Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Упал и сжался

Казахстанский IT-рынок стремительно стагнирует, несмотря на все усилия его модернизаторов.

22 апреля 2010 14:12, Жанар Тулиндинова, Фокус
Рубрики: Бизнес, Рынок

Отечественный IT-рынок стремительно стагнирует, несмотря на все усилия его модернизаторов.

Похоже, внимание, уделяемое сегодня государством IT-отрасли и выражающееся в периодическом обсуждении ее проблем на «круглых столах» и форумах, а также в создании отраслевых мастер-планов мало радует самих айтишников.

Если раньше от них не требовалось ничего, кроме торговли и сервиса, то теперь технократы из Мининдустрии ждут от них и разработки «коробочного» ПО, и даже «производства высокотехнологичного оборудования и микроэлектроники».

Поначалу представители IT-сообщества даже подумали, что ослышались (особенно относительно микроэлектроники), однако Министерство индустрии и новых технологий (по-видимому, следуя букве своего нового названия) начало проявлять непривычную настойчивость.

Отрасль гибнет за «железо»

Начальник управления высокотехнологичных отраслей МИНТ Бахытжан Битемиров демонст¬рирует показатели развития отечественной IT-отрасли не самые утешительные. Объем рынка, по данным ведомства, в прошлом году составил 90 млрд. тенге, и это, по словам г-на Битемирова, на 9 проц. меньше, чем в 2008 году. При этом львиная доля рынка приходится на компьютерное оборудование (ПК, ноутбуки, серверы, сетевое оборудование и комплектующие) — порядка 69 млрд. тенге. Причем, как уточнил в комментарии для Ф президент Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлан Исин, только 5 проц. закупаемого «железа» производится в Казахстане. Однако еще более чем низкая доля казахстанского содержания в отрасли, чиновников и представителей профессиональной ассоциации печалит то, что расходы на приобретение оборудования в пять раз превышают затраты на IT-услуги (14 млрд. тенге) и почти в десять — на лицензионное программное обеспечение (7 млрд тенге). Таким образом, по данным IDC CEE Region, доля аппаратного обеспечения на IТ-рынке Казахстана составляет 79 проц., IТ-услуг — 14 проц., а программного обеспечения — 7 процентов. При этом казахстанское содержание в IТ-услугах составляет не более 8 проц., а в программном обеспечении — и вовсе один процент.

Сравнивая сегментацию отечественного IТ-рынка и некоторых европейских стран, г-н Исин особенно подчеркивает высокий удельный вес «железа» — тогда как, к примеру, в Великобритании большая доля рынка приходится именно на услуги. Удалось такой перекос переломить, по мнению главы IT-ассоциации, и в России, где затраты на приобретение компьютеров и периферии составляют малую часть электронного сектора экономики. Впрочем, не все эксперты солидарны с г-ном Исиным в его неприятии наращивания IT-инфраструктуры. Директор департамента по развитию бизнеса национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» Талгат Данияров, к примеру, не сомневается, что нынешнее состояние рынка — это один из признаков стадии первичной информатизации, которую проходит сегодня Казахстан. По мнению г-на Даниярова, логичнее было бы говорить не о сокращении закупа «железа», а о наращивании объемов средств, направляемых на IT-услуги и программное обеспечение. Другой вопрос — где найти мультипликаторы роста для этих отраслей, пожимает плечами эксперт.

Государство им поможет

Собственно говоря, в мастер-плане развития отрасли уже заложены эти мультипликаторы: рост сектора разработки ПО и услуг IT, по замыслу чиновников Мининдустрии и новых технологий, будет опираться на госзаказ. При этом разработчики надеются к 2014 году увеличить долю казсодержания в закупках госорганов, компаний и холдингов с госучастием до 90 процентов. При этом сектор предоставления услуг увеличится с 14 проц. до 30 процентов. Президент компании «Плюсмикро» Дмитрий Гусак, комментируя для Ф эти цифры, констатирует, что, действительно, государство — это основной заказчик в IT-отрасли, поскольку «малый и средний бизнес довольствуется, как правило, семейством программ «1 С», а крупный пользуется иностранными системами, которые инвесторы привозят с собой». А председатель совета директоров компании «НАТ Казахстан» Александр Евсюков даже передразнивает тех, кто упрекает IT-предприятия за то, что они уповают на госзаказ, а не ищут клиента на частном рынке: «Это мне напоминает тренера, который говорит своим подопечным: идите сначала научитесь плавать, а потом мы вам нальем воды в бассейн».

