Следите за новостями

Навязчивый сервис

Тарифообразование у операторов сотовой связи в Казахстане.

6 ноября 2006 15:58, Александр Таланов, Мегаполис
Рубрики: Связь

В некоем подобии холодной войны, развернувшейся в последнее время между правительством и операторами мобильной связи в Казахстане по поводу тарифов, истина победить так и не может. Представители властных структур грозят пальцем и громко заявляют о необходимости снижения цен. Операторы молчат и никаких заявлений по этому поводу практически не делают.

Правда, после статьи «Турецкий гамбит» в газете «Мегаполис», ТОО «КаР-Тел»  — владелец брэндов Beeline, K-Mobile и Excess — распространило официальное информационное письмо. В нем говорилось, что за период с сентября по декабрь 2004 года (с момента приобретения компании российским «Вымпелкомом») уровень рентабельности составил 4,08 процента, а за 2005 год — 1,2 процента, о чем ежегодно сообщает тот же «Вымпелком» на страницах своего официального сайта. Многочисленные вопросы по этому поводу посыпались после отчета Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли РК о системе тарифообразования операторов мобильной связи. В нем, в частности, говорилось, что уровень рентабельности «одной из сотовых компаний» в 2005 году составил 120 процентов. Подробно обо всем этом и говорилось в «Турецком гамбите».

Остается непонятным, почему в правительственном пресс-релизе эта компания не была названа прямо. Гадать по этому поводу долго не пришлось: «КаР-Тел» тут же представил официальные данные по поводу рентабельности. А выбрать из одного оставшегося оператора труда не составило. Но оставшийся оператор молчит и оправдываться, похоже, не собирается.

Между тем, по официальным данным, размещенным на сайте одного из акционеров ТОО «GSM Kazakhstan» — финской компании TeliaSonera, — ведущий оператор Казахстана потерял во втором квартале этого года 68 тысяч абонентов. Это, конечно, можно объяснить очисткой базы данных от так называемых «мертвых душ», но факт остается фактом — именно столько человек перестали пользоваться его услугами. Прирост же по итогам третьего квартала составил всего 4000 клиентов.

Какими же сегодня могут быть рычаги воздействия на казахстанских операторов сотовой связи в области снижения тарифов? Кто или что здесь может сыграть ключевую роль? Как повлияет на рынок сотовой связи появление третьего оператора? Официальное письмо с этими вопросами мы направили в Агентство по информатизации и связи — уполномоченный орган правительства — еще 24 октября. Ответа до сих пор нет, но мы все еще не теряем надежду его получить. Пока свое мнение высказывают лишь специалисты, не желающие раскрывать свое инкогнито. Один из них оставил свой комментарий на сайте газеты. Нельзя не признать, что логика в его рассуждениях присутствует.

На момент выдачи лицензий ни о GSM Kazakhstan, ни о «КаР-Тел» нельзя было говорить как о монополистах на рынке сотовой связи. Тогда им был «Алтел». Что касается Министерства транспорта и коммуникаций, то по действующему законодательству оно вообще не уполномочено определять монополии и регулировать их тарифы. Это компетенция Агентства РК по регулированию естественных монополий.

Я до сих пор не могу понять: можно ли считать монополистами две компании, которые имеют львиную долю рынка в совокупности? Ценовой сговор никто не доказал. Если судить по фактам, то этим сговором и не пахнет — слишком настороженно операторы относятся друг к другу. Паритет ими уже почти достигнут. Доминирующие субъекты — да. Но ситуация меняется. Новый GSM-оператор должен появиться уже в этом году. На то, чтобы сравняться по покрытию территории с уже существующими, по предварительным оценкам специалистов, ему потребуется: в крупных городах — около полугода, в пригородах и популярных небольших городах (например, Боровое) — год, остальная территория — около трех лет. Вроде бы долго. Но ведь главная борьба за клиента пойдет именно в Алматы, Астане и областных центрах. Так что выводы можно будет делать уже к следующему лету.

В лицензии нельзя было обязать сотовых операторов осуществлять посекундную тарификацию, поскольку «Казахтелеком» использовал в то время поминутную тарификацию. А сотовые операторы были обязаны использовать междугородные и международные линии «Казахтелекома» (это было эксклюзивное право тогда еще национального оператора).

Что касается права операторов самостоятельно устанавливать тарифы, то, по мнению анонимного комментатора, их деятельность регулируется не только лицензией, но и нормативно-законодательными актами уполномоченных органов, и ничто не мешает АИС (как регулятору отрасли связи) устанавливать требования для операторов сотовой связи. Равно, как и АРЕМ, разбираться с монополистами. Правда, существует еще и Закон «О связи», в котором четко прописано, что «Тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи на основе обоснованных затрат и объективного подхода, обеспечивающих равные условия для всех пользователей услугами связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Кроме того, в Казахстане есть еще килограммы законов, в которых говорится о пределах компетенции самостоятельных хозяйствующих субъектов. Можно, конечно, притягивать за уши отдельные положения отдельных законов, спору нет. Однако механизма исполнения их не будет. Иначе всех сотовых операторов давно бы «порвали на тряпки». А вот обоснование затрат как раз и может стать одним из рычагов давления на операторов.

Но, с другой стороны, и они далеко не лыком шиты. Если споры между правительством и операторами вдруг перерастут в судебное разбирательство, то, по мнению одного из специалистов, в его ходе вполне может выясниться, что неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором своих обязательств явилось следствием неисполнения своих обязательств лицензиаром (то есть тем же правительством). А это может «запахнуть», как минимум, обоснованными претензиями и исками уже к самому лицензиару. Нужно это кому-то? Вряд ли. Известно об этом сторонам? Естественно. Стоит ли после этого «катить бочку» на операторов? Самоубийственно для лицензиара (хотя крайних не найдешь — боссы меняются как в карусели, плюс законных оснований опять-таки нет). Утопия. У операторов убийственная доказательная база.

Да, претензии к качеству связи, к тарифной политике всегда есть и будут. И можно ругать операторов за то, что порой невозможно дозвониться до собеседника, за то, что тормозит мобильный интернет, за то, что вместо голоса в трубке можно иногда услышать «бульканье». А можно, наконец, решить вопрос о выделении частоты в 1800 МГц, которая сразу же позволит улучшить качество связи в крупных городах и высвободить необходимые ресурсы для покрытия малонаселенных регионов. Можно сделать еще многое и с той и с другой стороны. Главное — работать над этим.

Комментарии