рынок аутсорса.

И последнее. Вероятность в результате аутсорсингового проекта потерять персонал компании, который является носителем ключевых компетенций и критически необходимых знаний. Важно, чтобы компания сразу не потеряла ту часть сотрудников, знания, навыки и опыт которых являются значимыми и неотчуждаемыми. Иначе может возникнуть серьезный провал в качестве предоставляемых услуг в тот момент, когда свой персонал уже ушел, а аутсорсер еще не наладил устойчивое обслуживание на должном уровне.

Помочь избежать подобных проблем может перевод сотрудников заказчика в аутсорсинговую компанию. Поэтому возможность аутсорсинговой компании включить в свой штат весь персонал заказчика или его часть может считаться плюсом при выборе поставщика.

В итоге получается, что услуги аутсорса — это палка о двух концах, и как к нему относиться, решать каждому, в зависимости от объемов и задач.

Комментарии