Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Морально не готовы

Казахстанскому разработчику беспроводных систем контроля и управления мешают развиваться слабая инфраструктура бизнеса и ментальность общества.

28 июня 2010 11:12, Ольга Власенко, Эксперт Казахстан
Рубрики: Рынок, Связь

Отечественному разработчику беспроводных систем контроля и управления мешают развиваться слабая инфраструктура бизнеса и ментальность общества.

Сегодня технологии беспроводной передачи информации, к которым относятся радиочастотные системы автоматической идентификации и системы спутниковой навигации со встроенными каналами передачи данных, позволяют передавать сигналы на любые расстояния и контролировать состояние удаленных подвижных и неподвижных объектов, дистанционно управлять ими. Например, системы глобального позиционирования (GPS) нужны не только автомобилистам, хотя именно в этой области их применение наиболее массово. Их экономическое предназначение — минимизация издержек в производстве и бизнесе. Технический директор казахстанской компании ZERECON Владимир Лазаренко считает, что из-за отсутствия широкого спроса явной конкуренции в этом сегменте на отечественном рынке пока нет: «Сейчас в Казахстане около десяти компаний. Все они — дистрибьюторы, представляющие российскую, китайскую, корейскую, турецкую и израильскую продукцию». ZERECON — единственная отечественная компания, охватывающая весь производственный цикл: от постановки конкретной задачи до технического исполнения, со всей сопровождающей документацией (протоколами испытаний, стандартами, сертификатами). Компания сама продвигает и продает свой продукт. Но пока это ей удается не так, как хотелось бы. Несмотря на то что навигационные системы очень эффективны и успешно работают на Западе, у нас их практически не используют. Востребованность подобных услуг определяется уровнем организации бизнес-процессов и моральной готовностью предпринимателей и чиновников, которые мало верят в то, что этот продукт можно изготовить силами отечественных специалистов.

Дорога без контроля

Как показывает история компании, ее сотрудничество с государством дальше пилотных проектов и получения патентов так и не продвинулось. В 2005 году состоялась выставка «Инновационный Казахстан», где ZERECON презентовал систему идентификации подвижного железнодорожного состава. Эта система запатентована и сертифицирована в Республике Казахстан, защищена двумя международными евразийскими патентами, действие которых распространяется на Россию и Беларусь. «Идею этой системы разработали американцы в конце 80-х годов. Потом россияне создали ее аналог, который начали применять у себя и выдвинули требования — без оснащения датчиками этой системы ни один вагон на территорию РФ не заедет. Наша железная дорога объявила тендер на установку подобной системы. Мы же ее предлагали и раньше», — рассказывает г-н Лазаренко. Компания успешно разработала и запустила пилотный проект на четырех железнодорожных станциях — Сороковая, Пресногорьковская, Экибастуз и Кокчетав. Этим дело и ограничилось, систему на баланс не поставили, а установленное оборудование сейчас не работает. Проект не состоялся по парадоксальной причине — незаинтересованности КТЖ. По словам Владимира Лазаренко, «благодаря обеспечиваемому системой контролю подвижного состава разовая экономия могла составить, как минимум, 10% его стоимости. В Казахстане около 60 тыс. вагонов, стоимость самого дешевого — 50 тыс. долларов, экономия бы составила 300 млн долларов. Система сокращает простои и исключает пропажу вагонов. КТЖ — одна из самых крупных структур в Казахстане по объемам проходящих через нее денежных средств. Если поставить нашу систему контроля — деньги бы перестали уходить налево и поступали бы в казну».

Мимо кассы

В том же году компанию пригласили разработать беспроводную систему, контролирующую движение пассажирского транспорта в Алматы. «Но за время работы поменялось руководство города. Новые чиновники не проявили интереса к этой теме. Но мы ее не бросили, понимая ее перспективность», — рассказывает Владимир. GPS на пассажирском транспорте города все же были установлены, но не отечественного, а корейского производства. По словам технического директора компании ZERECON, это дорогое оборудование: «Если наш терминал для автобуса стоит 150–200 долларов, то корейский в разы дороже». Сейчас установленная на алматинских автобусах корейская система не работает. Новое руководство акимата Алматы планирует установку диспетчерской системы во вновь создаваемых муниципальных автобусных парках. «Наши специалисты помогают консультациями и составляют документацию по этому вопросу, — рассказывает г-н Лазаренко. — Сейчас на алматинском рынке автобусных перевозок работает около пятидесяти компаний, 1850 автобусов. И только 10% дохода от автобусных перевозок поступает в бюджет, остальные 90% — в частный карман».

У компании есть патент на радиочастотную систему контроля в сельском хозяйстве, улучшающую поголовье крупного и мелкого рогатого скота. При помощи шприца капсула с радиочастотной меткой вводится под кожу животного. Устанавливаются антенны, фиксирующие его местоположение. По идентификационному номеру можно получить информацию о его родословной. Система позволяет контролировать весь скот в стране. «В отечественном сельском хозяйстве других аналогов нет, — утверждает Владимир. — Патент разработан не как госзаказ и не на грант, а по инициативе самой компании. Сейчас он пылится на полке. В Минсельхозе о нем знают. Мы пытались продвинуть наши разработки через Инновационный фонд, но его эксперты к ним интереса не проявили».

Встречают по одежке

Недавно компания получила сертификат СТ КZ о 67-процентном казахстанском содержании — не смогла предоставить накладные, что изготавливает корпуса в Казахстане, и доказать чиновникам, что главное не оболочка, а содержание — интеллектуальные разработки. «Принципиальная схема устройства, топология печатной платы, программные компоненты — это и есть отечественный интеллектуальный продукт, — уточняет Владимир Лазаренко. — Технологий производства печатных плат по нашим чертежам в Казахстане нет. Мы вынуждены заказывать их в Китае, на заводах Шеньженя, где делают дешево и качественно и под контролем нашего специалиста. Там же производится их автоматизированная сборка. Здесь, в Алматы, мы производим окончательную сборку и настройку изделий, установку программ и проводим лабораторные испытания. Помимо завода в Шеньжене у нас есть другие контрагенты, выполняющие работу по нашему заказу. Например, изготавливающие корпуса или рекламную продукцию, оформляющие конструкторскую документацию». Преимущество своей компании технический директор видит в том, что она производит системы, адаптированные к отечественным условиям: «Импортное оборудование, как правило, либо очень дорогое, либо не подходит к нашим сотовым и интернет-сетям. Наши сети, особенно в регионах, работают плохо. Скорость низкая, неудовлетворительное качество связи. Клиент должен подстраиваться под оборудование, которое приобрел. С нами все наоборот — мы подстраиваемся под клиента, его потребности. Если что-то в процессе работы требуется — мы дорабатываем, совершенствуем, — рассказывает г-н Лазаренко. — Мы сами производим и продаем, а конкуренты перекупают. Если у клиентов ломается терминал, то мы сразу ставим новый, в то время как компании-дистрибьюторы его снимают и отправляют на завод для экспертизы. Процедура занимает месяц. Мы делаем все сами, поэтому у нас быстрее».

Брендовое мышление

Что касается частного сектора, то и тут круг клиентов компании невелик. Это средний и малый бизнес — в основном это компании, занимающиеся развозкой товаров по маршрутам, перевозкой и охраной объектов, обслуживанием нефтяных предприятий. Например, «Интерфуд», «Океан-5», «САФ-21». Низкий спрос Владимир объясняет тем, что компании не хотят вкладывать деньги. Приобретенная система окупает себя далеко не сразу. Инвестиции начинают оправдываться только через полгода. Частные структуры по-прежнему плохо информированы. «Для них главное — бренд. Они недоверчиво относятся к отечественным разработкам. Не верят в то, что такую продукцию мы можем делать сами», — переживает он. Серьезным препятствием для внедрения инноваций в производство становится низкий профессионализм персонала. «Однажды у нас был заказ на GPS-оборудование для автопарка, но там не оказалось специалистов, чтобы его подключить и использовать. Не смогли организовать простейший технологический процесс», — сокрушается он. Проблемы с кадрами возникают и у самой компании, которая вынуждена иногда прибегать к помощи российских специалистов. «Одного сотрудника компании переманили в Россию, другого — в Китай. Им предложили хорошие деньги. Это инженеры-разработчики высокого уровня», — сожалеет технический директор компании ZERECON.

Борьба с вредительством

Услуги дистанционного контроля помогают сделать бизнес более эффективным, четко организованным и прозрачным, исключают махинации, нецелевое использование и черную кассу. Возможно, поэтому они у нас недостаточно востребованы. «Мы вынуждены адаптировать и поддерживать работу наших систем фактически в условиях боевых действий. К нам звонят из компании — ваше оборудование перестало работать. Приезжаем, смотрим — иголка в проводе торчит. Исправляем. Через некоторое время опять поломка. В этот раз антенна прикрыта кастрюлей, чтобы не поступал сигнал. В ответ мы разработали программу, учитывающую подобные инциденты. Теперь мы фиксируем, где, когда и как произошла поломка. Все вносится в базу. Такие истории повторяются часто», — утверждает г-н Лазаренко.

Один из факторов, препятствующий росту спроса и развитию потенциала компании — отсутствие заказов. Чтобы разработать тот или иной проект и довести его до промышленного образца и внедрить в производство — нужен крупный заказчик. Таким заказчиком для отечественной компании, занимающейся собственными разработками, может стать государство. Но пока не все наши чиновники готовы к эффективным, отлаженным, а главное, прозрачным схемам контроля. Не готов к ним и отечественный бизнес. Отсутствие спроса на услуги, снижающие издержки и оптимизирующие бизнес-процессы, — симптом, не развивающейся, а деградирующей экономики. По-прежнему действенной остается логика: зачем делать что-то самим, если это можно купить и перепродать?

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии