Следите за новостями

KITEL-ное обозрение

Репортаж с прошедшей 25–27 мая в Алматы 17-ой Центрально-азиатской международной выставки «Телекоммуникации и компьютерные технологии» — KITEL-2010.

3 июня 2010 14:35, Татьяна Кузнецова, Фокус
Рубрики: Бизнес

25–27 мая в Алматы в Центре делового сотрудничества «Атакент» прошла 17-я Центрально-азиатская международная выставка «Телекоммуникации и компьютерные технологии» — KITEL-2010.

На церемонии открытия выставки выступили Адильбек Сарсенов, председатель правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», Куанышбек Есекеев, председатель правления АО «Казахтелеком» и Мухтар Абдыгаппаров, президент Казахстанской ассоциации ГИС.

60 компаний из 13 стран ближнего и дальнего зарубежья — Беларуси, Великобритании, Венгрии, Германии, Казахстана, Китая, Литвы, России, Польши, США, Турции, Узбекистана и Южной Кореи — приняли участие в семинарах и презентациях выставки. Каждому посетителю в качестве подарка был предоставлен активатор новой версии комплексной защиты Dr.WEB Security Space.

Количественный и качественный состав участников KITEL-2010 был аналогичен прошлогоднему, хотя размах выставки нельзя сравнить с временами бума развития IT-технологий. Конечно, все постарались представить свои стенды в лучшем виде, но до лоска и размаха выставок начала века было далеко. KITEL-2010 занял только один павильон, в котором леди в вечерних туалетах, предлагавшие раздаточный материал, смотрелись несколько неуместно. Куда органичнее оказались девушки в коротких юбочках с игрушечными автоматами через плечо, представлявшие «Лабораторию Касперского».

Впрочем, организаторы выставки такую скромность связывают, скорее, не с кризисом, а именно с развитием IT-рынка Казахстана.

— Выставка — это отражение рынка, а сейчас стал популярен новый формат коммуникаций, особенно в IT-индустрии,  — пояснила Динара Алпыспаева, менеджер по связям с общественностью компании Iteca. — Больше проводится видеоконференций, многим руководителям не нужно даже выходить из своего кабинета, для того чтобы провести переговоры.

Новинкой выставки стало проведение конференции SES-KITEL, в которой участвовали международные эксперты из списков Top 10 Enterprise Resource Planning Software Leaders 2009 и Top 20 Enterprise Software Leaders 2009, руководители и эксперты международных и национальных центров, ведущих международных и национальных компаний — производителей и поставщиков программного обеспечения, представители профильных профессиональных и сетевых IT-объединений. Конечно, судьбы IT-индустрии Казахстана на этой конференции не решались, но тем не менее участникам было что обсудить, каким опытом обменяться, наметить пути каких-то решений.

На старт, внимание… AWARD…

25 мая в рамках выставки KITEL начался официальный прием заявок на участие в национальной интернет-премии AWARD.kz — одном из самых значительных мероприятий в сетевой жизни Казахстана. Целью премии было и остается выявление самых значительных в художественном, технологическом и социально-культурном планах веб-ресурсов Казнета.

В этом году AWARD.kz начал с себя, обновив собственный сайт, сделав его, по словам организаторов, еще эстетичнее и удобнее для пользователей.

— Темп современной жизни таков, что мы все время куда-то движемся, переключаем каналы, обновляем страницы, следим за комментариями. Любое изменение — это показатель нашей жизнедеятельности, — рассказал Александр Ляхов, исполнительный директор «Интернет-ассоциации Казахстана» и сопредседатель оргкомитета AWARD.kz.

— Поэтому мы и хотим начать конкурс в этом году с весенним настроением и новым дизайном. При этом главная задача ресурса и премии в целом остается неизменной — консолидация идей, оценок и мнений как можно большего числа участников и экспертов казахстанской веб-индустрии.

Организаторы отметили не только эволюцию участников премии, но и интерес государства к качественному росту Казнета. В этом году AWARD поддер¬живает созданное весной Министерство связи и информации, у которого качественное улучшение ресурсов Казнета и разработка механизмов государственной поддержки локальных проектов стоят в приоритетных задачах.

Претендентам на звание лучшего проекта в Казнете предстоит пройти пять этапов — от приема заявок до отбора компетентным жюри списка номинантов по разным критериям, в том числе функционал, дизайн, наполнение. Награждение премией AWARD.kz состоится в ноябре.

«Электронное правительство» в массы

Заслуженным вниманием посетителей стал стенд Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде», на котором популярно и подробно объясняли механизмы работы «электронного правительства», платежного шлюза и информационной системы государственной базы данных.

— «Электронное правительство» входит в новую стадию, когда все работы уже завершены, все базы уже собраны. И с этого года перед нами стоит большая задача: донести электронное правительство до каждого дома, до каждого гражданина, до масс, — рассказал Адильбек Сарсенов, председатель правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». — В этот ресурс выведено более 1,5 тыс. различных информационных электронных услуг. Всегда можно получить справку, где кто работает, какие нужны документы. Собрана вся информация о работниках государственных органов. Также можно получать справки регистрации недвижимости, о трудоспособности, медицинские данные, и для этого не нужно ходить в ЦОНы. Идет работа по популяризации, по внедрению в широкие массы.

Самой главной проблемой для электронного правительства стала идентификация человека. Если в реальности потребитель может предъявить документ, удостоверяющий личность, то доказать свое право на предоставление услуги on-line сложнее. Это делается посредством электронной цифровой подписи.

Кстати, на выставке KITEL состоялась акция по выдаче электронной цифровой подписи. Каждый желающий мог на месте оформить и получить ее на руки. Правда, экзибиторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы объяснить населению, что к чему и, самое главное, зачем. Низкий уровень подготовки и информированности посетителей специализированной выставки наглядно продемонстрировал, что мало ввести в действие какую-то новаторскую идею, нужно еще внедрить ее в массы. Но даже на такие трудоемкие задачи специалисты смотрят со сдержанным оптимизмом.

— В будущем IT-рынок ждет повсеместное внедрение веб-технологий, — прогнозировал А. Сарсенов. — Все, что возможно, мы будем переводить в веб-режим. Я считаю, что в будущем развитие IT-рынка будет основываться именно на оказании услуг, а не на продажах «железа».

Опытным путем

Перспективы развития IT-отрасли и анализ нынешнего состояния рынка широко обсуждались на семинарах в рамках KITEL. Кризис все-таки повлиял на IT-отрасль не лучшим образом.

— Первые этапы кризиса ознаменовались картиной, когда проводились бессистемные сокращения персонала, — рассказал Максим Гандрабура, управляющий партнер IGM consulting company. — Просто «резали по живому», не смотрели на эффективность, на то, что ломаются какие-то внутренние связи. И фактически в компании оставались только «свои люди», которых не уволишь, и это только усугубляло кризисные явления.

У IT-рынка есть три составляющие: оборудование, софт — программное обеспечение, IT-сервис, то есть IT-услуги  — инжиниринговые или консультационные. Большую часть — 78 проц. — IT-рынка Казахстана составляет именно поставка оборудования, 14 проц. занимает IT-сервис и 8 проц. — софт. В то время как в развитых странах со стабильной экономикой пропорция обратная: большую часть рынка занимает именно сфера услуг, а не продажи оборудования. В Казахстане же, если какое-то оборудование работает недостаточно эффективно, его меняют в целом, вместо того чтобы пригласить специалистов, проконсультироваться, доработать или переработать программную часть. Соответственно в Казахстане пока не востребованы услуги IT-консультаций и разработки специализированных решений.

— За границей говорят о большом опыте в неэффективной эксплуатации оборудования. То есть покупка «железа» не предполагает, что все сразу идеально заработает, нужны специалисты, — пояснил М. Гандрабура. — Когда в Казахстане начнутся аудиты по эффективному использованию IT, только тогда появится IT-сервис в полном объеме. Это будущее, это направление, куда мы идем.

В принципе кризис помог многим компаниям научиться рационально использовать уже существующие IT-ресурсы, не тратя лишние деньги на новое оборудование, а приглашая специалистов для работы с уже существующим.

Подвигнуть компании на лишние расходы могут даже такие мероприятия, как KITEL. На выставке было немало стендов, демонстрирующих новейшие достижения высоких технологий. Красиво оформленные материалы, консультации грамотных специалистов могут увлечь, представить то или иное технологическое решение как панацею преодоления спада продаж и выхода из кризиса.

На семинарах царила атмосфера сдержанного оптимизма: работаем, набираем как позитивный, так и негативный опыт, растем, развиваемся. Возвращение на уровень продаж 2007 года специалисты ожидают в конце 2011 года.

А KITEL был и остается хорошей площадкой для свободного и конструктивного обмена мнениями по всестороннему использованию современных информационных технологий и коммуникационных средств.

Комментарии