— Если суммировать закупки всех госорганов, нацкомпаний и нацхолдингов, то это будет 90–95 проц. всех заказов в стране, и мы не можем игнорировать этот факт, ограничив себя пятью процентами заказов, поступающих от МСБ, и «подарив» иностранцам львиную долю рынка. Если мы хотим поднять отрасль, мы должны на нее тратить деньги, мы должны получать успешные, неуспешные и провальные проекты, должна копиться история и культура, причем не только компаний, но и заказчиков, потребителей продукта, — заключает эксперт.

Продукт на вынос

По словам г-на Исина, объективной статистики IТ-предприятий в Казахстане как не было, так и нет. Отраслевая ассоциация попыталась подсчитать их количество, опираясь на общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), однако г-н Исин сразу оговаривается, что многие IT-компании осуществляют свою деятельность под разными кодами. Таким образом, согласно данным казахстанской Ассоциации IT-компаний, в стране насчитывается порядка 825 предприятий, причем подавляющее большинство (706) специализируется на софтверном бизнесе, 92 — на продаже ПК и периферийного оборудования, 25 занимаются сборкой компьютеров и только одна — исключительно ремонтом и техобслуживанием. По словам г-на Евсюкова, беда отечественной IT-отрасли заключается в том, что большинство компаний специализируются отнюдь не на производстве собственного продукта, а на поставке зарубежного — фактически выступая исключительно в качестве посредников.

Г-н Исин может назвать лишь отдельные (и весьма скудные) примеры инновационных решений отечественных IT-компаний: это в первую очередь ERP-система для предприятий ASTRUM компании Logycom, технология разработки программных продуктов на платформе Microsoft фирмы Smart-ex, платформенно-независимая технология для разработки программных продуктов и информационных систем OR3 («Тамур»), ARTA Management (ARTA Software).

При этом, по мнению г-на Исина, отечественные IT-предприятия обладают богатым опытом разработки программных продуктов и информационных систем (в числе которых информационная система для Государственного центра по выплате пенсий, Налогового комитета Минфина, государственные базы данных юридических, физических лиц, регистр недвижимости, Национальный удостоверяющий центр), что свидетельствует о наличии у них определенного научного и кадрового потенциала. В целом же эксперты единодушны в одном: говорить сегодня о создании в Казахстане высокотехнологичных наукоемких продуктов (к примеру, собственного коробочного программного обеспечения) преждевременно.

— Коробочный продукт — это, прежде всего, собственные инвестиции компании, а у казахстанских IT-предприятий на это попросту нет денег, — говорит г-н Гусак. — Производ¬ство коммерческого софта пока слишком сложный и слишком емкий бизнес; кроме всего прочего, он еще и требует доработки продукта под каждого нового заказчика, то есть принципиально иного уровня сервиса.

— Государственной помощи для создания действительно инновационного продукта мало, — считает г-н Евсюков. — Рынок сбыта — 16-миллионное население Казахстана — слишком маленький для создания собственного коробочного продукта.

А прежде чем выходить на внешние рынки, снова сетуют эксперты, необходимо завоевать внутренний рынок и наработать на нем положительный опыт. По мнению г-на Гусака, выходу на экспортные горизонты мешает также психологический момент. «Ну кого заинтересует программный продукт, написанный, скажем, в Караганде или в Абае?», — резонирует наш собеседник.

Основные сегменты ИТ-рынка

Вместе с тем в мастер-плане развития отрасли в качестве одной из предпосылок ее качественного роста значится именно экспортоориентированность отечественных IT-предприятий. По словам г-на Битемирова, государство готово предоставлять налоговые льготы компаниям, свыше 30 проц. доходов которых составляет прибыль от экспорта IT-товаров и услуг; а в качестве одного из целевых индикаторов отраслевой программы значится увеличение экспорта до 5 млрд. тенге к 2014 году — хотя в отраслевой ассоциации были бы рады довольствоваться и двумя миллиардами.

Впрочем, чиновники МИНТ идут еще дальше: разработчики мастер-плана намерены наладить к 2014 году в Казахстане производство высокотехнологичного оборудования и микроэлектроники — ноутбуков, жидкокристаллических мониторов, оптического кабеля, а также сборку сетевого и коммуникационного оборудования.

Для достижения этих амбициозных задач в МИНТ надеются создать единого оператора по закупу IT-оборудования госорганами и компаниями с госучастием у отечественных производителей, выдавать последним гранты на приобретение технологий, опытно-конструкторские разработки и патентование объектов промышленной собственности за рубежом. Г-н Битемиров не скрывает также, что речь идет скорее о наладке «контрактной сборки брендовой IT-продукции» в Казахстане.

Однако пока казахстанское IT-сообщество склоняется к тому, чтобы определить «точками роста» именно развитие сектора услуг. По мнению г-на Евсюкова, он не требует серьезных инвестиций, «да и база у нас, с точки зрения наличия специалистов, имеется».

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии